Грешноватый стаканчик кофе. Как появился экошейминг и кто его победит
Как выжить в прекрасном новом мире, где за пачку неэтичных чипсов в руках могут придать общественной анафеме? Где учат эко-грамоте и что скрывается за термином «устойчивость»? Специально для Forbes Life Иван Дубков изучает противоречивую реальность новой этики.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/m0f/jvm/qam/ufbgem54lrs63g55sajfhja/ovlcxy.jpg?v=1&temp_url_sig=rBUiB40QuWYspoODDT6glg&temp_url_expires=1738902658)
Мир полнится глобальными серьезными проблемами, но кажется, громче всего сейчас кричат про экологию. Это не удивительно, даже такая приятная мелочь как теплая зима в Москве ведет к миллионным убыткам, заставляя самых отъявленных скептиков по-новому взглянуть на роль человека в этом феномене — а что, если глобальное потепление реально существует и виноваты мы? Если раньше размышления на этот счет относили к деятельности крупных компаний и государств, чья экономика основана на сырьевом секторе (вспомнить, например, историю с Мексиканским заливом в 2010 году, когда в океан вылилось 5 млн баррелей нефти), то сегодня все обратились друг к другу — а что сделал для планеты лично ты? Появился даже специальный термин — экошейминг, — осуждающее отношение к тем, кто не соблюдает правил ЗОУЖ (здоровый и устойчивый образ жизни). Не нравится аббревиатура? На английском звучит еще хуже — LOHAS (Lifestyle of Health and Sustainability). Если еще недавно бумажный стаканчик с кофе, выпитым на ходу, был признаком занятости, а следовательно — востребованности, то сейчас даже бариста столичных кофеен молчаливо осуждают тех, кто приходит без своей кружки — это же так неэкологично и неэтично. Но, подождите, кто поставил на прилавок одноразовые стаканчики? Где заканчивается ответственность отдельно взятого человека и вступает в силу ответственность институтов государства и бизнеса? Наконец, как понять что действительно экологично, а что устойчиво (sustainable) — и в чем, собственно разница?
Возьмем, например, студентов бизнес-школы в Барселоне, факультет устойчивого развития (Sustainable Development). Условная студентка Ксения живет в полном соответствии с ценностями будущей профессии — за продуктами ходит с шоппером, воду пьет из многоразовой бутылки, кофе — из собственного термостакана, разделяет мусор, одежду не покупает, а обменивается ей на своп-вечеринках, от пластика отказалась совсем, даже зубная щетка у нее — бамбуковая, биоразлагаемая. Только вот бамбук — весьма агрессивное растение, чей рост угрожает биоразнообразию, а производство изделий из него может быть связано с использованием опасных ядохимикатов. И это далеко не единственное противоречие эко-френдли-мира. Растительное молоко устойчивее коровьего? Не все. Для миндального, к примеру, вырубают апельсиновые рощи, что ведет к засухе в Калифорнии — основном мировом экспортере этого ореха. Веганы спасают планету, отказываясь от животных продуктов? Не особо, если питаются иностранными фруктами и овощами, выбросы от перевозки которых покрывают разницу углеродного следа, производимого крупным рогатым скотом. Список можно продолжать, но проблема очевидна — мы не до конца понимаем суть дела. Студентка Ксения пока тоже не все понимает, но в процессе обучения поступательно разбирается в деталях. Здорово, что академики подхватили тренд и образование в сфере экологии активно развивается. Если у обычного человека эко-противоречия могут вызвать чувство фрустрации и апатии («все тлен, мусор сжигают на заводе и мне его разделять бессмысленно»), то для «устойчивого» студента и специалиста — это мотивирующая задача, с которой нужно разобраться. И они разбираются.