Гай Германика
В преддверии выхода на экраны картины «Мысленный волк» мы встретились с одной из самых обсуждаемых героинь нашего времени. Валерия Гай Германика к своим 35 годам успела получить множество престижных премий и стать именитым режиссером. Артисты, которым довелось работать с Германикой, превозносят ее как божество, съемочные группы обожают, а зрители делятся на две диаметрально противоположные группы: те, кто ее ненавидят, и те, кто считают гением. Но главное, равнодушных нет.
О чем ваш новый фильм? Это социальная драма? Это экзистенциальная притча?
Как хотите, так и понимайте. Там у нас написано все – в аннотации.
А аннотацию вы сами написали?
Ну да. Сама. Там что-то притча, трали-вали, это все. Написано ж там все вроде? Надо посмотреть и просто переписать.
В ней написано: «Фильм представляет собой притчу о страхе, это рассказ о лишенных любви отношениях матери и дочери, которые на время обретают взаимопонимание, сплоченные страхом перед выдуманной матерью историей о волке-людоеде. На философском уровне это размышление об утерянной чистоте помыслов, которая является главным условием гармонии человеческого существования, и еще одна иллюстрация пословицы «Сон разума рождает чудовищ». Так? Это то, что вы хотели донести до людей своим проектом?
Ну я хочу, может быть, донести что-то. Но с другой стороны, зачем до людей доносить мысль? Я сделать хотела интересный продукт. И мне всегда кажется, что это так важно, что надо кому-то. Но так всем режиссерам кажется, даже тем, которые снимают ну что-то такое, попроще. Ты когда снимаешь кино, ты рассчитываешь на весь мир. На всю планету Земля.
Вы в какой-то момент выступили в качестве продюсера. Как так получилось?
Фильм перешел ко мне. Поделили права. Я пересняла какую-то часть фильма. Сама. Уже как хотела. Ну и стала заниматься продакшеном, продажами, продвижением. Собственно, тем, что продюсер должен делать.
Обычно сложно выступать и творцом, и продавцом? Как это было?
Ну. Нормально. Это же арт-кино. Ты не делаешь никаких коммерческих ставок на это. Просто действуешь в рамках обстоятельств, поэтому мне несложно. Я этим занимаюсь, у меня компания своя. Зачем я тогда это делала? Просто так? Чтобы бабки потратить один раз?
Как думаете, героиня Высоцкой – она какая? Потерянный человек в поисках бога или, наоборот, олицетворение сильной женщины, которая справляется с искушением?
Мне кажется, она ведьма.
Может, вы хотели показать в фильме жизнь женщины? Что это такая трансляция через поколения. Все живут без мужчин, растят детей самостоятельно…
Ну я такого не думала. Я что-то далека от всех этих историй. Я снимала вообще про другое. Может быть, это на подсознании у меня все, не знаю. Я от феминизма очень далека… Откуда я знаю?
Как считаете, должен ли художник отвечать за свое произведение? Нести ответственность за то, как люди воспримут его?
Ну это смотря какое произведение, правда. Есть такие вещи, которые лежат глубоко в области искусства. За них ты не несешь ответственности. Они существуют сами по себе. И они уже как законченные произведения. А есть конъюнктурные, такие, сиюминутные. Под ситуацию подстроенные. Если это политические вещи, какие-то заказные, то, конечно, несешь ответственность. Если ты понимаешь, что делаешь…
Например, в 20-е годы прошлого века предлагали запретить все романы Достоевского, потому что они, мол, пропагандируют самоубийство.
Я понимаю, я понимаю. Думаю, что и до сих пор провоцируют. Но это сложный вопрос, потому что это такая литература, она много имеет слоев. Понимаете? К ней относятся люди как к богоискательной литературе. Многие видят в ней другие слои, более поверхностные, читают как инструкцию к применению. Я вот точно не знаю, как Достоевский там с богом. Сколько он спас своими книгами, привел к возрождению, а сколько человек прочли и застрелились?