Стыд и спам
История спама — от банки посредственной ветчины до многомиллионных махинаций — в кратком изложении GQ Tech.
Когда конкуренция на рынке повышается до серьезного уровня, производители товаров и услуг придумывают новые методы и стратегии реализации своих продуктов. Одной из таких стратегий в современном мире стала навязчивость. Причем не та, которую легко проигнорировать, а прямолинейная и бесцеремонная. В интернет-среде для нее существует хорошо знакомый всем термин — «спам». История его происхождения довольно примечательна: само слово SPAM появилось в 1937 году — это англоязычный акроним, родившийся из двух слов spiced и ham, то есть «ветчина со специями». Его авторами стали креативщики компании Hormel Foods Corporation, которые в свое время развернули масштабную кампанию по продвижению этих самых консервов.
В середине прошлого века содержимое каждой баночки SPAM представляло собой ветчину из остатков мясного производства — то есть не самый аппетитный по своей сути гастрономический продукт. Рекламу SPAM можно было найти повсюду — от автобусов и магазинов до газет и фасадов домов. В сознании людей эти четыре буквы хорошенько зацементировались (а кому‑то, возможно, снились и в кошмарах). Окончательно синонимом нежелательной информации слово «спам» сделали комики из популярного шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» в 1970 году. Тогда вышел скетч о ресторане, каждое блюдо в котором содержало SPAM, персонал рассказывал о преимуществах мясных консервов, а хор викингов громогласно повторял заветные четыре буквы, заглушая разговоры посетителей. С того момента слово стало нарицательным и приобрело значение нежелательной и надоедливой информации.
Естественно, навязчивый маркетинг существовал и до инициатив Hormel Foods Corporation. Например, первый зарегистрированный эпизод нежелательной коммерческой телеграммы случился в 1864 году после того, как Western Union разрешил отправку сообщений сразу на несколько адресов. Этим воспользовалась одна стоматологическая клиника, и многим адресатам пришла реклама ее услуг. В интернет-сегмент термин «спам» пришел только в 1980‑х годах. В те годы непрошеные объявления стали попадать в групповые чаты («конференции»). Юзеры вспомнили скетч «Монти Пайтона» и окрестили такие сообщения спамом. Впоследствии этой аббревиатуре решили дать более точную расшифровку и додумались до варианта Seriously Pissing‑off Advertising Mail («по‑настоящему раздражающая рекламная почта»).
Кстати, в России один из первых случаев массовой рассылки электронных посланий пришелся на 19 августа 1991 года. Тогда пользователям сети пришло обращение Бориса Ельцина в связи с событиями августовского путча. Инициатором этой рассылки стал директор компьютерной сети «Релком» Алексей Солдатов. Не беремся называть содержание этого сообщения откровенным спамом, но технология его распространения была именно такой.
Вообще, в 1990‑х годах люди только начинали привыкать к сетевому пространству, поэтому первым спамерам удалось сделать весьма неплохие деньги на своем промысле. Чего стоит массовая рассылка от парочки американских специалистов Лоренса Кантера и Марты Сигель, которую они запустили в 1994 году. Энтузиасты предлагали юридическую помощь с оформлением желанной грин-карты. Электронная рассылка помогла им привлечь много клиентов, в результате чего они заработали $100 тысяч. Вдохновившись успехом, они даже написали книгу How to Make a Fortune on the Information Superhighway («Как сделать состояние на потоках информации: гид сетевого партизана»). Если кому любопытно, ее до сих пор можно приобрести в онлайн-магазинах.
После нескольких случаев удачного обращения со спамом предприниматели со всего мира поняли, что электронные рассылки представляют собой эффективный инструмент, повышающий продажи. И не важно, что распространение этих сообщений нежелательно для многих получателей, — зато это гораздо дешевле рекламы на телевидении или радио.