Ян Фаб­р обожает животных, и за это его все ненавидят

GQКультура

Forever Ян

Как попасть в один ряд с Рубенсом и Ван Дейком и заставить весь мир себя ненавидеть? GQ встретился с Яном Фабром — бельгийским дебоширом и автором самого громкого скандала в российском искусстве.

Текст: Аня Айвазян 

0:00 /
939.483
В сентябре Ян Фабр и издательство «Эксмо» презентуют в Москве книгу «Ночные дневники».

«Шестеро эстетствующих коллекционеров изящно повествуют о своих экспонатах с бокалом и сигарой в руках — в это время, стоя на коленях, еще шесть человек удовлетворяют их руками. Результаты интеллигентно вытирают беленькой салфеточкой. Три женщины рожают, сидя на тележках из супермаркета, — из них в муках появляются продовольственные продукты». Что надо сделать, чтобы на центральном российском канале зачитали рецензию на спектакль с говорящим названием «Оргия толерантности»? Очевидно, быть Яном Фабром.

Фабру 59 лет, он бельгиец, родом из фламандского Антверпена. В его случае это не только факт биографии, а прямо-таки професьон де фуа. Для современного художника Фабр по-ренессансному одарен: рисует, ваяет скульптуры, пишет пьесы и режиссирует спектакли, занимается хореографией и всерьез увлекается энтомологией. За прошедшие 40 лет из молодого хулигана, устраивавшего перформансы с собственной кровью и спермой, бельгиец вырос в «великого художника». Он поставил 24‑часовой спектакль «Гора Олимп» с обнаженкой и мясом. Заслужил репутацию самого злостного таксидермиста современного искусства. Стал первым художником, получившим право прижизненной личной выставки в Лувре. Чуть было не стал причиной увольнения директора Эрмитажа. И вступил в кровопролитную (в буквальном смысле) войну с фламандской националистической партией. Но обо всем по порядку.

Мы встречаемся в его родном Антверпене. Недавно город заказал Фабру три алтарные картины для бывшей церкви августинских монахов начала XV века, переделанной в концертный зал. В лучшие времена в интерьерах роскошного барокко висели алтарные полотна великой тройки мастеров из Антверпена — Рубенса, Ван Дейка и Йорданса. Потом картины забрали в музей, а на их место повесили плохие копии. К открытию фестиваля «Год Рубенса и эпохи барокко», который проходит в Антверпене до конца 2018‑го, Фабру дали подряд — переосмыслить старых мастеров и сделать новые алтарные картины. Он и сделал — из блестящих панцирей жуков-скарабеев.

Бронзовая скульптура «В поисках утопии», Ян Фабр сидит верхом на гигантской черепахе.

Мы заходим в церковь, рассаживаемся лицом к алтарю, выключается свет, и робкое «ох» проносится по рядам: картины светятся в темноте, как фосфор, переливаясь зеленым, золотым, желтым, оранжевым, перламутровым. Фабр сидит в первом ряду и безмятежно ест пирожок.

На одной картине изображена святая Аполлония, именем которой называют классические полотна мастеров и стоматологические клиники: раннехристианская мученица известна тем, что язычники выбили ей все зубы. Фабр переобул Аполлонию в дерзкие шпильки и посадил на огромный зуб. Вокруг нее ноты и звуки — оммаж месту.

Когда я замечаю, что святая получилась уж больно сексуальной, Фабр возражает: «Святая Аполлония на этой картине выглядит как современная женщина — сильная и независимая. Почти Тина Тернер! На другой картине вы видите Христа с микрофоном — он как Боно. Христос одет в костюм антверпенского дизайнера Вальтера ван Бейрендонка, который шил концертные наряды для Боно. В центре, где раньше был Рубенс, я сделал бриллиант — это отсылка к священному свету Рубенса, но также символ Антверпена и богатой еврейской общины. Заберите бриллианты — и Антверпен бы обанкротился».

«Я гном, родившийся в стране великанов», — продолжает художник и с прищуром следит за реакцией. Беда в том, что в самых разных интервью он так часто говорит эту фразу, что восхититься ее глубиной не выходит. Интервьюировать Фабра занятно: время от времени он выдает пару коронных фраз, курит одну сигарету за другой и отказывается называть меня по имени. А еще Фабр любит бросаться энигматичными выражениями с видом человека, сказавшего что-то совершенно очевидное. Например, он говорит: «Благодаря Богу я атеист». Что это вообще значит?

Богородица, изображенная в образе смерти, качает на руках уставшего Яна Фабра.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Памяти 11 сентября: очерк «Падающий человек» о самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке Памяти 11 сентября: очерк «Падающий человек» о самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке

О самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке

Esquire
Что вам нужно знать про Ариану Гранде Что вам нужно знать про Ариану Гранде

Откровенные клипы, 126 миллионов подписчиков в инстаграме

GQ
Стены помогают Стены помогают

Чтобы оценить современное искусство в Петербурге, не нужно ходить в Эрмитаж

GQ
8 фильмов, снятых в одном помещении 8 фильмов, снятых в одном помещении

8 фильмов, снятых в одном помещении

Maxim
Маленький принц: 9 мифов об Антуане де Сент-Экзюпери Маленький принц: 9 мифов об Антуане де Сент-Экзюпери

«Вокруг света» разобрался, правда ли, что Сент-Экзюпери…

Вокруг света
Alfa Future People 2018: 5 лет — полет нормальный Alfa Future People 2018: 5 лет — полет нормальный

Alfa Future People 2018: 5 лет — полет нормальный

Cosmopolitan
Истории игрушек Истории игрушек

О каких игрушках звезды мечтали в детстве

OK!
Инструмент капиталиста Инструмент капиталиста

Как производитель болтов и шарниров превращается в технологического гиганта

Forbes
Математика любви: как вычислить идеального партнера Математика любви: как вычислить идеального партнера

Можно ли объяснить любовь математическими формулами?

Psychologies
Малыши на миллионы Малыши на миллионы

Почти все дети знаменитых мам и пап обречены на известность

Добрые советы
Паны вернулись Паны вернулись

Пенсии и реформы глазами последних русских на деревне

Русский репортер
НДС поднимут до 20%. Чего ждать водителям? НДС поднимут до 20%. Чего ждать водителям?

НДС поднимут до 20%. Чего ждать водителям?

АвтоМир
Объект желания: 7 пар кроссовок как у русских fashion-блогеров Объект желания: 7 пар кроссовок как у русских fashion-блогеров

Городской ритм уже давно заставил девушек сменить туфли на кроссовки

Cosmopolitan
Парк искусств Парк искусств

Новый дом галериста Майкла Хью-Уильямса в Оксфордшире

AD
7 вопросов о питьевом режиме грудничка 7 вопросов о питьевом режиме грудничка

Вода для человека – второе по значимости вещество после кислорода

9 месяцев
Шостакович на пожаре и еще 4 ретрофотографии, на которых происходит что-то неожиданное Шостакович на пожаре и еще 4 ретрофотографии, на которых происходит что-то неожиданное

Посмотрим, догадаешься ли ты, что именно происходит на этих фотографиях

Maxim
Jaguar F-Type Convertible Jaguar F-Type Convertible

Jaguar F-Type Convertible. Было шесть, стало четыре

Quattroruote
8 вещей, которые, оказывается, тоже можно мыть в посудомоечной машине! 8 вещей, которые, оказывается, тоже можно мыть в посудомоечной машине!

8 вещей, которые легко можно помыть в посудомоечной машине

Maxim
Золотая подлодка: история особой императорской субмарины I-52 Золотая подлодка: история особой императорской субмарины I-52

У экипажа Особой Императорской субмарины I-52 не было ни шанса

Maxim
Звездная качалка: старей как Том Круз Звездная качалка: старей как Том Круз

Как прокачать себя в духе героя фильма «Миссия невыполнима: Последствия».

Maxim
Мои года – мое богатство? Мои года – мое богатство?

Нас редко устраивает тот возраст, в котором мы находимся

Psychologies
Как работает «эффект Меган Маркл» Как работает «эффект Меган Маркл»

Как менялся стиль Меган Маркл и почему с нее стоит брать пример

Vogue
Почему мужчинам трудно признаться: «Между нами все кончено» Почему мужчинам трудно признаться: «Между нами все кончено»

Больше всего в отношениях мужчины боятся сказать, что пора расстаться

Psychologies
Леонид Парфенов Леонид Парфенов

Правила жизни журналиста Леонида Парфенова

Esquire
Смерть автора, экономика даров и прочие понятия, которые ты должен знать Смерть автора, экономика даров и прочие понятия, которые ты должен знать

Вторая часть статьи о временах постмодерна, в которых мы живем

Maxim
Дивный новый мир. Зачем нужны большие данные о здоровье пациентов Дивный новый мир. Зачем нужны большие данные о здоровье пациентов

Возможности применения больших данных в здравоохранении огромны

Forbes
Как менялся стиль Джеффа Голдблюма Как менялся стиль Джеффа Голдблюма

Король уродливых галстуков, гуру классных причесок – все это один человек

GQ
Трудности перевода: нетрадиционная проблема популярного кроссовера Трудности перевода: нетрадиционная проблема популярного кроссовера

Ну-ка попробуй правильно произнести Hyundai Tucson...

Maxim
Спей до дна Спей до дна

10 вопросов о стиле для Антона Лаврентьева

Robb Report
Юбилейный Syntposium: от Тобиаса Фройнда до Кати Шилоносовой Юбилейный Syntposium: от Тобиаса Фройнда до Кати Шилоносовой

В Москве пройдет международный фестиваль музыкальных изобретений Synthposium

Maxim
Открыть в приложении