Белое золото пустыни
Пока современные мегаполисы становятся все зеленее благодаря все большему распространению электромобилей, места добычи лития — главного элемента аккумуляторов — поражает белая смерть.
С 2040 года Франция и Великобритания планируют отказаться от неэлектрических автомобилей. Новые машины с ДВС нельзя будет купить. Мир хочет начать историю автотранспорта с чистого листа, и этот лист перед вами. Расположенный на высоте 3650 метров над уровнем моря солончак Уюни — самое крупное соляное озеро планеты. Десять тысяч квадратных километров белой, идеально ровной поверхности. Представьте, что территорию, равную пяти Люксембургам, засыпали белым порошком — именно так выглядит главная достопримечательность Боливии. В последние годы она же стала основной надеждой этой страны на экономический ренессанс. Под высохшим озером — богатейшие запасы лития на Земле. Именно этот самый легкий из металлов и должен дать миру материал для аккумуляторов, в которых нуждается все больше техники: смартфоны, дроны, электровелосипеды, электромобили. В 2019 году в одном только Китае продали 1,2 млн машин с электромоторами. Делает ставку на электричество и Россия. Впрочем, у нас снова свой путь.
Двадцать пятого августа 2020 года Москва закончила переход с одного электрического транспорта на другой: навсегда ушел в парк последний из более чем 1600 столичных троллейбусов (остался лишь один туристический маршрут до музея транспорта). Операция «Чистое небо» — освобождение от проводов, закрывавших похорошевший город, — завершена. Теперь по улицам колесят электробусы, без торчащих токоприемников, но с тяжким грузом батарей, технологии переработки которых пока не существует. Куда мы все приедем на этом транспорте будущего, пока не знает никто.