Гордые птицы: как показывает женщин Педро Альмодовар
В прокат выходит новый фильм испанской легенды Педро Альмодовара «Параллельные матери» — о двух матерях разного возраста, которые решили рожать и воспитывать детей в одиночку и в один и тот же день оказались в роддоме. Главные роли исполняют любимица, постоянная артистка и вдохновение Альмодовара Пенелопа Крус и открытие этого фильма Милена Смит. В драме о рождении, судьбе, памяти и материнстве героини Альмодовара, как это чаще всего бывает в его фильмах, — женщины, которые делают осознанный выбор наперекор клише, гендерным стереотипам и общественному мнению. Кинокритик Алиса Таёжная разбирается в феномене женщин Альмодовара — независимых, гордых и чутких — воплотивших идеи феминизма на экране задолго до того, как это слово начали произносить на каждом углу.
Женщины действия
В интервью Педро Альмодовар откровенно рассказывает о своем детстве и огромной роли матери, которая поддерживала его в успехах и провалах, никогда не осуждала за сексуальную ориентацию и выбранный образ жизни. В детстве и юности Альмодовара еще пытались вырастить священником, но вырвавшийся на свободу и включенный в испанское контркультурное движение «Мовида» Педро уже не чувствовал необходимости оправдываться за свои предпочтения.
Альмодовар сформировался как личность и режиссер в поворотное для Испании время — после смерти деспотичного генерала Франко, державшего под пятой военного режима всех испанцев, а особенно преследовавший молодых и свободолюбивых. Сразу же после смерти Франко улицы буквально наводнили гражданские движения и молодежные тусовки: подпольная культура заговорила с массами, а идеи равноправия стали важной частью общественной дискуссии.
Завоевания феминисток в испанской политике, массовый выход женщин на работу, сопротивление репродуктивному насилию совпали со второй волной феминизма по всему миру и юностью Альмодовара. Он вырос среди женщин действия и начал снимать профеминистское кино, наблюдая за окружающей жизнью, задолго до того, как это слово осело в вокабуляре современности. С самого первого фильма «Пепе, Люси, Бом...», где молодые тусовщицы соблазняют затюканную жену авторитарного мужа на свободную любовь и секс-вечеринки, даже самые несчастные женщины Альмодовара обладают на экране агентностью: проактивно включаются в жизнь, глядя на знакомых и подруг, при первых же благоприятных обстоятельствах сбегают от гнета и не соглашаются на роль наблюдательниц. Даже будучи женщинами в коме, как в «Поговори с ней», героини Альмодовара не перестают владеть повествованием.
Матери и сестры
«Мать» — самый частый архетип Альмодовара: практически все его героини — матери или матери отсутствующих детей. Социализация делает женщин настроенными на заботу об окружающем мире, так что матерью может быть и пожилая женщина, похоронившая детей, и монашка, и девушка-подросток. Женские материнские качества в объективе Альмодовара проявляются в нежности и заботе об уязвимых в мире, который придуман мужчинами и для мужчин.