География кадров: выбираем город для нового офиса
Зачем бизнесу открывать полноценные офисы
Считается, что сегодня бизнесменам и стартаперам проще начинать работу с командой на аутсорсе: это экономически выгоднее по сравнению с открытием полноценных офисов. На Западе явление аутсорса возникло еще в 80-х годах прошлого века, а начавшийся в начале нулевых бум найма удаленных сотрудников наглядно демонстрируется цифрой ежегодного прироста — 16,5%, по данным Gartner Group.
Однако опыт Ecwid показывает, что полный уход на дистанционный формат работы не всегда оправдан. Так, в момент запуска нашего сервиса мы открыли первый офис в родном городе, Ульяновске. В тот момент мы планировали разработку собственного мобильного приложения и искали в офис хорошего специалиста по дизайну. Но так и не смогли найти толковых ребят на эту позицию в городе.
Подходящего человека мы в итоге отыскали в Самаре — он сформировал нам отдел мобильной разработки. В итоге Ecwid начал искать в этом городе сотрудников и на другие позиции и в конце концов компания открыла там полноценный офис.
В тот момент пришло понимание: географический фактор иногда играет роль и в наше время развитого фриланса. Кто-то из квалифицированных специалистов всегда нужен непосредственно в офис: например тимлиды, которые являются центром различных команд.
Но это не единственная причина. Работая с самого начала с западным рынком, мы планировали обеспечить бесперебойную поддержку всех наших клиентов. Для этого требовалось покрыть как можно больше часовых зон. Изначально наша команда поддержки была только в Ульяновске — первом городе присутствия Ecwid. Для работы с американскими клиентами мы наняли команду на аутсорсе в США, но из-за большой разницы во времени, культурных особенностей и отсутствия тесных связей с иностранной командой было сложно передавать все нюансы нашей работы. Мы начали замечать существенные потери в качестве и скорости поддержки клиентов.
Эту проблему решили открытием на Дальнем Востоке полноценного офиса. Для сбора команды отправили в город собственного HR-специалиста, в итоге подобрав сильных специалистов, занимающихся саппортом в ночные для ульяновского офиса часы. Отправить своего человека надолго очень важно, чтобы он не только нанял людей, но и смог передать культуру компании. У нас уже была сформирована определенная корпоративная культура, и Дальний Восток должен был ее перенять, иначе работа бы не сложилась.
Эффективность работы саппорта оценивали по показателям NPS. На момент запуска наш NPS уже был чуть выше среднего, если оценивать в рамках всей индустрии — 50–52 пункта. Для примера, у нашего конкурента Shopify на тот момент он составлял всего 27–30 пунктов. А после открытия офиса во Владивостоке наш показатель начал только расти и сейчас составляет примерно 63 пункта. Среднее же время ожидания ответа от компании мы со временем довели до 1–2 минут. И этого бы точно не удалось достичь, если бы мы пытались заниматься техподдержкой только из нашего города.