Это моя боль
«Хочешь быть красивой — терпи» — под этим лозунгом выросло несколько поколений девушек, умирающих от страха в кабинетах недешевых косметологов и зубных врачей. Наталья Иншакова выяснила, так ли необходимо быть хорошей девочкой и терпеть там, где не хочется.
«Я разрыдалась прямо в кресле и никак не могла успокоиться, — моя подруга Настя отставляет в сторону бриошь с лососем, ее глаза опять наполняются слезами. — Еще раз я это пережить не смогу». Я сочувственно глажу ее по руке, а тяжелый разговор у нас вовсе не о вероломном бывшем. Личная драма Насти связана с установкой зубного импланта в отличной «татлеровской» московской клинике. К самой работе у пациентки претензий не осталось, а вот к градусу страданий от установки (стука молотком по челюсти) — да, и огромные. Местную анестезию ей, конечно, сделали, качественную, но этого явно было недостаточно. «Мне всегда больно и страшно! Неужели с этим нельзя ничего поделать и нужно терпеть?»
Все, что я могу ей сказать, — I feel your pain, буквально. На мезотерапии я лежу, сжав зубы и слушая, как сердце от боли ускоряется в ритме технохитов «Бергхайна». На ультразвуковом лифтинге роняю огромные слезы и уговариваю себя не кусать врача за руку. Перед лазерной эпиляцией выпиваю стопку бурбона, но это не работает. Про зубные или, того хуже, эндоскопические манипуляции вроде гастроскопии и говорить не приходится. Перед ними я беру дополнительные сессии у психотерапевта (нет, не помогает). Контрольным выстрелом стали недавние слова раздраженного моими вздохами косметолога: «Что же вы такая чувствительная!»
На самом деле имя нам, чувствительным девушкам, легион. «Инквизиция каким-то образом дошла до наших дней и маскируется под косметологию, — читаю я крик души в популярном фейсбучном паблике ProMolodost. Под постом сотня сочувствующих комментариев. — Нужно закончить курс лазера, и непонятно, как снизить градус боли и отчаяния. Не понимаю, как в XXI веке еще не придумали анестезию для этих приключений». Меня этот вопрос тоже очень волнует. И я решаю выяснить у косметологов и других врачей, появилось ли что-то посерьезнее «Эмлы» и обезболивающей мантры «Красота требует жертв».
Оказывается, терпеть вообще не то чтобы полезно. «Испытывая боль, организм мобилизуется, — объяснил мне Николай Мясников, невролог, главный врач GMS Hospital. — В кровь в большом количестве начинают поступать гормоны стресса, которые, c одной стороны, подготавливают организм к работе на пределе ресурсов: повышается артериальное давление, учащается пульс, улучшая таким образом кровоснабжение мышц и органов. С другой стороны, если у человека есть хронические заболевания, повышается риск осложнений». «Уважать индивидуальное чувство боли — это в цивилизованном мире норма, — вступает в разговор Зарина Игоревна Сыпкова, завотделением анестезиологии клиники «К+31 Запад». — То, что для меня сравнимо с дружеским похлопыванием по спине, для вас может быть нестерпимо. Боль может запустить много патологических процессов в организме, которые перейдут в неуправляемую ситуацию». Что ж, индульгенцию на право не терпеть нам явно дали. Осталось понять, как это осуществить на практике, особенно если речь идет о «какой-то там» мезотерапии или механической (ручной) чистке.
Отправляюсь в клинику эстетической медицины «Олимп клиник» — тут к вопросу обезболивания подходят настолько серьезно, что во всех кабинетах установили оборудование для седации. Небольшой ликбез: седация (не путать с общим наркозом!) — это внутривенное введение определенных препаратов, которые обладают снотворным эффектом, расслабляют мышцы, снижают психическую активность. В зависимости от дозы лекарства пациент может глубоко заснуть, а может погрузиться в приятную дремоту и продолжать реагировать на слова врача. «Обезболивание — часть любого лечения, и косметология тут не исключение. Главное для нас — сделать процедуры максимально комфортными, — объясняет Ольга Забненкова, к. м. н., завотделением косметологии «Олимп клиник». — Для этого существуют кремы, инъекционные препараты с лидокаином, крошечные канюли вместо игл. И следующий этап, который пришел к нам из «большой» медицины, — это внутривенная анестезия». Под седацией в «Олимп клиник», как правило, проводят