Гадкий утенок превращается в CEO: как любимые детские сказки влияют на наш жизненный путь
В издательстве «Бомбора» выходит книга психолога Марины Мелии «Хочу — могу — надо. Узнай себя и действуй!». Forbes Woman публикует главу о том, как сценарный анализ в психотерапии использует сказочные сюжеты и что делать, если ваш герой никак не доберется до счастливого финала.
Марина Мелия — психолог, коуч, профессор НИУ ВШЭ, автор бестселлера «Бизнес — это психология». Ее новая книга «Хочу — могу — надо. Узнай себя и действуй!» — сборник инструментов саморазвития, которые должны помочь читателю разобраться в своих сильных и слабых сторонах, мотивах, принципах принятия решений и жизненных сценариях. Последние можно обнаружить в сюжетах, знакомых с детства. О том, как найти себя среди сказочных персонажей и чем может быть полезен такой анализ, рассказывает глава, которую Forbes Woman публикует с сокращениями.
Один из вариантов сценарного анализа — обращение к своим любимым сказкам. В детстве мы постоянно перечитывали их, неосознанно идентифицировали себя со сказочными героями, представляли себя на их месте и переживали события их сказочной жизни. Какие-то из сказок могли произвести на нас настолько сильное впечатление (и необязательно положительное), что определили наше будущее, легли в основу нашего жизненного сценария. Их так и называют — сценарные сказки. Как их обнаружить в потаенных уголках сознания и как они помогают понять себя?
Если спросить любого из нас, какая сказка нам особенно запомнилась, мы поначалу теряемся: «да я не знаю», «не помню», «наверное, какой-то конкретной нет» или «много разных». Как правило, чтобы разобрать эти завалы в памяти, требуется обстоятельная работа. И тогда в какой-то момент мы вдруг отчетливо вспоминаем, что, будучи ребенком, буквально донимали родителей просьбами почитать одну и ту же сказку, поставить ту же пластинку, заезженную до хрипоты.
Чаще всего мне приходилось «вспоминать» с моими клиентами их любимые сказки, когда у них возникали какие-то проблемы — в бизнесе или на личном фронте. В результате собралась большая коллекция сказочных сюжетов.
Скажи, кто твой герой
При анализе сказок важно, с каким именно героем мы себя идентифицируем, кто из персонажей нам близок. Любимая сказка одного из крупных предпринимателей (и, похоже, не только его) — «Две лягушки»: он с детства восхищался лягушкой, которая умудрилась взбить сметану в масло и выбраться из горшка. И сам он не просто выходил победителем из любой ситуации, а использовал сложившиеся обстоятельства как плацдарм для дальнейшего развития. Его любимое выражение — «нельзя лапки складывать».
Помните сказку про зайчика и лисичку, где хитрая лиса выгоняет доверчивого зайчика из его домика? В моей практике встречалось немало сочувствующих зайчику, которые жалели именно этого героя, «жертву несправедливости». Как правило, это милые люди, очень совестливые, ответственные по отношению к другим, но не к себе. Они оставляли кому-то квартиры, долю в бизнесе, переписывали имущество, устраивали жизнь — чью угодно, только не свою. А одна девушка, приехавшая из провинции, напротив, идентифицировала себя с лисичкой. Она подружилась с москвичкой, соблазнила ее мужа и родила от него ребенка. Теперь у нее в собственности огромная квартира в клубном доме, а «зайчика», то есть жену с двумя детьми, она сумела вытеснить в небольшой загородный дом.
Моя знакомая, известный врач-терапевт, знаменита тем, что очень точно ставит диагнозы. Ее любимым образом, который в детстве вызывал бурю эмоций, была мышка в «Репке» — она появляется в самом конце, но именно ее усилия становятся той «последней каплей», благодаря которой и удается вытянуть репку. Представьте, проходит консилиум, именитые профессора обсуждают сложную историю болезни и не могут вынести окончательный вердикт. И тут появляется она: на вид — «серая мышка», невысокого роста, в скромном костюме, волосы пучком, говорит тихим голосом. Но именно ее слово оказывается решающим — и в этом ее жизненный триумф.
Или Колобок — чаще всего это человек, начинающий какое-то дело, но не способный ничего доводить до конца: ему становится скучно, и он «катится» дальше. Посмотрите резюме такого «колобка» — одной страницы не хватит. Он сменил множество организаций и с удовольствием рассказывает, что и где его не устроило.