«Формула грез»
Как соцсети создают наши мечты
Частое использование социальных сетей негативно сказывается на психическом здоровье. Вероятно, причина заключается в том, что мы склонны сравнивать себя с другими людьми. В книге «Формула грез. Как соцсети создают наши мечты» (издательство «Individuum») исследовательница медиа и культуры селебрити Катя Колпинец рассказывает, как образы идеальной жизни, формирующиеся в социальных сетях, влияют на все аспекты нашей жизни: от работы и отдыха до отношения со своим телом и другими людьми. Оргкомитет премии «Просветитель» включил ее в длинный список из 20 книг, среди которых будут выбраны финалисты и лауреаты премии. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным тому, как представления об идеальной внешности используются для рекламы пищевых добавок.
Красивее врачей
Любимый прием инстаграм-врачей и диетологов — постоянно напоминать о том, что внешняя привлекательность и есть здоровье. Знаменитости и раньше выступали в качестве консультантов по ЗОЖ — достаточно вспомнить Джейн Фонду, главного фитнес-эксперта поколения VHS. В случае блогеров, называющих себя врачами, их собственная внешность служит главным доказательством, что рекламируемые препараты работают, а витаминами, правильным питанием и БАДами можно вылечить от всех болезней.
В 2019 году Центр по контролю и профилактике заболеваний США сообщал1 о 23 тысячах вызовов неотложной помощи ежегодно в результате отравления пищевыми добавками. Более чем половине пострадавших, которые пытались с помощью таких препаратов сбросить вес, было от 5 до 19 лет. Многочисленная критика пищевых добавок не мешает сотням американских блогеров заниматься их продажей, в их число входит и семейство Кардашьян, предлагающее подписчикам приобрести леденцы и чаи для похудения.
1. Geller A. I., Shehab N., Weidle N. J. и др. Emergency Department Visits for Adverse Events Related to Dietary Supplements // N Engl J Med. 2015. Октября 15. № 16(373). С. 1531–1540. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6196363/
Количественное исследование2 сообществ анорексиков в Tumblr, проведенное в 2015 году учеными Технологического университета Джорджии, показало, что постов на темы экстремального похудения и доведения себя до анорексии на платформе в пять раз больше, чем постов, сообщающих об опасностях диет и анорексии. Несмотря на то, что в Tumblr на тот момент действовала политика в отношении селфхарм контента, когда пользователя перенаправляли на сайт кризисной службы для анонимного разговора с волонтером либо на сайт Национальной ассоциации расстройств пищевого поведения NEDA, количество контента о диетах оставалось стабильно высоким.
2. De Choudhury M. Anorexia on Tumblr: A Characterization Study // Munmun De Choudhury. 2015. 18–20 мая. URL: http://www.munmund.net/pubs/dh15.pdf
В России распространение идеи экстремальной худобы среди подростков во многом связано с сообществом «40 кг» во вконтакте. Сегодня паблик, чье название уже стало именем нарицательным, насчитывает 5 миллионов подписчиков. Это популярная и коммерчески успешная группа о похудении. В 2011 году 20-летняя администратор паблика Маргарита Асланян умерла, упав в голодный обморок и задохнувшись от того, что ее язык запал в горло и перекрыл дыхание. Незадолго до смерти она похудела с 66 до 39 килограмм. Запрос «анорексия» вконтакте выдает 1790 результатов, часть из групп — закрытые. Одни из самых популярных — «Дневник анорексички | Анорексия [ДА]» (94 тысячи подписчиков) и закрытая группа «Анорексия» (124 тысячи).