Северная доставка
Как компания из Архангельска стала крупнейшим независимым игроком на рынке фудтеха.
Основатели российского сервиса по доставке еды Chibbis — архангельские предприниматели Сергей Крючков и Роман Копнин — разговаривают с Forbes из Чикаго. В США они приехали на несколько недель, чтобы отдохнуть, а заодно сфотографироваться в брендированной форме компании у известных американских достопримечательностей для социальных сетей Chibbis. В 2020 году на фоне пандемии и бума доставки Chibbis удалось выйти на конкурентные рынки Москвы и Санкт-Петербурга, число заказов регионального сервиса выросло до 1,4 млн за год, а годовая выручка — до 100 млн рублей. Создать агрегатор готовой еды в Архангельске Роман Копнин задумал в 2013 году. В то время он работал в Сбербанке клиентским менеджером, а идея проекта возникла, когда он заказывал еду для очередного корпоратива. Изучив десятки сайтов, Копнин подумал, что было бы здорово собрать ассортимент ресторанов в одном месте, чтобы пользователь мог сравнить цены, увидеть рейтинги заведений и разом заказать все блюда. На тот момент аналогичные сервисы уже существовали — например, с 2009 года в Москве в формате маркетплейса работал Delivery Club. Впрочем, Копнина это не смущало, и он поделился задумкой со школьным другом Сергеем Крючковым. Тот с 19 лет работал в шоу-бизнесе: был диджеем, руководил коллективом танцовщиц, вел мероприятия, развивал местный информационно-развлекательный портал. У него были навыки продвижения и связи в ресторанной отрасли, поэтому он показался Роману подходящим партнером для запуска бизнеса. Крючков на авантюру согласился: «Я подумал: ну что я, до 30 лет, что ли, диджеем буду работать? Надо развиваться!»
В том же году партнеры зарегистрировали юрлицо и начали разработку маркетплейса. Для этого они привлекли еще двух своих школьных друзей — программистов Дмитрия Бурдина и Константина Попова. Разработка сайта заняла полтора года — у Крючкова с Копниным не было денег, чтобы сразу оплатить работу программистов. За все время предприниматели потратили 150 000–200 000 рублей. Время ушло на переговоры с рестораторами. Крючков вспоминает: «Когда мы запускались, в Архангельске никто не знал, что такое агрегатор еды. Приходилось подолгу разжевывать, как это будет выглядеть и работать. Сейчас сделки заключаются за пять-семь дней и никто особо не задает вопросов». Официально сервис, получивший название Chibbis, заработал в апреле 2015 года в двух городах — Архангельске и в ближайшем к нему Северодвинске. Тогда через маркетплейс можно было заказать еду из 18 ресторанов, в том числе сетевых заведений «Пицца Италия» и Subway.
Продвижением нового сервиса занимался Крючков. Он делал рассылки во «ВКонтакте» по базам, сохранившимся с его промоутерской и арт-директорской жизни. Партнеры также рассказывали о площадке друзьям и знакомым по прошлым проектам. Люди реагировали по-разному, признается Сергей: кто-то радовался и обещал попробовать, кто-то игнорировал все письма. «Мы старались максимально завлечь людей: устраивали конкурсы, розыгрыши, а в подарок рассылали сладости из Японии и США», — рассказывает Сергей. К концу первого месяца работы компания выполнила 318 заказов, заработав на 15%-ной комиссии с ресторанов 18 000 рублей выручки.