Сергей Бескоровайный: «Виноделие — это процесс эмпирический»
Основатель винодельни «Бельбек» об избытке государственного регулирования, недостатке гумуса и индивидуальном подходе к каждой лозе.
Первый вопрос самый очевидный. Каким для «Бельбека» был 2021 год?
Для нас это был положительный год, хотя предсказать, каким будет сезон, невозможно. Крым сложно назвать предсказуемым регионом для виноделия. Осадки, да и погода вообще всегда влияют на качество продукта. Спасает сортовой состав виноградника, и у нас достаточно много сортов: из красных — пино нуар, каберне фран, каберне совиньон, сира, из белых — рислинг, кокур, совиньон блан.
Мы посадили именно то, что нам нравится. У каждого сорта свой срок созревания, и при правильном подходе к каждому все будет получаться хорошо. Конечно, всегда какая-то неприятность может произойти в связи с недостатком или, наоборот, с избытком влаги. Ты всегда должен знать, как с этим бороться. Но беспокойство вообще заставляет больше работать!
Над чем пришлось особенно упорно работать в этом году?
С виноградником надо работать всегда. Есть прописные истины, касающиеся нагрузки на куст, расчета листовой поверхности и других параметров, учет которых дает вам возможность управлять виноградником. Но больше всего важны личные ощущения винодела: он должен предчувствовать, что и при каких условиях может дать этот куст. А расчеты часто не оправдываются. Вдруг может измениться температурный режим — например, температура воздуха поднимается выше 33 градусов, виноград испытывает стресс, «закрывается» и сокращает вегетацию. Тогда листвой приходится укрывать ягоды. А нагрузку на куст задавать такую, чтобы не вытягивать из него все силы и позволять ему хорошо жить в следующем году. Нужно балансировать между количеством урожая и способностями лозы. Мы сейчас обеспечиваем свое производство собственным виноградом процентов на восемьдесят. Наверное, это самый большой успех нашей компании. Это дает нам возможность постепенно отказываться от закупок винограда у других фермеров.
Конечно же, нужно стремиться переходить на свое сырье — слишком часто тебе пытаются продать недозрелый виноград. К сожалению, у тех, кто его продает, просто другая задача! И продажа винограда в ближайшие несколько лет будет хорошим бизнесом. По моим ощущениям, еще не меньше 10 лет.
Наверное, выращивать и продавать виноград сейчас даже выгоднее, чем производить вино?
Да, но у меня нет выбора — я люблю вино. И либо прогресс, либо стагнация, бизнес по-другому просто не работает. Нормальные предприниматели все считают через кредитный процент. Потому что теоретически ты можешь вообще ничего не делать, сдать все свои помещения в аренду и получать за это деньги.
Если тебя интересует получение прибыли через виноградник, то ты можешь составить модель, которая будет учитывать сорта, дающие стабильный урожай с хорошей нагрузкой и необходимыми кондициями, и гарантировать тебе прибыль с течение 20–25 лет. Вино — это уже следующий этап. Чтобы небольшая по масштабу компания примерно с нашим уровнем отпускных цен могла выйти в ноль, она должна ежегодно производить 50 000–60 000 бутылок.
А сколько бутылок в год сейчас выпускает «Бельбек» и к чему стремится?
Наша цель — 200 000 бутылок. Другого варианта нет. Сейчас — 100 000 с небольшим. Чтобы вырасти в два раза, у нас уже почти все есть: люди и производственная база. Может быть, не хватает только нескольких емкостей. И задача — прирастая в объеме, не потерять качество. Все равно это будут вина одного розлива и одного качества.