Не все дома
Forbes выяснил, где безопасно хранить коллекции произведений искусства и что произойдет с художественными музеями участников списка Forbes.
«Мы забирали работы из коллекции музея, а эти две картины, «Автопортрет» Петра Кончаловского и «Портрет Тимофея Саввича Морозова» Валентина Серова, оставались висеть в пустом зале», — рассказывали прессе научные сотрудники ГМИИ имени Пушкина о том, как работы с выставки коллекции Морозовых в Париже возвращались в Москву, в музей.
Две картины в пустом пространстве фонда Louis Vuitton — собственность коллекционеров Петра Авена и Вячеслава Кантора, они были задержаны как активы бизнесменов, попавших под санкции. «Я видел свою работу в Париже, — рассказал Forbes Петр Авен, — она хранится в идеальных условиях». По мнению миллиардера, парижский прецедент учит коллекционеров быть осторожнее и аккуратнее, требовать государственных суверенных гарантий для работ из своих собраний.
Сигнал, поданный в Париже, — серьезная угроза мироустройству художественного сообщества. «Скажу вам как экономист: без частных денег сегодня невозможна репрезентация современного искусства, — считает Петр Авен. — Новые большие имена в искусстве открывают не писатели и не кураторы. Их угадывает рынок. Все первые имена современных, ныне живущих художников собраны не в музеях, они в частных коллекциях».
Частные деньги и культурная повестка
Мнение Петра Авена подтверждают результаты исследования. В обзоре частных музеев мира гонконгского агентства Larry’s List фигурирует более 300 музеев современного искусства. По данным ICOM, Международного совета музеев, количество частных музеев превосходит количество государственных, а по данным Исследовательского института Гетти, более 70% частных музеев были созданы в последние два десятилетия. Страны-лидеры по числу частных музеев — Южная Корея (45), США (43), Германия (42), Китай (26) и Италия (19). Как отмечают исследователи, для Китая создание и продвижение в медиапространстве частных музеев современного искусства — эффективный инструмент пропаганды структурной трансформации страны. Этот же тренд используют страны Персидского залива, посвятившие начало XXI века развитию музейной инфраструктуры.
Бум частных музеев отражает рост рынка современного искусства. По данным портала Artprice.сom, за первые восемь лет XXI века рынок вырос на 1640%. Порог в $1 млрд мировой рынок современного искусства преодолел в 2007 году, когда на него вышли китайские коллекционеры. Среди китайских бизнесменов, покупавших искусство ради удовольствия, и тех, кто рассматривал его как альтернативную инвестицию, появились такие лидеры, как Джек Ма с состоянием $23,6 млрд, девелопер Адриан Чэн ($26,4 млрд), Линь Хань и Буди Тек.
Особенностью коллекционирования искусства по-китайски стал интерес не только к национальному, но и к мировому современному искусству. Поэтому выросли цены на художников индийского происхождения, таких как Аниш Капур и Субодх Гупта, на арабских художников из стран Персидского залива, на американцев и европейцев: Энди Уорхола, Петера Доига, Джеффа Кунса, Дэмиена Херста. Сегодня основатели частных музеев — главные игроки арт-рынка.
Первые российские частные музеи
Свои амбиции на рынке современного искусства коллекционеры из России заявили 14 мая 2008 года, когда на торгах Sotheby’s Роман Абрамович купил триптих Фрэнсиса Бэкона за $86,3 млн. Накануне на торгах Christie’s он приобрел работу Люсьена Фрейда «Социальный смотритель спит» за $33,6 млн.
В сентябре 2008-го в Москве в реконструированном здании Бахметьевского автобусного гаража выставкой Ильи и Эмилии Кабаковых открылся центр современной культуры «Гараж», созданный Абрамовичем и Дарьей Жуковой. В 2012 году «Гараж» переехал во временный павильон в Парке Горького, а в июне 2015-го уже как музей современного искусства открылся в реконструированном нидерландским архитектором Рэмом Колхасом (среди его проектов фонд Prada) пространстве бывшего паркового ресторана «Времена года». А в мельниковском здании Бахметьевского гаража в ноябре 2012-го президент Израиля открыл Еврейский музей и центр толерантности: с 2001-го гараж передан московскими властями в управление Федерации еврейских общин России (ФЕОР). В 2002 году ФЕОР начала реставрацию гаража и его приспособление под музейный центр.
Абрамович — крупнейший жертвователь ФЕОР. Как рассказал президент ФЕОР раввин Александр Борода в интервью The Jerusalem Post в 2018 году, за 20 лет работы федерации Абрамович пожертвовал более $500 млн, поддерживая в том числе культуру и образование. Отдельно упомянут Еврейский музей и центр толерантности (проект оценивался в $50 млн). В 2014 году Роман Абрамович был в числе шести меценатов, пожертвовавших на создание его эндаумент-фонда $4,5 млн. Как рассказывала Forbes Диана Гиндлин, председатель совета фонда целевого капитала музея, взнос Романа Абрамовича составил половину всей суммы. С момента основания музея Абрамович — член его попечительского совета. Генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности раввин Александр Борода сообщил Forbes, что ежегодный взнос попечителя составляет $1 млн. По его словам, годовой бюджет музея состоит из взносов попечителей, это около $7 млн. «Большинство попечителей музея заверили меня в том, что продолжат нас поддерживать», — говорит Александр Борода.