Россия завоевывала Среднюю Азию не только с помощью штыков, но и экономически

ForbesИстория

Опыты / Ташкент — Баку

Хлопок и нефть империи

Россия завоевывала Среднюю Азию и Закавказье не только с помощью штыков, но и экономически.

Текст Максим Артемьев

Осенью 1869 года Михаил Евграфович Салтыков, недавний директор казенной палаты в Рязани, сидел в своем редакционном кабинете «Отечественных записок» и раздумывал, за что бы теперь приняться. Окончательно ушедший с государственной службы в литературу писатель был полон энергии, готов кого-нибудь разоблачать и поддевать, но нужна была свежая горячая тема. Неожиданно на ум пришло завоевание Ташкента, свершившееся несколькими годами ранее. В покоренную Азию в поисках новых служебных и коммерческих перспектив ринулось немало самых разных людей, получивших обобщенное название «ташкентцы».

Им приписывались самые разные пороки, их обвиняли в жадности и эгоизме, грубости и бездумности. Все это Салтыков, он же литератор Щедрин, изобразил, не жалея сочных красок, в своем цикле «Господа ташкентцы», на сотню лет вперед припечатав этой кличкой пионеров-первопроходцев.

Обладатели русских капиталов очень ревниво относились к тем людям, которые обогащались в новых землях и получали в считаные годы состояния, на создание которых у «старых русских» были потрачены труды многих поколений. В то же время в Америке было принято высмеивать так называемых саквояжников (carpetbaggers) — выходцев с Севера, устремившихся на Юг после Гражданской войны с теми же целями, что и «ташкентцы». Как бы там ни было, русская общественность, зачитываясь очерками Салтыкова-Щедрина, не заметила важных перемен в далекой Средней Азии.

По пустынной дороге

Крупнейшей отраслью промышленности в XIX веке была текстильная. В начале столетия основным сырьем для нее являлась овечья шерсть, что для России означало попытку импортировать мериносов и разводить их в степях Новороссии. К середине XIX века все большее значение приобретала хлопчатобумажная ткань, которая становилась преобладающим материалом для изготовления одежды. Сырьем для нее служил хлопок, который в России не выращивался. Основным поставщиком его были южные штаты Северной Америки. Гражданская война в США в 1861–1865 годах резко сократила поставки хлопка в Европу, в том числе в Россию.

За два года — с 1861 по 1863 — ввоз хлопка-сырца в империю упал почти в пять раз — с 2,491 млн пудов до 587 000 пудов, а цены выросли с 4–5 рублей за пуд в 1861 году до 20–23 рублей в 1864-м. Наступил хлопковый дефицит, означавший перманентную угрозу разорения для фабрик Москвы и Владимирской губернии (нынешнее Иваново и прилегающие города) — основного ткацкого региона России. Неотложной задачей экономики страны стал поиск альтернативы американскому хлопку, благо спрос на хлопковую ткань постоянно возрастал.

Ташкентская хлопчатобумажная мануфактура

Гражданская война в США совпала по времени с завоеванием Средней Азии, которое осуществлялось вовсе не по экономическим соображениям, но имело долгосрочные последствия для экономики как региона, так и Российской империи в целом. С начала столетия среднеазиатские купцы осуществляли поставки местного хлопка на текстильные предприятия России. Они постепенно возрастали и к 1864 году впервые превысили импорт из США. Но среднеазиатское сырье было низкого качества, а дехкане не могли гарантировать устойчивых продаж ввиду отсутствия соответствующей инфраструктуры.

В Средней Азии предстояло решить сразу несколько задач — перейти на новые сорта хлопка, проложить транспортные коммуникации в регион, провести ирригационные работы. Генерал-губернатор Константин Кауфман «внимательно изучая экономическое положение вновь покоренного края… с прозорливостью истинно-государственного человека понял, какая огромная будущность предстоит Туркестану при условии развития там культуры хлопка». Он командировал в Техас двух своих чиновников из числа наиболее образованных и сметливых — Бродовского и Самолевского. Они вернулись через два года, досконально изучив процесс выращивания и обработки хлопчатника и привезя с собой семена новейших американских сортов. Кауфман поручил им организовать опытную ферму, где местные жители могли бесплатно получать семена и знакомиться с процессом переработки сырца.

Приготовление основы для ткани из хлопка: ташкентский способ

Дехкане из первых рук перенимали технологии и поначалу за минимальные деньги использовали на ферме импортные хлопкоочистительные машины и прессы. Семена быстро расходились по краю, и из Средней Азии пошел вал заказов на новейшую сельхозтехнику.

Производство хлопчатобумажной нити на прядильной фабрике в Ташкенте

Хлопок нужно было вывозить. К 1880 году Среднюю Азию отделяли от европейской части России бесконечные пустыни и степи. Караваны верблюдов не способны были обеспечить надежное грузовое сообщение. Решение пришло от военных, которые остро нуждались в устойчивой логистике, воюя с туркменскими племенами и ожидая возможного конфликта с Афганистаном в районе Кушки. Они решились на дерзкое строительство железной дороги от порта Красноводск на Каспийском море к Кизил-Арвату, городку в предгорьях Копетдага. Этот участок готов был в 1881-м. В 1885 году дорогу продлили к Ашхабаду, а в 1888-м, теперь по просьбам гражданских, дотянули до Самарканда, воздвигнув мост через Амударью. И уже в 1891 году по ней вывезли в Россию 165 000 т хлопка.

Туркменский погонщик верблюдов, на которых перевозили мешки с хлопком

Строительство пути длиной 1500 км по безводной пустыне было подвигом логистики и инженерии. Работали американским способом, позаимствованным с Дикого Запада, где прокладывали в схожих условиях железные дороги от Миссисипи к Тихому океану. Загружали поезд шпалами, рельсами и всем необходимым, и он ехал до последнего готового участка. Там его разгружали и с колес укладывали продолжение пути. Поезд отправлялся назад (паровоз туда его толкал, а обратно уже тащил за собой), на запасном пути пропуская идущий на смену состав. Так в день удавалось укладывать до шести верст рельсов — сенсационная скорость по тем временам (клали без балласта, ввиду песчаной структуры почвы, что также ускоряло темпы). При разумно организованной системе на стройке работало не более 500 человек, что упрощало обеспечение их едой и питьем в условиях Каракумов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дур-Унташ, Иран Дур-Унташ, Иран

Зиккурат Дур-Унташ в Иране

Maxim
«Нас не научили ухаживать за отношениями с другим» «Нас не научили ухаживать за отношениями с другим»

Мы стремимся к самодостаточности, зачем тогда мы взаимодействуем с другими людьми? Чем может быть полезно и интересно это общение? И как сохранить на долгие годы отношения дружеские и романтические? Об этом мы поговорили с экзистенциальным психотерапевтом Светланой Кривцовой.

Psychologies
Гибель республики Гибель республики

Подчиняя Новгород, московские правители разрушили дух предпринимательства

Дилетант
Теперь всё можно Теперь всё можно

Мы нашли 25 доказательств, что жизнь в 30 становится понятнее и счастливее

Cosmopolitan
Как курица лапой Как курица лапой

Если у твоего ребенка неразборчивый почерк, надо ли учить его красиво писать?

Лиза
Аромат счастья Аромат счастья

Почти два столетия имя Guerlain вызывает сладкий трепет женских сердец

Караван историй
Истребитель мира Истребитель мира

«Самолет для пенсионеров» МиГ-31

Популярная механика
Коллективный аудитор Коллективный аудитор

CrowdSystems помогает брендам изучать аудиторию с помощью покупателей

Forbes
Гид по выживанию в напряженной ситуации Гид по выживанию в напряженной ситуации

Несколько простых приемов, которые помогут справиться с избытком чувств

Psychologies
Я цы­ган­ский барон Я цы­ган­ский барон

IT-миллиардер Эрик Шмидт и весь его табор

Tatler
Леа Сейду: девушка, способная на все Леа Сейду: девушка, способная на все

Актриса Леа Сейду боится летать и остается в кровати

Esquire
Ударная волна Ударная волна

Галь Гадот ворвалась в Голливуд и почти сразу получила роль Чудо-женщины

Cosmopolitan
На свободной волне На свободной волне

Как Александр Чемерис рассчитывает победить индустрию телекоммуникаций

РБК
Mazda CX-5 Mazda CX-5

Кроссовер нового поколения многолик – в зависимости от угла обзора

Quattroruote
Мама, ты меня не понимаешь! Мама, ты меня не понимаешь!

Как направить дочь по верному пути и при этом сохранить с ней контакт?

Лиза
YouДудь YouДудь

Как Юрий Дудь создал один из самых сильных персональных брендов в медиа

РБК
Фаррелл Уильямс Фаррелл Уильямс

Фаррелл Уильямс: «Иногда самое трудное – это превращать молчание в слова»

Esquire
Все дело в шляпе Все дело в шляпе

Евгений Миронов выходит в открытый космос

Esquire
Отель, где лопаются глаза Отель, где лопаются глаза

Самые чудны́е отели мира по цене от нуля до нескольких тысяч евро за ночь

Maxim
Американская дочь Американская дочь

Двадцатилетняя Дестри Спилберг хочет переписать правила моды

Vogue
Анна Сидорова: девушка, с которой тепло Анна Сидорова: девушка, с которой тепло

Анна Сидорова проводит на льду, толкая камни для керлинга

Esquire
Двинуться с места Двинуться с места

Ученые пришли к выводу: хороший специалист меняет работу раз в 3-5 лет

Cosmopolitan
Mercedes-Benz E-Class Mercedes-Benz E-Class

Купив подержанный Mercedes W212, вы получите высокий уровень комфорта

АвтоМир
Легенды и мифы советского спорта Легенды и мифы советского спорта

Топ-10 легендарных спортсменов России

Esquire
Главные технотренды 2018 Главные технотренды 2018

Новые подходы к производству чипов, искусственный интеллект, Интернет вещей

CHIP
Теплое местечко Теплое местечко

Топ 8 южных курортов, где можно прекрасно отдохнуть на море

Лиза
Проект «неделька» Проект «неделька»

Постройнеть всего за семь дней, не отказываясь от пасты, бутербродов и десертов

Добрые советы
Большая игра Большая игра

Сергей Карякин: сделать шахматы популярнее футбола и стать суперзвездой

Vogue
Temps Perdu Temps Perdu

Лусия Берлин «Потерянное время»

Esquire
Студенты на вулкане Студенты на вулкане

Зачем бизнес-школа «Сколково» возит слушателей программы MBA на Камчатку

РБК
Открыть в приложении