Финансовым рынкам грозит обвал на 20%: что станет причиной и к чему приведет
Комитеты Палаты представителей США 15 сентября должны принять решение по плану Байдена на $3,5 трлн. В нем есть налоговая инициатива, грозящая инвесторам потерей прибыли и обвалом рынка. И лишь богатые американцы и корпорации смогут воспользоваться лазейками, считает управляющий директор Arbat Capital Александр Орлов
Постпандемическое ралли на глобальных рынках всего и вся — почти все классы финансовых и реальных активов показали новые максимумы в 2021 году — базируется на трех столпах–пилюлях стероидного роста рынков.
Первый — это ультрамягкая денежно-кредитная политика от центробанков развитых стран, впрыснувших (а точнее, напечатавших) с марта 2020 года на финансовые рынки более $10 трлн через многочисленные программы количественного смягчения.
Второй — это не менее мягкая политика бюджетного замещения выпавших из-за пандемии доходов населения и компаний. Cтраны вынуждены занимать все больше, на десятки процентов от ВВП, чтобы компенсировать падение поступлений в бюджет. В результате долг к ВВП стран G7 уже вырос со 118% в 2019 году до 139,5% в 2021-м.
И, наконец, третий — сохранение крайне низкого налога на прибыль корпораций (в особенности прибыли с финансового рынка), принятого еще при Буше-младшем и усиленного следующей республиканской администрацией Трампа.
Если по скорому сворачиванию монетарных стимулов уже сломано немало копий, то на бюджетном фронте мало кто ждет существенного ухудшения. Действительно, каждый месяц появляются заголовки про все новые и новые программы помощи пострадавшей от пандемии экономике и трансформации ее в более экологичное русло, тогда как тема повышения налогов отошла на второй план.
Более того, участники фондового рынка отталкиваются от предпосылки, что при таких низких ставках и агрессивном лоббировании со стороны корпораций любая администрация предпочтет пойти на увеличение госдолга, чем заняться повышением налогов.
Однако даже почти социалисты из команды Джо Байдена понимают, что текущая траектория динамики бюджетного дефицита и госдолга может оказаться неустойчивой в долгосрочном периоде. Все помнят огромные проблемы 2011 года, когда агентство S&P впервые в истории понизило кредитный рейтинг США — с высшего уровня ААА до АА+.
И вообще при демократах чаще, чем при республиканцах власти пытаются провести бюджетную консолидацию, то есть повысить и перераспределить доходы на более актуальные направления. При Клинтоне вообще был редкий случай профицитного бюджета на протяжении четырех лет подряд — пока не лопнул пузырь технологических акций. С начала Великой депрессии и в результате пандемии и несвоевременной налоговой реформы Трампа госдолг США (в % к ВВП) вырос более чем в 2,5 раза — до 140%, а дефицит бюджета даже в лучшие годы не опускался ниже 2%.