Юрий Авдалов: «Не поможем производителям компонентов — останемся на азиатской игле»
Отечественное машиностроение в последние годы демонстрирует впечатляющие успехи. В частности, это касается производства машин для коммунального хозяйства страны и дорожно-строительной техники. Однако не секрет, что комплекс проблем в этом сегменте остается столь же типичным, как и для всей машиностроительной отрасли в целом. О том, что беспокоит производителей сейчас и какие решения могут помочь в будущем, рассказал председатель совета директоров курганского завода дорожных машин «Кургандормаш» Юрий Авдалов.
Как вы оцениваете состояние отечественного машиностроения во второй половине 2024 года?
По результатам первого полугодия мы видим существенную просадку рынка спецтехники, особенно в части техники дорожно-строительной. В первую очередь, это связано с возросшей конкуренцией со стороны китайских производителей. Российскому рынку сложно противостоять субсидированной политике экспорта Китая. Удерживают результаты только направления, связанные с госзакупками, куда иностранные производители не могут осуществлять поставки. Но даже в этих направлениях рынок меняется из-за увеличения ставки кредитования.
Удалось ли вашему предприятию перейти к реальной локализации производства? Какие комплектующие вы используете для сборки? Можно ли считать вашу ситуацию типичной для отрасли?
Что касается локализации, тут есть определенные успехи, но эти успехи в первую очередь связаны с появлением новой техники, которая как класс исчезла в результате санкционной политики Запада. Технологии уже прижились, поэтому российские производители начали успешно копировать западные образцы. В большей части все это реализуется на базе азиатских комплектующих.
Мы активно работаем над увеличением доли отечественных комплектующих в нашей продукции. В частности, мы начали сотрудничество с рядом российских производителей гидравлических систем и двигателей, которые уже показали себя с лучшей стороны. Но на это нужно больше времени, больший спрос и консолидированная позиция: если мы сейчас не поможем своим компонентщикам, то так и будем сидеть «на игле», только уже азиатской.
Помимо времени и спроса, что, на ваш взгляд, объективно тормозит расширение производства российских узлов и агрегатов в условиях десятилетнего курса на импортозамещение?
Основным тормозом для перехода на отечественные комплектующие я бы назвал отсутствие выстроенных кооперационных цепочек и элементной базы. Хотя у нас есть талантливые инженеры и качественные материалы, часто не хватает налаженной системы взаимодействия между производителями и поставщиками. Также важным фактором является необходимость модернизации станочного парка и внедрения современных технологий. Все эти аспекты требуют комплексного подхода и значительных инвестиций. Третий фактор — возможно, он ключевой — это, повторю, недостаточный спрос. Рынок РФ в части машиностроения не является очень большим, ранее это частично компенсировалось экспортом, но сейчас он из года в год сокращается ввиду санкционной политики.