Удается ли судостроительной отрасли справиться с трудностями?

ФедералПрессБизнес

Морской «портфель»: перспективы судостроения без импортного оборудования

Елена Бутырина

За последние два года с рынка морских транспортных услуг ушли все иностранные суда, которые были задействованы в перевозках российских грузов, к тому же прекратилась поставка судового комплектующего оборудования для выполнения заказов отечественными верфями. Это потребовало развития собственных компетенций для освоения целого ряда критических позиций оборудования, а также скорейшего обновления и наращивания отечественного флота. Задачу по его развитию для выстраивания эффективных торговых потоков в условиях меняющейся логистики и кардинальных перемен в глобальной экономике в своем послании Федеральному собранию в конце февраля поставил президент России Владимир Путин. Удается ли отрасли справиться с трудностями?

Корабельный прогресс

Как сообщила пресс-служба министерства промышленности и торговли России, судостроительная отрасль состоит как из ключевых интегрированных структур — это Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), судостроительная корпорация (ССК) «Ак Барс» (в состав данных структур входит более 100 организаций с общей численностью около 150 тыс. человек и суммарным объемом рынка более 90%), так и обособленных частных компаний — Окская судоверфь, СЗ «Отрадное», Находкинский СРЗ, Ливадийский РСЗ, Онежский ССЗ и ряд других. Всего в отраслевом разделе судостроительной промышленности Реестра ОПК числятся более 200 промышленных организаций, из которых 75 — это судостроительные и судоремонтные заводы.

По данным Минпромторга РФ, всего с 2019 по 2023 год предприятиями отрасли было построено порядка 460 гражданских судов различных проектов, из которых более 350 имели водоизмещение 100 тонн и выше. В 2023 году завершилось строительство 108 судов гражданского назначения, включая 64 судна полным водоизмещением 100 тонн и более. Данный показатель значительно превзошел результат предыдущего года — тогда заказчики получили 84 гражданских судна. Совокупное водоизмещение гражданских судов, построенных в прошлом году, превысило 450 тыс. тонн — втрое больше, чем в 2022 году.

Агентство SeaNews, ссылающееся на информационно-аналитическую систему «Мировой и российский флот», приводит свои данные по крупнотоннажным судам гражданского назначения, построенным российскими корабелами в минувшем году, — 57, в том числе 26 — верфями Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в состав которой входят до 80% всех производственных мощностей в России, а 31 — другими предприятиями. Согласно им, лидером по судостроению в прошлом году стал Приволжский федеральный округ, построивший 19 судов, второе место занял Северо-Западный федеральный округ, чьи верфи сдали заказчикам 15 судов, а третье и четвертое — Южный и Дальневосточный федеральные округа — 10 и 8 судов соответственно. В Сибирском, Уральском и Центральном федеральных округах было построено 3 и 1 вспомогательных судов соответственно.

В Минпромторге РФ сообщили, что в рамках запущенной программы строительства нового рыбопромыслового флота в настоящее время в постройке в различной степени технической готовности находятся более 60 судов промыслового флота. Всего в рамках реализации программы инвестиционных квот завершено строительство 24 промысловых судов различных проектов, из них уже в текущем году 3 судна переданы заказчикам.

Судя по информации самой ОСК, в минувшем году портфель сданных заказов ОСК включал 8 судов, построенных в Санкт-Петербурге, Выборге и Хабаровске для рыболовецкой флотилии (речь о двух больших морозильных рыболовных траулерах проекта СТ-192 «Механик Маслак» и «Механик Сизов», морозильном траулере-процессоре проекта 170701 «Капитан Соколов», двух траулерах-процессорах проектов КМТ01 и КМТ02 «Белое море» и «Дмитрий Кожарский», двух краболовах проекта 03141 «Омолон» и «Кедон», краболове проекта КСП01 «Вайгач»), 9 сухогрузов проекта RSD59, сооруженных в Нижнем Новгороде, 2 танкера-химовоза проектов RST25/7 и 00216М, автомобильно-железнодорожный паром проекта CNF11CPD «Александр Деев», который был построен амурскими корабелами для эксплуатации на Дальнем Востоке, пассажирские и другие суда. Прошлогодняя закладка на верфях ОСК судов позволит вскоре пополнить отечественный гражданский флот контейнеровозами проекта 00108, многофункциональным аварийно-спасательным судном ледового класса проекта MPSV06М «Анадырь», научно-экспедиционным судном «Иван Фролов», скоростными пассажирскими катамаранами проекта «Котлин», тремя круизными лайнерами проекта 00840 «Карелия». Всего в 2024 году предприятиями корпорации запланировано передать заказчикам 36 гражданских судов. Несколько из них были спущены на воду весной: на астраханской верфи «Лотос» Южного центра судостроения и судоремонта — универсальный сухогруз «Каспийский берег» проекта RSD49 для перевозки генеральных, навалочных, лесных, зерновых и крупногабаритных грузов и опасных грузов в Каспийском, Средиземном, Черном, Балтийском, Белом, Северном морях российско-иранской судоходной компанией; на «Восточной верфи», которой управляет Амурский судостроительный завод, — строящееся в рамках инвестпроекта «квоты под киль» пятое судно-краболов проекта 03141 «Пума», ледовый класс которого — (РС) КМ Ice2 (REF) fishing vessel — позволяет эксплуатировать его в мелкобитом льду толщиной до полуметра; на «Северной верфи» — морозильный траулерпроцессор «Капитан Абакумов» проекта 170701 — уже шестой по счету, заказанный рыбопромышленным холдингом «Норебо» для северо-атлантического промысла, а также головной ярусолов-процессор «Гандвик-1» проекта МТ1112XL для рыболовецкой компании «Вирма» — суда построены по программе «квоты под киль». Кроме того, на построенном «Адмиралтейскими верфями» большом морозильном рыболовном траулере «Капитан Мартынов» — четвертом в серии проекта СТ-192 для «Русской Рыбопромышленной Компании» — был поднят Государственный флаг Российской Федерации.

Сошедшие со стапелей других верфей, не входящих в ОСК — «Тюменьсудокомплекта», Череповецкого судостроительного завода, Ахтубинского судостроительно-судоремонтного завода, «Благоверфи», Самарского судостроительного и судоремонтного завода «Нефтефлота», Зеленодольского завода имени А. М. Горького, Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева, верфи «Эмпериум» и других, — включали краболовы «Хабаровск», «Шантар» и «Капитан Александров», несколько вспомогательных буксиров и других судов, скоростные суда на подводных крыльях и другие пассажирские суда. Построенные на судостроительном комплексе (СКК) «Звезда» на Дальнем Востоке по заказу «Роснефтефлота » и «Совкомфлота» два танкера типа Aframax — «Академик Губкин» и «Восточный проспект» — пополнили нефтеналивной флот России.

«Еще одним значимым направлением, интерес к которому в России существенно возрос в последние годы, являются круизы на внутренних водных путях. В части круизных судов основных проектов на АО «ССЗ «Лотос», АО «Средне-Невский судостроительный завод», ПАО «Завод «Красное Сормово», а также на мощностях ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» размещены заказы на постройку судов для круизных линий проектов ПКС180, PV300VD, А45-90.2, 00840 «Карелия» и RPV 8714. В части скоростных судов востребованность, прежде всего, подтверждена высокими темпами строительства и имеющимся объемом спроса на продукцию ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева и Зеленодольского завода им. А. М. Горького. К ним относятся суда на подводных крыльях типа «Валдай», «Метеор». Кратный рост туристического потока в Кронштадте в 2023 году обусловлен выводом на линию катамаранов проекта 04580 «Котлин», построенных на Средне-Невском заводе. Также к перспективным относятся суда катамаранного типа проектов HSC150 и HSC200. Отдельное внимание стоит уделить судам с экологичными видами топлива. Верфь «Эмпериум» в рамках программы льготного лизинга реализует проекты постройки судов типа «Экокруизер» (серия из 5 ед.) для Красноярска, Нижнего Новгорода, Перми, Санкт-Петербурга и Самары, а также судов типа «Экобас» для проекта водного электротранспорта г. Москвы (серия из 21 ед.). Также в эксплуатации находится судно на СПГ проекта 03622 «Чайка СПГ» (построено в 2021 г.)», — сообщили в Минпромторге.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам» ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам»

ANNA ASTI о выборе песни для своего репертуара, собаках и главном в шоу-бизнесе

ЖАРА Magazine
Стюардессы рассказали, как мстят пассажирам, которые им не нравятся Стюардессы рассказали, как мстят пассажирам, которые им не нравятся

С бортпроводницами воздушного судна лучше не ссориться

Maxim
Большой бинокулярный телескоп получил самые детальные снимки Ио с Земли Большой бинокулярный телескоп получил самые детальные снимки Ио с Земли

Астрономы получили изображения поверхности спутника Юпитера Ио

N+1
Любовные грезы Любовные грезы

Что смотреть в отпуске любителям романтических турецких сериалов

Лиза
«Молодой» рак может быть связан с плохим питанием «Молодой» рак может быть связан с плохим питанием

Почему рак кишечника «молодеет»?

ТехИнсайдер
На что придется раскошелиться туристу на Крайнем Севере и где можно сэкономить На что придется раскошелиться туристу на Крайнем Севере и где можно сэкономить

Сколько стоит отдохнуть в самых «раскрученных» местах в Кольском Заполярье

ФедералПресс
«Эрик»: как сериал с Бенедиктом Камбербэтчем исследует кризис семьи «Эрик»: как сериал с Бенедиктом Камбербэтчем исследует кризис семьи

Как сериал «Эрик» исследует травмы родителей, живущие в следующих поколениях

Forbes
«Антон тут рядом» «Антон тут рядом»

10 лет назад Любовь Аркус создала благотворительный фонд «Антон тут рядом»

Собака.ru
Продолжение следует. Существует ли реинкарнация и можно ли узнать что-то о своей прошлой жизни Продолжение следует. Существует ли реинкарнация и можно ли узнать что-то о своей прошлой жизни

Возможность реинкарнации – это спасительная страховка

Лиза
Академия Русского балета имени Вагановой Академия Русского балета имени Вагановой

Академию Русского балета им. Вагановой 11 лет назад возглавил Николай Цискаридзе

Собака.ru
8 вопросов, чтобы понять, готовы ли вы изменить свою жизнь 8 вопросов, чтобы понять, готовы ли вы изменить свою жизнь

Как понять, что вы готовы начать новую жизнь? Подскажут эти вопросы к себе

Psychologies
Ребенок стал квадробером: как выглядит новый (опять странный!) тренд поколения альфа Ребенок стал квадробером: как выглядит новый (опять странный!) тренд поколения альфа

Почему поколению альфа так нравится менять свой образ?

Psychologies
Храп Храп

Как говорят специалисты, «звуковой феномен» храпа не является  болезнью

Здоровье
Ирина Млодик объяснила, как относиться к жизни ребенка в виртуальном мире Ирина Млодик объяснила, как относиться к жизни ребенка в виртуальном мире

Почему не нужно воевать с виртуальным миром детей

Psychologies
Татуировки повышают риск развития рака на 21% Татуировки повышают риск развития рака на 21%

Нанесение татуировки увеличивает риск развития лимфомы на 21%

ТехИнсайдер
Феномен де Клерка Феномен де Клерка

Фредерик Виллем де Клерк — последний белый президент ЮАР

Дилетант
Сыграли в ящера: как японские и голливудские режиссеры снимают кино о Годзилле Сыграли в ящера: как японские и голливудские режиссеры снимают кино о Годзилле

Главные вехи в истории гигантского киноящера Годзиллы

Правила жизни
Признаки нездоровых отношений: как отследить их вовремя Признаки нездоровых отношений: как отследить их вовремя

Как понять, что общение с партнером начало причинять реальный вред?

Psychologies
Штормовое предупреждение. 4 факта про укачивание (кинетоз) Штормовое предупреждение. 4 факта про укачивание (кинетоз)

Ищем оптимальное решение от «морской болезни» у детей

Лиза
Он был предан Мао Он был предан Мао

Си Чжунсюня, отца нынешнего главы КНР, не просто так сравнивали с карпом

Дилетант
Управлять наслаждением Управлять наслаждением

Вы готовы к необычным ощущениям, потрясениям и открытиям?

Psychologies
Они еще и разговаривают. У кашалотов есть язык, и его можно расшифровать Они еще и разговаривают. У кашалотов есть язык, и его можно расшифровать

Коды, орнаментации и рубато — как выглядит язык кашалотов?

СНОБ
«Симпатия»: как построить приют для собак на фоне политического кризиса «Симпатия»: как построить приют для собак на фоне политического кризиса

Отрывок из книги Родриго Бланко Кальдерона «Симпатия»

Forbes
Убийца прокрастинации: как работать по технике «Помодоро» Убийца прокрастинации: как работать по технике «Помодоро»

Как выполнять задачи эффективно и все успевать благодаря технике «Помодоро»

ТехИнсайдер
10 крупных народов, у которых нет своего государства 10 крупных народов, у которых нет своего государства

В мире существует большое число этносов, лишенных собственного государства

ТехИнсайдер
Тревожная семья: может ли ребенок вырасти спокойным? Тревожная семья: может ли ребенок вырасти спокойным?

Как помочь детям вырасти спокойными и уравновешенными?

Psychologies
«Психоанализ может быть полезен любому»: что нужно знать об этом методе психотерапии «Психоанализ может быть полезен любому»: что нужно знать об этом методе психотерапии

Чарльз Турк по сей день совмещает в практике психиатрию и психоанализ

Psychologies
Самая большая черная дыра и конец бэби-бума на Земле: новости науки Самая большая черная дыра и конец бэби-бума на Земле: новости науки

Кто из животных обладает сознанием и в чем ошибались демографы?

Forbes
Почему на Луне обязательно нужно построить детектор гравитационных волн Почему на Луне обязательно нужно построить детектор гравитационных волн

Зачем нужен детектор гравитационных волн на Луне?

ТехИнсайдер
Таинственный кот Палласа – манул Таинственный кот Палласа – манул

Если спросить любого, – кто таков Палласов кот, вряд ли кто ответит правильно

Знание – сила
Открыть в приложении