Новый текст поэта и прозаика Евгении Риц

СНОБКультура

Евгения Риц: Кольцо Вейса

Каждую неделю Илья Данишевский отбирает для «Сноба» самое интересное из актуальной литературы. Сегодня мы публикуем новый текст поэта, прозаика, соредактора проекта «Полутона» Евгении Риц, балансирующий между стихом и прозой

dc8f29a40f79e7db7b01104554f5e471d295a46192608a86b64fcffdd45e676e.jpg
Фото: Pawel Szvmanski/Unsplash

Дом топнет в последних мартовских снегах. Обложен ватой, как посылка. Она выходила во двор и говорила: «Белое безмолвие». Говорила каждый раз. Но никто ее не слышал. На белоснежных крыльях аистиная почта несла ее и дом к тугим предыюньским грядкам.

***

Она видит полость в земле. Пещера не большая, а маленькая, но она еще не знает — это ее первая, кажется большой. Это храм, у него — нее — купол; храмица. Вокруг дышат астматики. Потом, раз на четвертый, будут только туристы, а астматик — уже она, и понимает, что это не помогает. Говорят: в прошлом году мы ездили в Крым, а в позапрошлом — в Португалию. Ага, а в этом в Турцию вернулись. Вот и вся история родной землички в земле чужой. (В Крым больше не хотят, а на Португалию денег не хватает.) А пока она стоит ошеломленная — надморский холм свалился на голову круглым купольным шаломом.

Отгадка: Пещера Дамлаташ, Турция, 2007–2017.

***

На нашей стороне никого нет.

***

Времена Московского времени.

***

Слышу мои очки.

***

Буйда говорит: не жаль красавиц, жаль красоту.

Рассказать о маньяке, который убивает красивых женщин, чтобы освободить красоту. Жалит их легким перышком, не оставляя ни лиц, ни следов. Красота, свободная от лица, от формы, от форм, литых или, напротив, эльфийно тягучих — бедренная косточка ооооо, смолкою ляжка скатывается к голяшке — парит невидимым воздýхом, ложится на моря и горы, спасает мир. Мужчин он тоже убивает.

***

Белогруда-капустница, Белогруда-молочница из тех круглоносеньких плодощеких южнославянских святых с редкими гусеничьими, улитьими отметками оспинок, а скорее — незаживших еще юношеских акне, что пришли из своих муравьих Моравий, перченых Болгарий в собственном сладком соку, да так и остались работящими кверхузадыми девками на местных, снежной желчью вяловатой земли подтекающих, огородах.

Оттого и повелось: будет снег на Белогруду-апрельщицу — капустное будет лето, чалить и чалить вам воду, задачливые дачницы, по семь центнеров не с гектара собирать, а с родных шести соток, при Брежневе еще даденых. И куда потом девать этакое богачество? На рынке капуста и то по пятнадцать рублей кэгэ, стоило ли и затеваться. Одна радость — титьки растут.

Белогруда-веснушка — советчица и подружка, ей молятся и на выкидыш, выкликают, кубарем катясь с лестницы, гикают, прыгая со шкафа, жарко шепчут в дымных парах совмещенного санузла.

Если же на Белогруду дождь — молочное будет лето, хлюпко-кисельные берега. У Белогруды мягкие соленые руки, и коровы тянутся к ней выменем и губами.

Прежде ей ставили свечки доярки-стахановки и ушлые городские молочницы, и тетя Маша наша ставила и даже водой не разбавляла, потому что, если разбавлять молоко водой, Белогруда высушит твою грудь до седьмого колена. Но на Снежной больше не держат коров, разве что на Щелковском где остались.

***

Дательная машинка говорит «да».

***

Они носят броню под кожей. Легкая, алюминиевая, как и они сами, она гнется, но не ломается, как и они сами, алюминиевые до альвеол.

В припудренном несеребре оленьего, замшело замшевого покрова равно скользят они по воздуху и по воде, почему и принимают их за тех, чешуйчато щекотливых, хотя по чести надо бы не «Русал», а «Русальв». Что будет с ними теперь, когда котировки упали?

***

Апрелемарт обратным ходом выворачивающего такси анемично, водянисто слизью вскипает на кончике носа. Где не растаяло, черен и следовит. Это не Лиза ли протекла, просочилась, не просыпаясь, меж четвертой четвертью и третьей? Весенние каникулы. Нам говорили, что каникулы — это звезда.

***

С хрусткими локотками, лапкими лопатками, то ли старик, то ли ребенок, то ли спилбергово кустарное существо прямиком из семидесятых, то ли с горящего куста смоляная ягода, мандрагорова корня плод.

Это мандрагора не сгорала, горя, вот и кричала на разные голоса.

Не кощунствуй. Расскажи лучше, что у того лапкого и липкого, смоляного чучелка в нетерновом кусту, и глаза — липкие смоляные омуты, круть-верть черномасленные ворóнки, как в подсолнечных бочках советского сельпо, самовитого городского универсама, или вообще воронки. Каркают и везут, утягивают в себя весь мир, каркают и везут его, мир то бишь, перемешанный в голову и в голове. И мы давно уже там, когда тебе страшно, ты уже там, когда внутри тебя черный свет, тыужетам — и это твое внутри и его внутри перемешались, вот ты и черен и липок до краев, до липковых черенков, а он не стал от того немного белее, потому что и прежде бел ты не был. Ты был ал и рыж, Рейнечке-Мотл с картавой судорогой гортани, и тянул его, и жег, и смолил, и он плавился из твоих рук, и вы были весы и качели, черный дым и красный огонь. А теперь ты полыхаешь и качаешься там, и все качается, не кончаясь в смоляной его голове, и ты качаешься, и припеваешь, как старый тоскливый еврей, или почему как, и вы не знаете, кто из вас — чья тоска.

***

Парни жарили русалку.

***

Понимает земляную долгую дистанцию вод.

***

Земляной.

***

Земляной, он же дедушко могильный — это понятно кто. Не домовой, но домовинный. Истинный хозяин. Ждет тебя, пощелкивает костяными лапками изнутри, так что от щелчков искры летят. Эти искры и есть душа, оживляющий до поры им-пульс. А ты что думал? О нем пел Уитмен.

Отгадка: кладбище «Красная Этна».

***

Стоит на остановке и смотрит на дорогу. Машины — марионетки. Она глазами тянет их на себя, потом некоторые запускает за себя, некоторые — себе в голову.

***

Трупинный — тропинный — торопинный. (Жизнь быстро проходит в обратную сторону.)

***

Так и оставить в квадратных скобках.

***

— Понимаешь, душа моя, когда говорят, что ветхий Адам — человек без кожи, не имеют в виду, что он был шизофреником. Это о том, что он был из глины, и она если и запеклась на райском солнце глазурью, то отнюдь не податливой и не мягкой, это тебе не кулич и не пирожное песочная полоска, а так и блестела свежим веджвудским чайником, или, что проще, элфэзэшным в жильчатых потеках синевы. Но, вернее всего, и запекаться было нечему.

Адам же веткий, напротив, так и вышел в коре, в природных буроватых доспехах, матовых и корявых, не рыцарь, но вассал-пехотинец, с первого дня готовый к самозащите.

Минус первый Адам. Дурная школьная математика, фокусы советской ЭВМ в руках шалуна-первоклассника — минус на плюс дает минус, и веткий Адам, сгорая, ветхого не греет, так что ветошь того остается волглой, парит, не просыхая, и пахнет все хуже и хуже. Но и себя он, как видишь, не защитил, не спасла его новая, с зеленой иголочки, кожа, — сырые дрова шипят и плюются в тусклых изломах пещеры. — В следующий раз напомни рассказать тебе про голема в аптеке.

***

Мягкие хлопья тяжелого машинного дыхания покрывают весеннюю Снежную. Раньше машины здесь не ходили, а теперь им намазано не медом, но асфальтом, и они свернули с неприподъемно-свинцовых шоссе на пути легкие и сухие, ладонные, подоконные, потно-мазутными каплями потекли по линиям жизни.

***

В институте никогда не давала новую книгу или кассету, пока сама не. Целочку. Так и говорила. А ей так хотелось мою целочку, мои письма, мои стихи. Мою жизнь. Потом зажила без меня, покрылась корочкой, стала отдельной веткой Евой, отдельной от.

***

Приходит как-то голем в аптеку.

***

Кто идет в гору, и потный воздух скатывается с него горой? Там, наверное, будет легко — не будет вязкого кислорода, тяжелыми каплями-линзами лежащего на каждой клетке. Марля и кисея вместо целлофана и плюшевых, с оленями, покрывал. Выше горы воздух редок и неплотен, как легко разгребать, не то, что здесь, в тучных лесопарках панелей.

Самойло Дятел поднимается в гору имени себя.

Возведет леса оранжевого прозрачного пламени, столь сытного и веселого, что много воздуха-то на прокорм и не надо. Позже заложит все тусклыми прокаленными кирпичами.

Отгадка: Нижегородский Кремль.

***

Слушает пробелы в аудиокниге — щели, в которые входят другие слова.

***

Ломится вперед, разрывая паутину из глаз. Сети, канаты трещат, натягиваясь. Сама себе и муха, и паук, и волевая бабка о невидимых крылах сквозь видимую только ей сетку. Натягиваются, но не рвутся. Они — черная безнадега, прозрачные ячеи меж ними — надежда, столь же нереальная. Завидую тем, кто не понимает, о чем идет речь или черь. И нет, это не тоска, не депрессия, вообще не душевный недуг, а самый что ни на есть физический. Погуглите деструкцию стекловидного тела. На самом деле сетку вижу не я. Я вижу не сетку.

***

Скрипят шелковые ворóта вóрота. Колодезное стекло, как галчонок, посматривает туда и сюда. Птицы поселились в глазу птицы, жаркий соленый миндаль — в (скорлупом) глазу миндаля.

Далекие буквы, став ближе и ближе, расплылись и сжались, потеряли очертания и смысл, остались если не повестью, то вестью, весью, вселенским народцем, висячей колонией у нее в глазу. Упругие скалолазы, белки белка, видные лишь изнутри.

***

Здесь вернуться к сюжету о люде стенном и подмышечным, смелым и юрким насельникам второй нашей части. Не они ли они? Космонавты — нет, астронавты — отогнавшие закись и слезу, отогнувшие общими усилиями край века.

***

У меня ить болезнь Китахары была. Настоящая.

***

Кто видел в детстве гномов, через сорок лет увидит черные точки, кольца, под беспощадным лазером всплывающие пузырями перевернутой линзы. Ну-ну, не прибедняйся и не накличь, одно кольцо и было.

Теперь скажем, что те злобные карлики, ухватывающие тебя за не ходящие еще, но хулигански просунутые сквозь бескровные кроватные прутья, пальцы, проделали свой сорокалетний тур по белой пустыне времени под водительством самого носатого из них, красноколпачного мужика с гнутыми гвоздями ножек под гротескным молотом подбородка. Ввинтились, повыдавив из себя коллективного раба, в глазной Ханаан, впились в его стеклянисто-водяные глубины, качать им — не перекачать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Одиночки не одиноки Одиночки не одиноки

Нам часто кажется, что те, у кого нет семьи, страдают от одиночества

Psychologies
Защищаем технику от перепадов напряжения: выбираем реле контроля Защищаем технику от перепадов напряжения: выбираем реле контроля

Какими бывают РКН и как правильно рассчитать, какое реле вам подойдет

CHIP
Настольный капитализм Настольный капитализм

Самая известная настольная игра мира «Монополия» отмечает юбилей

Огонёк
Холод против гаджета: почему смартфоны отключаются зимой Холод против гаджета: почему смартфоны отключаются зимой

Почему на морозе даже полностью заряженное устройство разряжается и выключается?

Популярная механика
Новый Volkswagen Touareg. Немного суррогатный, но крайне успешный Новый Volkswagen Touareg. Немного суррогатный, но крайне успешный

VW Touareg третьего поколения – это комфорт, управляемость и безопасность

4x4 Club
Исчезающая пища Исчезающая пища

К середине XXI века бананы и кофе снова могут оказаться деликатесами

Вокруг света
Грянул Гром Грянул Гром

Перспективный режиссер Олег Трофим экранизирует комикс «Майор Гром»

Собака.ru
8 лайфхаков, которые помогут тебе меньше пользоваться телефоном в течение дня 8 лайфхаков, которые помогут тебе меньше пользоваться телефоном в течение дня

Есть такая штука — цифровая зависимость, с ней надо бороться

Playboy
Как тюльпаны в XVII веке чуть не уничтожили экономику Голландии Как тюльпаны в XVII веке чуть не уничтожили экономику Голландии

Неожиданный экскурс в экономический кризис XVII века

Maxim
Королева против: самые громкие скандалы Елизаветы II с членами семьи Королева против: самые громкие скандалы Елизаветы II с членами семьи

Отношения внутри королевской семьи никогда не были простыми

Cosmopolitan
100 отжиманий за 6 недель: программа, которая приведет тебя в форму 100 отжиманий за 6 недель: программа, которая приведет тебя в форму

Хватит откладывать, пора начинать

Playboy
8 красивых и странных подземных городов 8 красивых и странных подземных городов

Подземные города мира, открытые для посещения

Maxim
«Стопроцентный технократ». Что надо знать о Михаиле Мишустине, которого Путин назначил премьером вместо Медведева «Стопроцентный технократ». Что надо знать о Михаиле Мишустине, которого Путин назначил премьером вместо Медведева

Чем известен Михаил Мишустин

СНОБ
10 самых распространенных ошибок мышления 10 самых распространенных ошибок мышления

Фраза «Это не то, что ты подумал!» может быть применена ко всей жизни

Maxim
Невыносимая закадычность бытия: кодексы мужской дружбы в разных эпохах Невыносимая закадычность бытия: кодексы мужской дружбы в разных эпохах

Мужские «кодексы братана» в современном виде — довольно куцая штука

Maxim
Зима в фокусе Зима в фокусе

Деревья в инее, храмы, просторы выглядят как открытка «Из России с любовью»

Лиза
Фильм «Маяк»: мрачное путешествие в ад человеческой души Фильм «Маяк»: мрачное путешествие в ад человеческой души

Роберт Паттинсон и Уиллем Дефо играют в «Маяке» на пределе своих возможностей

GQ
Виды обёртывания волос – процедура и польза Виды обёртывания волос – процедура и польза

Какие бывают обёртывания, как они проводятся и в чём заключается их польза

Cosmopolitan
100 изобретений, которые изменили мир: часть 1 100 изобретений, которые изменили мир: часть 1

Список изобретений, которые сыграли важную роль в становлении человечества

Популярная механика
Четверо смелых: как участники рейтинга Forbes «30 до 30» заключили одну из крупнейших сделок в финтехе Четверо смелых: как участники рейтинга Forbes «30 до 30» заключили одну из крупнейших сделок в финтехе

Основатели Plaid продали свой стартап компании Visa за $5,3 млрд

Forbes
История ученого, который пожертвовал жизнью, чтобы описать симптомы укуса ядовитой змеи История ученого, который пожертвовал жизнью, чтобы описать симптомы укуса ядовитой змеи

Карл Петерсон Шмидт вел дневник с момента укуса до самой смерти

Maxim
Зайцева гора: кровавая высота Великой Отечественной войны Зайцева гора: кровавая высота Великой Отечественной войны

Представь, что тебе вручают мину и ты тащишь ее 30 километров по бездорожью

Maxim
Долго и счастливо. Как ЭКО перевернуло нашу жизнь Долго и счастливо. Как ЭКО перевернуло нашу жизнь

Благодаря исследованиям ученого Роберта Эдвардса родилось более 4 млн детей

Forbes
Скука-любовь Скука-любовь

Как зажечь былой огонь и вернуть сексу яркость и остроту?

Добрые советы
Советский автомобиль-амфибия, которую построил музыкант Советский автомобиль-амфибия, которую построил музыкант

Самая продвинутая амфибия в истории автомобиля

Maxim
Губернатор Андрей Клычков: Никакая экономика не будет развиваться, если мы будем социально деградировать Губернатор Андрей Клычков: Никакая экономика не будет развиваться, если мы будем социально деградировать

Андрей Клычков о том, чем отличается работа законодателя и чиновника

СНОБ
Неистребимая легкость бытия Неистребимая легкость бытия

В Новом Орлеане устраивают очередной Марди Гра

Вокруг света
Занять место Beyond Meat Занять место Beyond Meat

Мясомбинат «Окраина» начнет выпускать растительное мясо из сои

Эксперт
Старк и Лувр Старк и Лувр

У парижского отеля–паласа Le Meurice масса достоинств

SALON-Interior

Перед нами веселый приключенческий роман, замешанный на историческом контексте

Esquire
Открыть в приложении