Отрывок из книги «Чертовы подростки!» — о родительской тревоге, гневе и вине

ForbesКультура

Это вообще нормально: как выстроить отношения с повзрослевшим ребенком

Редакция Forbes Life

2GettyImages-944238166-kopia-639ca8abefd5d.jpg
Фото Getty Images

Как родителям выживать под одной крышей с подростком и при этом не подорвать психику себе и ему? В издательстве «Бомбора» выходит книга психолога Никиты Карпова «Чертовы подростки! Как найти общий язык с повзрослевшим ребенком», который дает практические советы, как построить с подростком крепкие и доверительные отношения. Forbes Life публикует главу о родительских тревоге, гневе, вине и контроле.

Как думаете, на какой потаенный вопрос хотят услышать ответ практически все родители, которые приходят на консультации к детскому психологу? Вот на этот: «А с моим ребенком все нормально?»

Формулировки вопроса могут быть очень разные:

1. А это нормально, если...

2. Мой ребенок делает вот так, это нормально?

3. Я не знаю, что делать...

4. Я такой не была...

5. Все резко изменилось...

Я и сам приходил с этим к своим коллегам. Тревога за ребенка у любого из нас перекрывает логику.

Итак, дорогие тревожные родители, начнем с того, что с вашим подростком все нормально. Если у него нет никакого официального диагноза, то все нормально. А в подавляющем большинстве случаев диагноза все же нет.

Да, это нормально:бардак; хамство; отсутствие гигиены; пренебрежение к здоровью; снижение мотивации к учебе; депрессивное настроение.

И многое другое. Это часто встречается, но, подчеркиваю, не обязательное состояние.

Чувство вины и тревога становятся ведущими чувствами родителя практически с того момента, как ребенок появляется на свет. Тревога — «что-то пойдет не так». Вернее, мы сделаем что-то не так, и все пойдет под откос. Вина — мы ужечто-то сделали не так.

Эти два чувства присутствуют с нами постоянно. Они влияют на нашу оценку ситуации, на нашу реакцию, решения и поведение.

У подростков есть проблемы в понимании безопасности и определении ее границ. Они возникают еще раньше, когда ребенок, совсем маленький, лезет на горку, и вам кажется, что вот еще одна ступенька — и он упадет. А ему-то кажется, что он звезда и залезет еще выше. Чем ребенок старше, тем ситуаций с проверкой границ безопасности — больше.

А у взрослых есть пара удивительных механизмов борьбы с тревогой и виной. Первый — трансформация в гнев. Ну правильно, кому нравится тревожиться и чувствовать себя виноватым? Вот психика нам и помогает. Тревогу и вину загоняет поглубже, а наружу выкатывает орудия гнева.

Основой многих конфликтных ситуаций с подростком в действительности является не реальный факт или действие, а тревожность родителей. Это именно родители испытывают острое чувство потери контакта с ребенком, доверительных отношений, когда как снежный ком нарастают сложности в коммуникации и взаимопонимании.

Родителям не нужно искать и предлагать поводы для беспокойства. Они возникают сами собой, практически ежечасно, как автоматная очередь — один за другим — и сбивают наповал.

Простой пример: ваш подросток не пришел домой к восьми вечера. Не пришел и к девяти.

  • Тревога: что с ним случилось? С кем он гуляет и где? Да что за компания у него такая? А вдруг они там курят травку? Или еще что хуже? А тот Колька, приятель его, вообще какой-то уголовник, не дай бог, еще моего затянут... Трубку не берет! Точно что-то случилось.
  • Вина: это мы не доглядели, не договорились, не научили.
  • Гнев: вот он гад, сколько раз говорили, чтобы звонил и сразу шел домой!

И едва затих последний выстрел шальных мыслей в вашей голове, как дверь в квартиру открывается — входит сын, жив-здоров, в трезвом уме и без сопровождения полиции. У подъезда соседку Марьиванну встретил, донес ей сумки до квартиры, а она вот маме варенья передала.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении