«Есенин нового времени»: как 22-летний пианист из Самары покорил зумеров, подружился с Моргенштерном и объявил войну Sony
Эдуард Шарлот начинал музыкальную карьеру, подбирая мотивы песен Beatles на фортепиано, а уже к 22 годам стал соавтором знаменитого рэпера Алишера Моргенштерна и рекламным лицом «МегаФона». Борьба с лейблом Sony Music, который Шарлот обвиняет в эксплуатации артистов, только укрепила его популярность: в свободном плавании Эдуард сможет увеличить доходы от рекламы в разы, говорят эксперты.
«Сажусь в такси, а по радио играет моя реклама. И вот тогда я понял, что этот тот самый момент — популярность», — вальяжно раскинувшись на дореволюционного вида софе, рассказывает номинант в рейтинг Forbes «30 самых перспективных россиян до 30 лет» в категории «Музыка», новый кумир зумеров Эдуард Шарлот.
К своим 22 годам он успел получить музыкальное образование (и с удовольствием позирует за фортепиано, наигрывая мелодии The Beatles), засветиться в проекте «Песни» на ТНТ и шоу Ивана Урганта, заключить контракт с могущественным лейблом Sony Music и скандально поссориться с ним, выпустить альбом с миллионными прослушиваниями, попасть в телевизор с рекламой «МегаФона» и получить творческое благословение от короля новой рэп-волны Алишера Моргенштерна, записав с ним совместный трек.
За 2019 год все это принесло юному Шарлот (по словам самого музыканта, его фамилия не склоняется) около 6 млн рублей, за восемь месяцев 2020-го — около 7 млн (до вычета комиссии лейбла).
Forbes пообщался с Эдуардом, его рекламодателями и экспертами на музыкальном рынке и узнал, как в «нежном возрасте» артист из Самары сумел завоевать любовь широкой публики и крупных брендов, почему не побоялся вступить в конфронтацию с Sony и что думает о мнениях хейтеров.
Путь пионеров
Эдуард Шарлот родился и вырос в Самаре в семье бизнесмена Валерия Шарлота, владельца компании по продаже сварочного оборудования «Элком-Самара» — по словам музыканта, одного из самых крупных предпринимателей в регионе в 90-е.
Эдуард тоже мечтал стать бизнесменом, но быстро понял, что «не очень соображает по финансам», в отличие от брата-двойняшки Виталия. Когда Эдуарду было семь лет, отец отдал его в музыкальную школу по классу фортепиано. «Все детство было музыкальное: у нас в квартире было фортепиано — на нем играл отец, — и CD-проигрыватель, на котором мы слушали Beatles», — рассказывает Шарлот-младший. Мать музыканта, по его собственным словам, ушла из семьи, когда братьям было по 12 лет. С тех пор они виделись всего несколько раз.
Окончив класс фортепиано, Шарлот на несколько лет забросил занятия. Но после 9-го класса, когда из-за низкой успеваемости его чуть не исключили из школы, решил, что «надо как-то определяться и себя находить». Нашел в музыке: по совету отца стал готовиться к сдаче выпускных экзаменов и поступлению на класс фортепиано в Самарский государственный институт культуры. Занимался по четыре часа в день и параллельно завел YouTube-канал, куда выкладывал фортепианные каверы на популярные зарубежные песни. Идею — вплоть до ракурса съемки — скопировал у аналогичного австралийского канала с 234 000 подписчиков. Первый же фортепианный кавер Шарлота на песню Do or Die группы 30 Seconds To Mars в начале 2014-го набрал 11 000 просмотров. Еще один кавер — на песню Пола Маккартни Queenie Eye — почти 20 000 просмотров. Видео Шарлот снимал на домашнюю камеру, а играл на отцовском пианино.
Тогда же музыкант «начал постигать интернет-маркетинг»: нашел во «ВКонтакте» русскоязычный паблик, посвященный творчеству группы Green Day, написал администратору с просьбой выложить несколько своих каверов на песни коллектива. Тот согласился. Репост привлек к каналу десятиклассника внимание: «Мне начали писать люди, которые просили прислать ноты. А я сам подбирал мотив и играл, безо всяких нот».
Среди написавших был Марк Антипов, основатель начинающей самарской кавер-группы «Капитан Коркин». Антипов тогда искал в группу клавишника и пригласил на эту роль Шарлота — тот согласился. «Я скинул ему, что мы играем, и оказалось, что наши вкусы очень схожи: мы оба росли на «битлах» и в новом составе начали играть их же более сложные песни», — вспоминает Антипов. «Когда у 16-летних пацанов сходятся вкусы, это говорит о многом. Это что-то около братской связи. Я серьезно!» — признается Эдуард.
С Антиповым и его группой Шарлот поначалу репетировал в свободное от учебы время, потом стал выступать на небольших фестивалях. Видеозаписи с таких выступлений приятели выкладывали на страницу группы во «ВКонтакте», но набирали максимум несколько сотен просмотров.
Параллельно с участием в «Капитане Коркине» Шарлот летом 2014-го вместе со школьными друзьями создал собственную группу The Way of Pioneers (в переводе с англ. «Путь пионеров», сокращенно TWOP). Репетировать стали в актовом зале школы, ключи от которого директор доверила ученикам на лето. В составе группы Шарлот впервые начал самостоятельно петь — сначала перепевал Beatles, а затем стал писать свои композиции.
На фоне нового увлечения он вышел из состава «Капитана Коркина». «Мы, молодые и импульсивные, поссорились, и он полностью ушел в свое творчество», — вспоминает Антипов. По словам Шарлота, главной причина ухода стало то, что «это был 11-й класс, время подготовки в ЕГЭ, всякие недопонимания с отцом — хотелось заниматься только своей группой».
Король каверов
С первой собственной рок-композицией My heart feels calm here весной 2015 года Шарлот вместе с TWOP выступил на «Фестивале самарской музыки» в местном клубе «Звезда». Условия участия были просты: молодой группе нужно было выкупить у организатора и продать тридцать билетов, но Эдуарду удалось реализовать вдвое больше — через друзей и группу во «ВКонтакте».
На выступлении, по его словам, он заработал всего около 3000 рублей, но оно породило «первый фанатизм по группе» — на следующие фестивали «люди стали приходить и ждать именно [TWOP]». Цели зарабатывать на концертах у него тогда не было. «Мой отец создал возможность, он так сказал: «Ты не будешь работать, пока учишься в институте, а когда окончишь, я тебя не буду содержать». Я такой: «Ок, это круто», — признается исполнитель. — Профессиональный артист никогда не будет распыляться на какую-то ***** при становлении. Это очень вредно, это всегда оставляет отпечаток». Выступления группы и записи новых песен были нерегулярными: осенью 2015-го Шарлот выпустил еще одну англоязычную рок-композицию, затем в 2016-м стал экспериментировать с русскоязычными рок-песнями. Популярными композиции не становились: за творчеством TWOP во «ВКонтакте» следили всего порядка 3000 человек.
После окончания школы Шарлот, как и планировал, поступил на эстрадно-джазовое отделение в институт культуры. Будучи студентом, он успел записать с TWOP первый мини-альбом из нескольких рок-композиций. Группа потратила на запись и сведение треков в сумме 70 000 рублей, которые не окупились. «Мы выкладывали все во «ВКонтакте», о дистрибуции вообще не думали. Меня время от времени приглашали разово клавишником на выступления других групп — так и зарабатывал понемногу», — вспоминает Шарлот.
«В очередном порыве создать что-то новое» он оставил TWOP и вместе с барабанщиком группы создал новый проект Shark Milk. Написал пять вокально-фортепианных песен в жанре R&B, но ни одну не выпустил: «Мне не нравилось то, что получалось. Хотелось чего-то другого, и я даже не понимал, чего». Эту группу он спустя год тоже распустил — решил «передохнуть от музыки».
«Музыкальная пауза» продолжалась до последних курсов университета. Тогда, в 2018-м, он завел Instagram-аккаунт (сейчас 317 000 подписчиков), в котором начал «выкладывать видосики, просто чтобы напомнить всем знакомым, что я неплохо играю на пианино, ну и петь умею прикольно». Публиковать стал каверы на песни набиравших тогда популярность русскоязычных групп.
Один из таких каверов, снятых на телефон, — на трек «Все хотят меня поцеловать» группы «Пошлая Молли» — заметил лидер «Пошлой Молли» Кирилл Бледный. Он поделился роликом в сториз Instagram-аккаунта группы (675 000 подписчиков). «На меня подписалось за день 6000 человек: было 600 подписчиков, стало 6600, потом 15 000, — взахлеб рассказывает музыкант. — Я этого ждал давно. У меня появилось признание в поп-тусовке. Я поверил в себя». Кирилл Бледный на запрос Forbes в соцсетях на момент публикации не ответил.
Большое плавание
Благодаря росту аудитории внимание на Шарлота обратило московское музыкальное издательство «Джем», которое