Ислам
Краткая история от начала до наших дней
Книга «Ислам: Краткая история от начала до наших дней» (2000) повествует о том, как небольшой секте, появившейся в VII веке на Аравийском полуострове, удалось стремительно превратиться в мировую религию с двумя миллиардами последователей. Карен Армстронг утверждает, что ислам имеет одну уникальную особенность, отличающую его от других религий – он не довольствуется обещанием, что каждому «воздастся по заслугам» в загробном мире. Ислам активно пытается создать образцовое, с точки зрения его последователей, общество здесь и сейчас, в мире земном.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Ислам» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Сегодня, когда путешествовать стало так легко, а иммиграция развита как никогда раньше, мы должны понимать и уважать взгляды других людей. Разнообразие современного мира особо остро ощущается в больших городах и многонациональных странах, таких, как наша. Не имеет значения, мусульманин вы или православный, а, может, и вовсе атеист или буддист. Знать историю всех основных конфессий одинаково важно и нужно каждому из нас, чтобы уметь взаимодействовать с людьми, понимать, на чем основано их мировоззрение. Поэтому мы рекомендуем книгу «Ислам» всем своим подписчикам. Подробнее о ней узнайте из нашего обзора.
Глубокое погружение в историю ислама от Мухаммеда до наших дней.
Исламская религия (мусульманство) имеет два миллиарда последователей, ее история насчитывает 1500 лет. Будучи поначалу крошечной сектой, борющейся с несправедливыми порядками, царившими в VII веке на Аравийском полуострове, ей удалось со временем вырасти в огромную империю, простирающуюся на трех континентах, которая позже пала жертвой западной колониальной экспансии.
В нынешнее время исламская цивилизация представляет собой сложный, противоречивый и зачастую неверно понимаемый феномен.
Для многих ислам привычно ассоциируется с угнетением женщин, с террористами и захватом заложников, с подрывниками-смертниками или с безжалостными тиранами и прочими шаблонными образами. Эти стереотипы не новы: начиная с крестовых походов христиан на восток в XI веке, Европа смотрела на исламский мир со смесью страха и отвращения.
Автор считает, что настала пора избавиться от этих клише. Обзор этой книги перенесет вас прямо в сердце мусульманской веры, которая вот уже полторы тысячи лет вдохновляет поэтов, мистиков, воинов, ученых и простых людей искать пути к созданию справедливого общества.
Также вы узнаете:
- почему во время духовного кризиса послание Мухаммеда нашло такой широкий отклик в сердцах людей;
- какие последствия для исламского мира имело развитие Западной цивилизации;
- и почему «исламский фундаментализм» не такой уж консервативный, каким хочет казаться.
В отличие от других религий, ислам стремится создать справедливое общество в этом, а не в ином мире.
Что такое религия? Что ж, у этого феномена есть два аспекта. С одной стороны, это – трансцендентальный поиск неких высших сил, стремление выйти за пределы земного. Другими словами, все то, что называется «духовностью». И хотя верующие часто заявляют о своем желании отречься от этого мира, вряд ли религиозные убеждения когда-либо смогут стать чисто личным вопросом каждого. У каждой религии есть история ее взаимоотношений с «физическим» миром – ведь любой религиозной идее приходится существовать в жестких условиях реальной политики, основанной на военной мощи и угрозе применения силы.
Все религии принимают участие в глобальной битве, стремясь не только к выживанию, но и к мировой экспансии – и большинство религий смотрят на это сражение как на «необходимое зло». Возьмем, для примера, индуизм. С точки зрения индуистов, события истории ничтожны по своему значению в сравнении с «вечными истинами». Этой же позиции придерживаются и христиане. Вот почему Иисус напомнил своим последователям, что «царство божие» – это вовсе не модель для построения нового общества в этом мире, а метафора, означающая спасение души. Даже философы-просветители XVIII века, призывающие к отделению церкви от государства, не заходили так далеко, чтобы стремиться полностью изгнать религию из общественной жизни. Скорее, они желали, чтобы религию не втягивали в политическую борьбу. Религиозная вера – это личный вопрос каждого, и он слишком важен для того, чтобы быть разменной монетой в повседневных конфликтах.
При этом, каждая религия является продуктом своего времени. В конце концов, люди, как правило, обращаются к вере, потому что чувствуют, что современный мир несправедлив. Но выйти за пределы земного невозможно, если не научиться видеть в этом мире божественное начало. Автор книги вводит термин «заземление»: когда объекты материального мира становятся проводниками к высшей истине. Вам будет легче осознать это понятие, если вы вспомните, какую роль играют в религиях мира сакральные камни, храмы, священные изображения и тексты. Эти земные вещи служат символами, посредством которых верующие соприкасаются с божественным.
В исламе, в отличие от христианства и индуизма, нет икон. Все, что имеет значение – это поступки мусульман в этом, земном, мире. Мусульмане считают, что причаститься к Богу возможно, творя историю определенным образом. Поэтому, ислам, в отличие от других религий, неотделим от политики. Высшей целью ислама является создание справедливого общества здесь и сейчас – а политические действия, направленные на достижение этого идеала – лишь способ человеку приблизиться к Богу.
Это означает, что в исламе как религии нет разделения на «внутреннюю» и «внешнюю» стороны. Чтобы лучше понять суть ислама, нужно разобраться с тем, как он возник исторически и как развивался с течением времени.
Послание Мухаммеда стало ответом на духовный кризис, поразивший арабский мир в веке.
Исламский пророк Мухаммед родился в Мекке на Аравийском полуострове в 570 году н. э. Первое откровение было ниспослано ему в 610 году, когда он, по своему ежегодному обыкновению, ушел в священный месяц Рамадан за город в горы, чтобы молиться и поститься. Там его разбудило некое божественное присутствие, и он услышал, как из его уст прозвучали первые слова божьего послания. Они были ответом на глубокий духовный кризис арабского общества.
Мухаммед был родом из курайшитов – правящего клана, контролирующего торговлю на Аравийском полуострове и, благодаря этому, сделавшимся сказочно богатым. Курайшиты были политической элитой того времени, но из-за духа наживы, овладевшего ими, они растеряли свои прежние ценности – например, справедливость, что приводило к ссорам с теми, то по-прежнему считал заботу о бедных своей священной обязанностью.
Кроме того, сердцами верующих стали овладевать чувства отчаяния и беспокойства. Дело в том, что многие арабы верили, что их высший бог Аллах (что на арабском языке означает «бог») – это то же самое божество, которому поклонялись христиане и иудеи. По какой же причине Бог послал пророков этим народам, но не посылает его арабам? Люди задавались вопросами: может, арабы прогневали Бога своими бесконечными войнами и кровавыми распрями? Может, Бог махнул рукой на «заблудший народ» Аравии?
Судя по всему, ответы на эти вопросы знал Мухаммед – пророк, посланный арабам самим Богом. Но сначала Мухаммед не решался поведать соплеменникам, что ему было ниспослано откровение. Он рассказал об этом лишь своей жене Хадидже и своему двоюродному брату-христианину. Постепенно те убедили Мухаммеда, что его устами говорил именно Бог. В 612 году Мухаммед, наконец, передал своему народу божье послание, явленное в виде «назиданий». Слово «Коран», означающее священную книгу мусульман, происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Послание было простым. Одержимость курайшитов личным обогащением привела к тому, что они сделались алчными и высокомерными и утратили чувство справедливости. Тем самым они бросили вызов самому Богу, желающему, чтобы все люди, подчинившись его воле, обращались друг с другом с должной кротостью и состраданием. Если арабы не исправятся, предупредил Мухаммед, Бог нашлет на них погибель.
Ранние мусульмане ввели ритуалы, символизирующие равноправие. Так, они платили из своих доходов «закят» – подаяние нуждающимся. Постясь в месяц Рамадан, они тем самым напоминали себе о страданиях несчастных. Они также соблюдали «намаз» – ритуальные поклоны, совершаемые для того, чтобы очиститься от гордыни.
Простота ислама и его нацеленность на справедливость привели к тому, что у него появились последователи. Поначалу их было немного, так как многие оказались глухи к назиданиям Мухаммеда. И, как мы узнаем из следующей главы, правящий класс Мекки не был рад появлению новой быстрорастущей секты.
По мере своего распространения ислам сталкивался с жестким сопротивлением мекканской элиты.
Вокруг Мухаммеда объединились 70 семей. Поначалу элита Мекки не обращала особого внимания на ислам. Они считали приверженцев ислама незначительной сектой, а «так называемого пророка» – мошенником. Но все изменилось в 616 году, когда между правящей элитой города и мусульманами возник серьезный конфликт. На то были две основные причины: во-первых, последователи ислама отказывались мириться с тем, что все богатства были сосредоточены в руках немногих алчных и жестоких семей, правящих городом. А, во-вторых, мекканской элите стало очевидно, что Мухаммед стал набирать политический вес.
Оба этих момента были осложнены как теологическими, так и политическими обстоятельствами. С точки зрения веры, мусульмане имели больше общего с христианами и иудеями, верующими в того же бога, нежели с правителями Мекки, поклоняющимся языческим богам. Ведь во время молитвы мусульмане тоже поворачивались лицом к Иерусалиму. Как иудеи и христиане, они тоже верили в Страшный суд над человечеством, который состоится после Конца света. Почему же с этими религиозными идеями не могла смириться аристократия города Мекка? Да потому что им не нравилась мысль, что каждому придется, рано или поздно, отвечать перед Богом – ведь это означало бы, что они будут наказаны за свою жадность и равнодушие к нуждам бедных!
А тут еще этот возмутитель спокойствия Мухаммед – некий «пророк», объявивший, что его устами якобы говорит сам Бог, и снискавший особую симпатию городской бедноты Мекки. И хотя в Коране он назывался «надхиром», то есть «предсказателем», а вовсе не политиком, многие члены правящей элиты сочли это обычной уловкой, скрывающей якобы истинные политические амбиции Мухаммеда.