Эпизод третий: бремя Бога, сигареты и Бродский
Серия третья, в которой мы узнаем, курят ли в Ватикане, почему Ленни цитирует Бродского и как низложить кардинала. В этой же серии впервые появляются так полюбившиеся всем титры.
На Бога надейся, а сам не плошай
Ленни исповедуется дону Томасо и рассказывает о молитве, которую он читал во время конклава. «Плевать на Святого Духа. Меня волнует лишь одно, Господи: что я и только я могу быть полезным тебе. Выбери не их — меня!» — повторял он беспрестанно, и эти слова — противопоставление молитве Иисуса в Гефсиманском саду («Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26:39).
На самом деле Ленни не очень-то и верит в то, что его услышали; он считает, что его избрание — ошибка кардиналов. Но в неверии и дерзости молодого папы есть одна фраза, которая важна для понимания персонажа и получит развитие в следующих сериях: «Я верю только в себя», — говорит Ленни.
Титры как хронология
В третьей серии впервые появляются те самые титры — в первых двух режиссер решил их не использовать, чтобы выкроить лишние пару минут экранного времени. В интервью Indiewire Соррентино рассказал, что (на первый взгляд странная) подборка картин — это просто краткая история христианской церкви. И действительно, титры можно прочитать следующим образом:
ЗАРОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА — рождение Иисуса (12−4 год до н. э.).
ПОЯВЛЕНИЕ АПОСТОЛОВ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПАПСТВА — Иисус, вручающий ключи от храма Петру (ок 30 г. н. э.).
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА — символизирует обращение Савла (ок 34 г. н. э.).
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНСТИТУТА ЦЕРКВИ — первый Никейский собор (325 г.).
ЭКСПАНСИЯ И НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ — Петр Амьенский (1096 г.).
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНАШЕСКИХ ОРДЕНОВ И КУЛЬТ СВЯТЫХ — святые Франциск Ассизский (1207 г.) и Фома из Виллановы (1506 г.).
РОЛЬ ЦЕРКВИ В ИСКУССТВЕ ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ — Микеланджело, папа Пий IV и проект собора Св. Петра (1546 г.).
РАЗДЕЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА ВЕТВИ — Варфоломеевская ночь (1572 г.).
ПАДЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В XX–XXI ВВ.ЕКАХ — папа Иоанн Павел II, придавленный метеоритом.
Картина как метафора
У некоторых картин из титров есть чудесное метафорическое толкование. Например, самая первая из них — «Поклонение волхвов» Геррита ван Хоонтхорста — на самом деле практически не сохранилась из-за взрыва, организованного Cosa Nostra (cицилийская преступная организация) около галереи Уффици. Картина странным образом перекликается с историей Ленни — в его детстве произошел точно такой же взрыв, который бросил мальчика за ограду приюта; вместо родительского дома и теплых воспоминаний — только обрывки, клочки, детали, невнятный набор фигур и редкие флешбэки. Все разрушено, травмировано и искорежено без всякой надежды когда-либо отреставрировать и починить.
И зрители вместе с Ленни, как в случае с «Поклонением волхвов», видят не то, что есть на самом деле, а то, что осталось в памяти.
Святой Дух как главный избиратель
Вообще, папой может стать любой неженатый мужчина-католик, но с 1378 года выборы проходят только среди кардиналов. И со времен первых пап процедура избрания нового наместника Бога на земле сильно изменилась. В частности, исчез такой способ голосования, как аккламация, когда на избирателей нисходит Святой Дух и все в едином порыве выкрикивают имя нового папы. В 1996 году отказались и от выборов компромисса, когда из всех присутствующих кардиналов формируют небольшую группу, которая решает, кто будет главой церкви.
Сегодня избрание папы проходит с помощью прямого тайного голосования конклава из кардиналов моложе 80 лет (ограничение 80 лет установил папа Павел VI, вероятно, по тем же причинам, по которым в Италии после 82 лет запрещено водить машину, — то ли из-за того, что здоровье уже не то, то ли это своеобразное «дорогу молодым!»). Папу должны выбрать ⅔ голосов. Если же за несколько десятков голосований кардиналы не пришли к общему согласию, то для выбора достаточно 50% плюс один голос.
Несмотря на продуманность этой процедуры, предполагается, что каждым из голосующих руководит Святой Дух и он подсказывает кардиналам правильный выбор. И любой — совершенно любой — результат по умолчанию является выражением Божьей воли.