За вами наблюдают, смиритесь
Сервис налоговой службы для хранения электронных чеков вызывает ряд вопросов с точки зрения безопасности и смысла.
В последние три года я не совершаю почти никаких покупок — только оплачиваю телефон, покупаю страховки, авиабилеты и сдаю тесты ПЦР. Такой вывод можно сделать, если зайти в сервис «Мои чеки онлайн» от Налоговой службы. Чтобы посмотреть свои траты, достаточно иметь телефон, привязанный к банковской карте. Введя номер телефона и пришедший на него СМС-код, можно увидеть данные о своих покупках начиная с 2018 года. Правда, далеко не обо всех: в сервис попадают лишь те, при оплате которых указывается электронная почта.
Официальная причина создания сервиса — переход от бумажных чеков к более технологичным электронным, что будет удобно как пользователям (чеки быстро выцветают), продавцам (они тратят 10–20 копеек на каждый бумажный чек), так и самой ФНС. По планам ведомства, когда система будет полностью готова, она позволит пользователю иметь полную информацию о своих покупках в одном месте. Кроме того, сервис позволит использовать хранящиеся там чеки для оформления возврата, гарантийного ремонта и участия в программах лояльности магазинов. «В перспективе это позволит налоговым органам автоматически рассчитывать сумму налогового вычета при покупке лекарств: налогоплательщику будет достаточно только выбрать счет для зачисления денег без заполнения декларации», — отмечают в ведомстве.
В системе вроде бы заложена и добровольность ее использования. «Электронные чеки будут поступать в хранилище только по желанию самого покупателя. Для этого необходимо предоставить продавцу адрес электронной почты или номер мобильного телефона. Покупатель также может отсканировать QR-код бумажного (не персонифицированного) чека мобильным приложением ФНС России “Проверка чеков”, которое привязано к номеру его мобильного телефона, и поместить чек в это хранилище. При этом покупатель всегда может отказаться от электронного чека и получить бумажную версию, которая поступит в информационную систему ФНС России без указания номера телефона или адреса электронной почты. ФНС России не связывает кассовые чеки с операциями по карте. Даже если покупатель оплатит товар картой и получит бумажный чек, информация о покупке в хранилище не поступит», —указано на сайте ведомства. Только вот вряд ли большинство граждан вообще в курсе того, что, предоставляя продавцу свою почту или телефон, они тем самым дают согласие на передачу информации о покупке в сервис «Мои чеки онлайн». Плюс для оформления покупок в интернете вводить телефон и почту, как правило, обязательно, так что добровольность тут под большим вопросом.
Нам не удалось найти аналога такого сервиса в других странах на государственном уровне. При том что в России операторы фискальных данных, передающие информацию с онлайн-касс в налоговую, уже давно имеют собственные сервисы проверки чеков — правда, более сложные в использовании и основанные лишь на информации данного оператора. С потребительской же стороны сервис «Мои чеки онлайн» тоже выглядит странно: все расходы по картам и так отображаются в интернет-банке или банковском приложении. А если для «попадания» в него в момент покупки надо указывать телефон или почту, то логично предположить, что полной картины «Мои чеки онлайн» не дадут никогда.
Видят, но не все
«Это последовательный шаг ФНС в оцифровке данных об экономике и финансах. Подтверждение того, что ФНС приобретает черты службы, которая контролирует не только результат (правильность начисления и своевременность уплаты налогов), но и процесс получения дохода через онлайн-кассы и расходы физических лиц по оплате товаров (работ, услуг) через такие кассы», — объясняет руководитель практики налогов и банкротства адвокатского бюро «Халимон и партнеры» Алексей Некрасов. С помощью нового сервиса, полагает юрист, ФНС как раз тестирует возможность онлайн-контроля расходов физических лиц. «Сейчас в сервисе доступны данные о платежах сотовым операторам и агрегаторам такси. Это не случайно, так как это наиболее цифровизированные сферы бизнеса. Поэтому с ними легче осуществить обмен данными, масштаб которых огромен», — говорит Алексей Некрасов.
По словам юриста, для граждан такой сервис имеет несколько последствий, как положительных, так и отрицательных. Положительные — контроль собственных расходов; а также упрощенный порядок формирования вычетов по НДФЛ в будущем. Отрицательные последствия тоже есть, и их больше. В первую очередь это контроль соответствия расходов и доходов со стороны налоговых органов, который в настоящее время осуществляется только в отношении отдельных категорий госслужащих (например, судей). В общем, «Большой Брат наблюдает». В теории граждане, которые тратят слишком много, рискуют получить требование от налогового органа проинформировать об источниках дохода, а то и доначисление НДФЛ. «Оговорюсь, что в налоговом законодательстве такого механизма в настоящее время нет, но попытки внедрить его предпринимаются налоговыми органами с 2014 года. Правда, их пресекает судебная практика на уровне Верховного суда РФ», — говорит Алексей Некрасов.
Впрочем, эксперт по кассовому законодательству СБ «Контур» Оксана Кобзева, полагает, что опасность сервиса с этой точки зрения переоценена — как раз потому, что в поле его зрения попадают лишь отдельные категории трат. «В связи с появлением сервиса для хранения электронных чеков появилась масса комментариев, что налоговая начала отслеживать покупки, оплаченные банковскими картами. Это не совсем так, — объясняет эксперт. — Прежде всего нужно понимать, как налоговая соотносит чек и покупателя. По умолчанию при покупке в розничной точке продаж продавец обязан выдать бумажный чек. Одновременно этот же чек контрольно-кассовая техника отправляет в ФНС через оператора фискальных данных. Этот чек не привязан к личности плательщика, даже если товар оплачен картой, так как среди данных, которые уходят в налоговую, нет информации о покупателе, есть только данные о продавце», — объясняет эксперт.
Согласно закону № 54-ФЗ покупатель имеет право попросить электронный чек. О своем желании нужно предупредить кассира до момента оплаты товара и продиктовать ему либо номер телефона, либо адрес электронной почты, на которые вы хотите получить чек. Вот такой чек уже можно привязать к личности покупателя по указанным им самим данным. Если же покупка осуществляется в интернете, то бумажный экземпляр чека не выдается, отправляется только электронный — такой чек тоже можно соотнести с плательщиком.
«Сервис хранения электронных чеков ФНС после авторизации в нем показывает именно те чеки, которые покупатели получают на электронную почту или по номеру телефона, которые сами указали. А не по всем покупкам, оплаченным картами. Сейчас большинство персонализированных чеков в хранилище — это оплата услуг такси и покупок в интернете — просто потому, что без указания своих данных пользоваться такими сервисами невозможно. Чеки из офлайн-магазинов становятся персонализированными только с ведома покупателя», — подчеркивает Оксана Кобзева.
Но если с осведомленностью ФНС все более или менее понятно, то остается еще одна большая проблема — риски утечки данных.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl