Государство, бизнес и банк: как развивается «зелёная» энергетика
Принято считать, что «зелёные» технологии в России — дело далёкого будущего и не очень перспективная ветвь. Но всё новое часто оказывается хорошо забытым старым: мало кто знает, например, что в СССР в 1931 году была создана первая в мире ветряная электростанция А. Г. Уфимцева — она же была единственной, способной давать стабильную электроэнергию от непостоянных порывов ветра. Есть ли будущее у «зелёных» технологий в наши дни? В совместном проекте с МСП Банк Inc. поговорил с представителями этой отрасли.
И нам, и вам: преимущества возобновляемых источников
Защиту окружающей среды в развитых странах связывают с развитием «зелёных» технологий. Ветровая, солнечная и гидроэнергетика практически не загрязняют воздух, не оказывают негативного влияния на климат, при этом имеют и другие сильные стороны. Например, такая энергия более доступна. Сегодня более миллиарда человек по всему миру не имеют доступа к электричеству, а ещё миллиард имеет ненадёжное электроснабжение. Это актуально и в России, где дают о себе знать серьёзные расстояния между населёнными пунктами и большое число удалённых поселений. В таких точках гораздо проще устанавливать автономные «базы», то есть возобновляемые источники энергии (ВИЭ) отлично для этого подходят.
Пётр Тарасов, заместитель председателя правления МСП Банк
«Классическая электростанция на угле или на газе требует высоких затрат и сложных инфраструктурных решений. А здесь всё гораздо проще: у вас есть ветряк, генератор и единая точка сбора электроэнергии. Подобные проекты можно и нужно масштабировать в России, они понятны для нашего банка, который активно работает с технологичными проектами и кредитует под залог интеллектуальной собственности».
Кроме того, возобновляемая энергия требует больше специалистов, а для развивающихся стран это особенно важно. По оценкам IRENA, к 2050 году переход к ВИЭ может привести к созданию дополнительно 7 млн рабочих мест во всех сферах экономики. Занятость в сфере энергоэффективности увеличится до 21 млн человек, а в сфере управления гибкостью энергетических систем — до 15 млн.
Ирина Михель, руководитель компании «ВетроСтройДеталь»
«Всё просто: ветер был всегда, солнце будет всегда. Нефть, газ, углеводороды — это всё-таки не вечные источники. Мы понимаем, что у нас будут дети и внуки, поэтому не можем останавливаться на нынешних технологиях. И с точки зрения экономики переход на ВИЭ — более целесообразный подход к добыче энергии, чем традиционные».
При этом технологически ВИЭ работают на местных ресурсах, а это значит, что они помогают оградить экономику от внешних потрясений, связанных с энергетической безопасностью. И главное — экономическая целесообразность. Последние десять лет общемировые затраты на производство «зелёной» электроэнергии падают: с 2010 года стоимость оборудования для солнечных электростанций и ветряков снизилась на 60% и 40% соответственно, и в будущем эта тенденция сохранится.
По прогнозам специалистов BNEF, к 2050 году ветряная и солнечная энергия будут удовлетворять около 50% мирового спроса на электроэнергию (по сравнению с нынешними 9%). Источники с нулевым содержанием углерода достигнут 76% в общем электроэнергетическом балансе уже через 30 лет.
Первые шаги в России
Долгое время в России скептически относились к развитию ВИЭ. По этой причине сегодня её доля в отечественном электроэнергетическом балансе пока ещё занимает менее 1%.