ТМК отрывается от конкурентов
На российском трубном рынке состоялась крупнейшая в новейшей истории консолидация активов
Трубная металлургическая компания (ТМК) Дмитрия Пумпянского возвращает себе звание самого большого в мире по объемам выпуска производителя трубной продукции. Она потеряла его год назад, когда продала свои американские активы компании Tenaris.
ТМК покупает 86,54% акций группы ЧТПЗ у ее основного владельца — Андрея Комарова. Сумма сделки — 84,2 млрд рублей. ТМК — крупнейшая на российском рынке трубная компания, ЧТПЗ — вторая. По итогам прошлого года обе эти компании отгрузили потребителям более 4,2 млн тонн трубной продукции: ТМК — 2,81 млн, ЧТПЗ — 1,42 млн. В целом же российские трубники произвели за 2020 год чуть более 10 млн тонн труб. Еще более значительная доля у объединенной компании складывается в сегменте труб нефтяного сортамента — порядка 80%.
Но так будет недолго.
Объем реализации труб ТМК упал на 27%
Деньгами лучше
Сделка прошла настолько быстро, что информация о том, что она готовится, появилась буквально за несколько дней до совместного официального сообщения компаний.
Рынок ждал совсем других новостей: летом прошлого года было объявлено, что Андрей Комаров с партнерами и Загорский трубный завод (ЗТЗ, производитель труб большого диаметра) намерены сформировать единую промышленную группу на базе принадлежащих им активов. Группа ЧТПЗ объединяет Первоуральский новотрубный завод и Челябинский трубопрокатный, в составе которого также цех по производству труб большого диаметра (ТБД) «Высота 239».
ЗТЗ — самый новый завод по производству ТБД в России. Контролирующий акционер — генеральный директор ЗТЗ Денис Сафин, миноритарный — партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Николай Егоров. Доля Загорского завода на рынке ТБД в «доковидном» 2019 году составляла 18%, ЧТПЗ — 31%. Объединившись, они могли бы существенно оторваться от всех прочих игроков в этом сегменте трубного рынка. Для Загорского завода это еще бы означало и уход от монопродукта, выход на новые для него рынки — прежде всего рынок труб нефтяного сортамента.
Но не случилось. Почему сделка не состоялась, стороны не объясняют. Исходя из тех параметров, которые были раскрыты, Андрея Комарова ждала позиция младшего партнера в объединенной компании. И это при том, что бизнес группы ЧТПЗ значительно крупнее: по итогам 2019 года ее выручка составила более 192 млрд рублей, а у ЗТЗ лишь 43 млрд. Возможно, Андрей Комаров соглашался на такие условия, поскольку помимо доли в объединенном бизнесе ему была некая завуалированная продажа им трубного бизнеса.
Попробуем предположить, что Дмитрий Пумпянский сделал предложение, от которого было трудно отказаться, — только деньги, никаких обременений в виде долей в бизнесе, который Андрей Комаров не сможет полностью контролировать.
Впрочем, некоторую его часть Комаров себе оставил: до сделки с ТМК он выкупил у группы ЧТПЗ ряд активов, в том числе группу компаний «Римера», которая занимается производством нефтедобывающего оборудования и оказанием услуг предприятиям ТЭК. РБК со ссылкой на источник в окружении предпринимателя сообщает, что тот намерен передать этот бизнес своему сыну.
Сам же Андрей Комаров может стать инвестором проекта по освоению месторождения металлов платиновой группы, а также никеля и меди на Кольском полуострове — Федорова тундра. О его интересе к проекту сообщил генеральный директор компании «Федорово Рисорсес» Алексей Гостевских: «Нет, Андрей Комаров сейчас не является бенефициаром, но, насколько я знаю, он очень внимательно следит за проектом и рассматривает вариант своего участия в роли инвестора этого проекта».
Сообщается, что общие капитальные затраты по проекту оцениваются в 60 млрд рублей. В прошлом году лицензию на это месторождение у канадской Barrick Gold выкупил консорциум инвесторов с участием «дочки» «Ростеха» — компании «РТ — развитие бизнеса». Ей принадлежит 25,1%. Остальное — у частного инвестора Олега Селезнева, который ранее был членом совета директоров группы ЧТПЗ.
Труб все меньше
Деньги были, деньги есть
От продажи своей американской «дочки» — IPSCO Tubulars — ТМК получила 1,067 млрд долларов. Сделка была закрыта 2 января 2020 года. По итогам 2019 года на долю американского дивизиона пришлось 520 тыс. тонн из общего объема производства ТМК 3,8 млн тонн. После продажи покупатель — Tenaris — и стал крупнейшей в мире трубной компанией.
В ходе телефонной конференции для аналитиков вице-президент ТМК Владимир Шматович сообщил, что финансировать сделку по покупке акций ЧТПЗ компания будет за счет собственных средств: «Мы не планируем выпускать никаких акций, у нас достаточно средств для финансирования сделки. У нас есть средства, сделка будет закрыта в ближайшие дни. Наша структура акционерного капитала не претерпит изменений».
По данным отчетности ТМК за 2020 год, на 31 декабря на счетах компании находилось 73 млрд рублей против 21,8 млрд годом ранее. Соотношение чистого долга к скорректированной EBITDA — 2,32. По итогам сделки, как прогнозирует Владимир Шматович, этот показатель превысит 3 к концу года.
Он также отметил, что у ТМК пока нет планов выкупать акции ЧТПЗ у семьи Александра Федорова, председателя совета директоров компании, который ушел из жизни в январе этого года. Ему принадлежало 10,67% акций группы. Еще около 2,8% — у миноритарных акционеров. Им, по словам Владимира Шматовича, будет выставлена оферта.
Выручка ЧТПЗ по итогам прошлого года составила 138 млрд рублей, что на 28% меньше, нежели в 2019-м. Выручка ТМК упала на те же 28%, до 222,6 млрд рублей.
Объем реализации труб ЧТПЗ упал на треть
Покупаешь — продавай?
В «доковидном» 2019 году ТМК отгрузила потребителям 3,8 млн тонн труб, из них 47,3% (1,8 млн тонн) труб нефтяного сортамента (OCTG), сохранив за собой звание доминирующего поставщика труб для российской нефтяной промышленности. Ее доля на российском рынке бесшовных труб OCTG составила 63%, на мировом — 15%.
Группа ЧТПЗ по итогам 2019 года произвела 2,07 млн тонн труб. ЧТПЗ — вторая после ТМК компания по производству труб нефтяного сортамента, с долей на российском рынке 18%. Это включает в себя и бесшовные, и сварные OCTG-трубы.
Что касается ТБД, то по итогам 2019 года доля ЧТПЗ на этом рынке была наибольшая среди российских компаний — 31%. ТМК оценила свою долю здесь в 12%.
В совместном заявлении сторон о сделке сказано, что «все необходимые одобрения, в том числе от ФАС России, получены».
Вместе с тем ряд СМИ со ссылкой на источники в трубной отрасли сообщили, что ФАС согласовала сделку при условии, что часть активов ТМК придется продать, чтобы сократить свою долю на рынке.
В ФАС поначалу это никак не комментировали, однако под конец недели в телеграм-канале службы было размещено сообщение о том, что при согласовании сделки со стороны службы было выдано предписание, которое «включает в себя поведенческие условия, направленные на недопущение необоснованного роста цен и дискриминации. Кроме того, учитывая, что участники сделки являются крупнейшими производителями бесшовных труб на территории России, помимо поведенческих условий ФАС России впервые при контроле за экономической концентрацией на рынках металлопродукции выставила также структурные условия».
О каких структурных условиях идет речь, в службе не поясняют.
В ТМК вопрос о возможной продаже части активов также не комментируют.
По данным Фонда развития трубной промышленности (ФРТП), в 2019 году общие производственные мощности российских трубников по бесшовным трубам составляли 4,08 млн тонн в год. А рынок забрал только 2,96 млн тонн. Таким образом, загрузка мощностей по выпуску этой продукции составила 72,5%. Это значительно выше, чем в сегменте сварных труб, где загрузка мощностей за тот же период чуть превысила 50% — спрос составил 650 тыс. тонн при возможности производства 1,27 млн тонн. Глава ФРТП Игорь Малышев тогда предостерегал участников рынка о возможном повторении в этом сегменте ситуации, сложившейся на рынке труб большого диаметра, где из-за падения спроса со стороны «Газпрома» и «Транснефти» простаивает более половины производственных мощностей.
Кстати говоря, на минувшей неделе «Северсталь» Алексея Мордашова объявила, что приостанавливает совместный проект с Tenaris, который предполагает строительство завода по выпуску сварных труб в объеме 300 тыс. тонн в год.
«Мы готовы принципиально продолжать этот проект, но в связи с ситуацией на рынках — мы видим, что спрос на трубы снижается, цены существенно упали», — объяснил это решение генеральный директор «Северстали» Александр Шевелев.
В ближайшие годы в России будет реализовано как минимум два проекта, направленных на увеличение мощностей по выпуску бесшовных труб нефтяного сортамента. В 2022 году Объединенная металлургическая компания (ОМК) Анатолия Седых планирует завершить строительство цеха по выпуску бесшовных труб с производительностью до 500 тыс. тонн в год.
В свою очередь Загорский трубный завод сообщает, что намерен построить собственное производство труб OCTG в непосредственной близости от действующей площадки. Ввод предприятия в эксплуатацию планируется в 2023 году. Мощность его составит 450–550 тыс. тонн бесшовных труб в год.
Таким образом, в ближайшие годы мощности по производству бесшовных труб OCTG в России вырастут на один миллион тонн, то есть на 25%, что приведет к сокращению рыночной доли ТМК в этом сегменте. Конечно, не стоит ожидать, что и доля ТМК на этом рынке сократится пропорционально, но все-таки сократится. И тогда, не исключено, выполнение неназванных структурных условий станет необязательным.
Фото: Анна Майорова/ura.ru/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl