Сердечная достаточность
Компания из Кемерово намерена вытеснить иностранцев с отечественного рынка сердечно-сосудистых биологических протезов клапанов сердца и других изделий из «живых» материалов
Доля размером почти в половину российского рынка производства биологических материалов в последнее время перестала устраивать небольшую по современным меркам компанию из сибирского Кемерово. С помощью региональных властей и федеральных фондов они намерены построить новый завод, двукратно увеличить объем производства и наладить экспорт. И при этом обещают практически полностью отказаться от использования импортного оборудования и материалов, учитывая, что нынешняя ситуация этому способствует. А на случай, если какую-то деталь заменить будет нечем, у них есть свои методы.
Кто сердце зашивает
Основные виды продукции, выпускаемой компанией «НеоКор», — протезы клапанов сердца и кровеносных сосудов, хирургические заплаты (лоскуты) и другие «запчасти» клапанов сердца. Причем изготовленных из «живых» материалов, отсюда и их определение — биологические.
Фактически лаборатория и производство существует в Кемерове уже более сорока лет, сама компания «НеоКор» зарегистрирована в 2001 году.
В России на сегодняшний день всего три производителя сердечно-сосудистых биопротезов. Помимо наших героев это предприятие «МедИнж» (Пенза) и столичный Центр сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева.
Но, как отметил один из аналитиков отрасли, по объему производства (около 1600 биопротезов в год) их даже рядом нельзя поставить с «НеоКором». «К тому же есть существенная разница между этими конкурентами. “Бакулевцы” работают практически в замкнутой среде, изготавливая сердечные биопротезы под конкретный случай. Отсюда скромный показатель (29–30 штук в год) и отсутствие мотивации для расширения производства, поскольку продажей биопротезов на сторону они не занимаются, — отмечает он. — В то же время “МедИнж”, которое имеет довольно мощное производство и сеть филиалов, упор в своей деятельности делает на производство механических протезов клапанов сердца. Что же касается биопротезов (около 200 штук ежегодно), то это направление для них пока новое, и нужный опыт и, соответственно, качество этих изделий им еще только предстоит нарабатывать».
Сейчас «НеоКор» занимает 47% отечественного рынка, это чуть меньше доли присутствующих на нем иностранных компаний — американских Medtronic (24%), Abbott (12%), Edwards Lifesciences (3%), бразильской Braile Biomedica (6%) и итальянской Sorin (1%).
Если же предлагаемый план расширения производства будет реализован, «НеоКор» намерена занять 93% нашего рынка сердечных биопротезов. В компании надеются полностью вытеснить с него всех иностранных производителей, оставив скромную долю в 7% своим российским конкурентам.
Построим быстро
Сейчас активно идет поиск средств для финансирования капвложений. Впрочем, источники финансирования известны. Это собственные средства плюс заем от Фонда развития промышленности. Общая сумма необходимых инвестиций оценивается в 250 млн рублей, по 125 млн от каждого.
«Мы также ожидаем поддержки со стороны местных властей в части субсидирования расходов на подключение к ресурсоснабжающим сетям: тепло, энергия, водоснабжение, канализация, — перечислил в беседе с “Экспертом” гендиректор предприятия Владимир Кусяк. — И нам уже пошли навстречу: по инициативе губернатора Кемеровской области были подготовлены изменения в региональный закон, по которому для местных производителей медицинских изделий будет снижена налоговая ставка “доходы минус расходы” по упрощенной системе налогообложения. Ожидаем их одобрения в региональном парламенте».
По словам главы компании, средства будут направлены на расширение производственных мощностей и строительство практически нового завода. По его оценкам, это займет примерно полтора года. «К тому же имеется задел: у нас есть строительный проект, есть земельный участок под завод, сейчас идет поиск поставщика строительных услуг, — рассказал он. — На проектную мощность он сможет выйти практически сразу же после окончания строительства. Специфика нашего производства состоит в том, что вся сборка биопротезов производится людьми. И главный вопрос — в каких условиях они работают. Нам нужно физическое увеличение числа рабочих мест и обучение персонала. Оборудования здесь задействовано мало — в основном это ручной труд».
Главное — люди
Но именно ручной труд в этом производстве совсем не признак отсталости. Во-первых, это еще и залог независимости от иностранцев — своих рабочих вполне хватает, как и местного «пошивочного» материала. «Впрочем, какая-то доля импорта в производстве сегодня присутствует, но она крайне незначительна и ее без труда можно заместить отечественными поставками, — говорит Владимир Кусяк. — Например, если говорить о себестоимости изделия, то львиную ее часть (60 процентов) составляет стоимость человеческого труда. Остальное приходится на комплектующие, из которых импортных порядка пяти процентов, а 35 — отечественные. Раньше мы закупали нитинол (проволока из сплава никеля и титана) в США, но сейчас этот вопрос решен за счет российских и китайских производителей. Чего не скажешь о проблеме поставок термоиндикаторов, которую мы вынуждены будем решать с помощью серых схем — через Армению или Индию, например. Это очень специфичный продукт, заместить его пока не получается — они настолько уникальны по размерам и параметрам срабатывания, что пока их выпускают только американцы».
Во-вторых, что представляет собой биологический протез клапана сердца? Если говорить максимально упрощенно, то сейчас есть два наиболее распространенных варианта, поясняют специалисты «НеоКора». Первый: берется аортальный клапан свиньи, консервируется, насаживается на полипропиленовый или пластиковый каркас, и в итоге получается изделие, способное продлить или спасти жизнь человеку. Второй: у представителей крупного рогатого скота берется перикард — тонкая ткань, в которую, как в сумку, погружено сердце. Из нее делаются створки для клапана. Протезы из этих материалов легко приживаются в организме человека, а недостатка в них на наших бойнях не предвидится.
По словам гендиректора, сейчас реализуется проект по поставкам кемеровских изделий (клапанов сердца и заплаток для сердечно-сосудистой хирургии) в Индию. Финансовую поддержку оказывает Фонд содействия инновациям. Он, как и «НеоКор», вкладывает в проект 17 млн рублей. «Конечно, объем пока скромный, но мы рассчитываем на его расширение, учитывая масштабы медицинского рынка страны с населением более миллиарда человек», — отмечает Владимир Кусяк.
Какой клапан к сердцу ближе
По цене расклад следующий. «Наши биопротезы стоят в среднем 50–54 тысячи рублей, по американским вилка гораздо шире — от 80 до 170 тысяч рублей — в зависимости от производителя и сложности изделия, — отмечает глава “НеоКора”. — Бразильские сердечные клапаны подешевле американских, но все равно существенно дороже наших — в среднем 70 тысяч рублей».
Более низкая цена при этом не сказывается на качестве. Об этом говорят и специалисты. Как пояснил руководитель Центра новых хирургических технологий НМИЦ им. Е. Н. Мешалкина (Новосибирск) Александр БогачевПрокофьев, это касается и новых изделий, которые еще только начинают использоваться хирургами. «Например, биологический протез аортального клапана “ТиАра” на сегодняшний день действительно новый и перспективный продукт для клапанозамещающих операций у взрослых пациентов, — говорит он. — У него тонкий нитиноловый каркас, который позволяет легко имплантировать биопротез. А это сокращает время самой операции».
По словам главы Центра эндоваскулярной хирургии КБ № 1 «Медси» сердечнососудистого хирурга Сергея Волкова, у российских производителей последние десять-пятнадцать лет отмечается колоссальный скачок в сторону улучшения качества продукции. «Конечно, нашим компаниям пока сложно конкурировать с западными “монстрами”, но в нынешних условиях отрадно наличие достаточно большого количества собственных умов — ученых и технологов, которые могут по запросу и в тесном контакте с врачами создать хорошие и уникальные продукты, другие высокотехнологичные изделия в области сердечно-сосудистой хирургии».
Впрочем, сетует Сергей Волков, полностью отказаться от зарубежной продукции на данный момент российские врачи вообще и хирурги-кардиологи в частности не смогут. «Для этого нужно время, а для всей индустрии — четкие задачи по потребностям, которые усиливали бы мощность существующего производства и способствовали созданию нового, гибко реагируя на потребности рынка, — говорит он. — И действовать нужно активноагрессивно, по примеру Китая, который начинал с копирования практически во всех отраслях — от автомобилестроения до производства высокотехнологичного медицинского оборудования. Думаю, в ближайшее время у нас будут появляться свои компании с достойной продукцией хорошего качества, способные конкурировать с ведущими европейскими и американскими производителями. Главное, чтобы государство оказывало помощь и не мешало развитию».
По словам специалиста, события последних месяцев показали, что нужно развивать свою промышленность, свою индустрию в области медицины. «Нужно внедрять новые технологии, садиться с ведущими специалистами за стол переговоров, потому что на примере даже моего отделения у нас появляется много идей и проектов, которые мы улучшаем уже в процессе операции, — говорит Сергей Волков. — Аналогично надо действовать и на уровне всей индустрии».
Фотографии предоставлены компанией
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl