Сапогами по софту
Получившее широкий резонанс дело о претензиях Rambler Group к компании Nginx c новой силой поставило вопрос об уязвимости авторских прав в сфере ИТ, а также о практике решения спорных бизнес-вопросов силовыми методами
Хмурым декабрьским утром на пороге московского офиса американской компании F5 Networks появились одетые в маски представители российских правоохранительных органов. Они провели обыск, а двое топ-менеджеров компании — Игорь Сысоев и Максим Коновалов — были задержаны для допроса и через нескольких часов отпущены. Такую неожиданную форму приобрел конфликт между ИТ-компаниями Rambler Group и Nginx, на прошлой неделе всколыхнувший российское ИТ-сообщество.
Суть претензий Rambler заключается в следующем: эта российская компания претендует на авторское право на веб-сервер Nginx, созданный программистом Игорем Сысоевым, который был в свое время сотрудником Rambler. Nginx сейчас один из самых популярных веб-серверов в мире, им пользуются порядка 40% всех сайтов. Этот ИТ-продукт обеспечивает бесперебойную работу интернет-сайтов. Он представляет собой программное обеспечение с открытым кодом (так называемым open source), которое получает от браузеров пользователей запросы и отдает им HTML-страницы, изображения и файлы. Востребованность этого решения объясняется тем, что оно эффективно оптимизирует запросы на сайты, предотвращая их перегрузку: при повышенном внимании пользователей интернета к тому или иному веб-ресурсу Nginx быстро переадресует запросы на свободные серверы, в результате чего популярные сайты, например онлайн-магазинов, в ходе каких-нибудь громких распродаж не зависают, а работают в нормальном режиме.
Создатель этой популярной во всем мире программы Игорь Сысоев родился в 1970 году в Казахстане, провел детство и школьные годы в Алма-Ате. После окончания школы приехал в Москву, где поступил в МВТУ имени Н. Э. Баумана, затем в течение одиннадцати лет, с 2000-го до 2011-го, работал в Rambler на должности системного администратора. В этот же период (в 2002 году) Сысоев вместе с коллегой Максимом Коноваловым начал Создатель этой популярной во всем мире программы Игорь Сысоев родился в 1970 году в Казахстане, провел детство и школьные годы в Алма-Ате. После окончания школы приехал в Москву, где поступил в МВТУ имени Н. Э. Баумана, затем в течение одиннадцати лет, с 2000-го до 2011-го, работал в Rambler на должности системного администратора. В этот же период (в 2002 году) Сысоев вместе с коллегой Максимом Коноваловым начал создавать собственный программный продукт, и в 2004 году появилась первая рабочая версия Nginx, которая изначально разрабатывалась на открытом коде и выкладывалась в свободный доступ. Вскоре решение начинает пользоваться большой популярностью, успешно конкурируя с такими признанными программными продуктами от ведущих мировых производителей ПО, как IIS (Microsoft) и Apache (Sun Microsystems).
В 2011 году Сысоев и Коновалов уходят из Rambler и основывают собственную компанию Nginx Inc., которая в этом же году привлекает первые инвестиции — три миллиона долларов. Бизнес-модель развития компания строит на продвижении платной версии своей программы, которая, в отличие от open source решения, предоставляет пользователям дополнительные возможности по настройке, производительности, сопровождению и проч. В 2013 году компания легко привлекает новые десять миллионов долларов инвестиций (преимущественно от международного фонда New Enterprise Associates), а в 2014-м — еще 20 млн долларов (в частности, от фонда Runa Capital). К 2018 году выручка компании достигает 26 млн долларов, и наконец в мае текущего года американская компания F5 Networks поглощает Nginx Inc. за 670 млн долларов. После поглощения Сысоев и Коновалов сохранили за собой должности руководителей проекта и продолжили работу в московском офисе теперь уже американской компании.
Автора на сцену
Свои претензии Rambler Group строит на том, что программный продукт Nginx создавался Сысоевым в период, когда он был сотрудником компании, соответственно, авторское право на него может принадлежать Rambler Group. Ранее (еще в 2015 году) Rambler уступил права на предъявление претензий и исков, связанных с нарушением прав на Nginx, зарегистрированной на Кипре компании Lyndwood Investments CY Ltd. Последняя и обратилась в российские правоохранительные органы, чтобы они «дали оценку ситуации с возможным нарушением авторских прав на веб-сервер Nginx».
По этому запросу российские следственные органы возбудили уголовное дело по ст. 146, ч. 3 (нарушение авторских и смежных прав группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере). Игорь Сысоев все эти обвинения отвергает: он говорит, что в Rambler числился системным администратором, а не программистом, и продукт Nginx делал в свободное от работы время, это не входило в его обязанности. Если Сысоев и его коллега будут признаны виновными, их ждет суровое наказание. «За нарушение авторских прав бывший сотрудник может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 146 УК РФ и получить наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет, а также по гражданско-правовой ответственности (статья 1301 ГК РФ) ему грозит штраф пять миллионов рублей или выплата двукратной стоимости права использования продукта либо двукратной стоимости самого продукта», — объясняет Василий Зуев, руководитель практики «Интеллектуальная собственность» юридической фирмы «Интеллектуальный капитал».
Однако для доказательства вины истцу необходимо предоставить веские доказательства. «В соответствии с законодательством, действовавшим в период создания спорной программы (закон РФ от 23.09.1992 “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”), имущественное право на служебную программу для ЭВМ, созданную работником, действительно принадлежало работодателю. Но для того, чтобы признать программу служебной, она должна была создаваться в рамках выполнения служебных обязанностей или по прямому заданию работодателя, — комментирует Анастасия Вершинина, юрист юридической фирмы “Косенков и Суворов”. — Если же работник создал программу хоть и на рабочем месте, но без какого-либо задания и его обязанности этого не предусматривали, программа служебной не является и права на нее принадлежат автору. Для того чтобы доказать служебный характер Nginx (как и любой программы для ЭВМ), Rambler необходимо предоставить трудовой договор и должностные инструкции, содержащие указание на то, что разработка ПО входила в трудовые обязанности разработчика, а также служебное задание на разработку Nginx как продукта с определенными характеристиками и функционалом. Важно также доказать, что Nginx в том виде, каков он сейчас, является именно тем продуктом, который был разработан и передан Rambler в рамках служебного задания. Это довольно проблематично, учитывая, что Сысоев уже почти десять лет развивает продукт самостоятельно в команде Nginx Inc.».
Не машите кулаками
Разбирательства, связанные с копирайтом на программные и другие продукты в мировой, а также в российской хайтекиндустрии — распространенное явление. Например, одним из самых громких похожих дел можно назвать разбирательство фонда UCP Ильи Щербовича, который в 2014 году требовал признать его собственностью ни много ни мало мессенджер Telegram. В UCP утверждали, что Павел Дуров и его брат Николай Дуров разрабатывали протокол для мессенджера во время своей официальной работы в социальной сети «ВКонтакте», которая принадлежала UCP. Как и в случае с Nginx, UCP резонно претендовала на авторские права на Telegram, но тогда конфликт в итоге был урегулирован в досудебном порядке.
Однако применение Rambler силовых методов урегулирования конфликта с маски-шоу вызвало бурю протеста в российском ИТ и бизнес-сообществе: в соцсетях замелькали иконки «Я/Мы Nginx», Rambler стали называть «дубиной российского интернета», в мессенджерах появился остроумный мем: предъявлять претензии к Игорю Сысоеву — это как если бы на авторство песен Виктора Цоя сейчас претендовала котельная женского общежития ремонтно-строительного треста № 1, где рок-певец трудился в свое время кочегаром. В защиту Nginx публично высказались представители крупных российских ИТ-компаний («Яндекс», Mail.ru Group, «ВКонтакте»), а также ведущих отраслевых организаций (Ассоциации «Руссофт», АПКИТ, АРПП). К процессу бичевания Rambler присоединились и его бывшие сотрудники, которые в публичных выступлениях заявили, что им «стыдно за компанию». В частности, первый инвестор и председатель совета директоров Rambler Сергей Васильев на своей странице в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) написал, что в начале 2000-х в Rambler ставилось много задач по запуску различных проектов, но задачи разработки проекта, подобного Nginx, не ставилось «Я не помню, чтобы кто-то из руководителей “Рамблера” на тот момент что-либо говорил о подобном проекте и тем более о правах на него», — пишет Сергей Васильев. То же самое публично подтвердил и бывший исполнительный директор Rambler Игорь Ашманов.
Справедливости ради стоит отметить, что в некоторых более ранних выступлениях говорилось, что должностные обязанности Игоря Сысоева в Rambler помогали ему создавать продукт Nginх. Например, в недавнем интервью порталу Habr представители инвестиционного фонда Runa Capital вспоминают, что одной из важных задач работы Сысоева в Rambler было решение проблемы серверной перегрузки поисковика Rambler. А это, в свою очередь, не могло не создавать ему возможности для разработки своего программного решения в этой области.
Впрочем, подобные мнения, хоть как-то оправдывающие действия Rambler, явно утонули в общей критической риторике. Пожалуй, решающим ее участником стал глава Сбербанка Герман Греф, который заявил, что такие споры должны решаться не с помощью уголовных дел, а в арбитражном суде. Выступление это стало принципиально важным, если учесть, что Сбербанк совсем недавно стал основным владельцем Rambler Group.
Движение назад и вперед
Для Rambler Group конфликт с Nginx разгорелся в переломный момент развития компании. Один из пионеров российского интернета Rambler появился в Сети еще в 1996 году в виде поисковой системы (в переводе с английского rambler означает «бродяга», «странник» — намек на странствия в интернете), которая долгое время была самой популярной в России, обгоняя «Яндекс» и прочих конкурентов. Однако организационные пертурбации подкосили развитие интернет-компании, и постепенно она начала ориентироваться на развитие в первую очередь медийных проектов.
В 2006 году контрольный пакет акций «Рамблер Интернет Холдинг» был выкуплен структурами Владимира Потанина, весной 2013-го произошло объединение холдинга с активами «СУП Медиа» Александра Мамута, который позже становится полным владельцем Rambler. Группе сейчас принадлежит более трех десятков медиапроектов, среди них онлайн-издания Lenta.ru, Gazeta.ru, «Афиша», Championat.com, Ferra, «Секрет фирмы», онлайн-кинотеатр Okko и пр. Rambler Group не раскрывает свою финансовую отчетность, однако, по независимым оценкам, компанию нельзя назвать преуспевающей: в последнее время у нее образовалась серьезная долговая нагрузка. В апреле нынешнего года о покупке 46,5% доли в Rambler Group объявил Сбербанк, который обещал погасить долги группы, при этом заплатив за этот актив, по некоторым оценкам, 11 млрд рублей. Интерес к Rambler Group со стороны Сбербанка объясняется стратегией крупнейшего российского банка по созданию своей экосистемы сервисов в различных областях, в которой Rambler будет развивать медийное направление.
После окрика высшего руководства нового владельца в Rambler Group включили задний ход в разбирательстве с Nginx: состоялось внеочередное заседание совета директоров (его теперь возглавляет первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис), где было решено прекратить уголовное преследование Nginx. «Совет директоров Rambler Group поручил менеджменту обратиться в правоохранительные органы с просьбой о прекращении возбужденного ранее уголовного дела о нарушении прав интернет-холдинга на разработки Nginx», — говорится в спешно распространенном после этого совещания пресс-релизе Rambler Group. Более того, руководство Rambler постаралось дистанцироваться от действий Lynwood Investments CY Ltd., заявив, что последняя их не проинформировала о своих шагах, и сейчас Rambler Group и вовсе разрывает свое сотрудничество с этой кипрской компанией.
Впрочем, при этом Rambler явно дает понять, что пока не намерен отказываться от своих претензий на авторское право на продукты Nginx. В заявлении говорится, что совет директоров поручил «продолжить в случае необходимости обеспечение защиты интересов компании в рамках гражданско-правового поля». Более того, тут же прямо отмечается, что основания к этому у истца имеются: «За прошедшие годы юристами Lynwood совместно с международными юридическими компаниями и независимой специализированной компанией в области информационной безопасности была проделана большая работа по анализу значительного объема информации и было собрано около тысячи страниц документов, файлов и служебной переписки, имеющих отношение к участию “Рамблера” в разработке программного продукта Nginх. Данные документы могут свидетельствовать о наличии правовых оснований для вывода о нарушении прав “Рамблера”».
«Наехать» и «стрясти»
Итак, Rambler Group не исключает дальнейшего отстаивания своих авторских прав на продукты Nginx, при этом она декларирует свое намерение делать это без силового давления. Впрочем, даже при большом желании остановить уголовное преследование Rambler сама уже не в силах: принятие решения об этом теперь находится в компетенции правоохранительных органов, которые теоретически, по мнению юристов, даже могут переквалифицировать уголовное дело — теперь уже против Rambler по обвинению в ложном доносе.
Опрошенные «Экспертом» участники ИТ-рынка считают, что действиями против Nginx Rambler может преследовать несколько возможных целей. Прежде всего это желание «стрясти» денег с нового богатого американского собственника компании: не случайно томящийся в столе порядка пятнадцати лет иск появился на свет только сейчас, вскоре после появления зажиточного заокеанского владельца. «На мой взгляд, “Рамблер” просто хочет срубить денег — было бы глупо иметь потенциальную возможность откусить от этого пирога кусочек и не воспользоваться ею. Я не думаю, что им нужен сам продукт, они стремятся просто заработать и “хайпануть” на этой теме», — считает Валерий Свириденко, технический директор ИТ-компании ХSeven. «То, каким образом начался конфликт между Rambler и Nginx, больше похоже на классическую корпоративную войну с попытками захвата контроля над активами “жертвы”, чем на защиту интеллектуальной собственности, — соглашается Илья Федотов, партнер адвокатского бюро “Бишенов и партнеры”. — Возбуждение уголовного дела, обыски — это все очень часто является инструментом давления, чтобы испугать, сломить волю к сопротивлению у оппонента, заставить его действовать так, как выгодно нападающей стороне».
Хотя не исключен вариант, что подоплека разбирательства лежит в стремлении Сбербанка заполучить передовые интернет-технологии, особенно в свете общего курса регулятора на создание «суверенного интернета». «Предположу, что в свете установки обеспечить максимальную автономность на случай изоляции России от мирового интернета нужно большое количество технологической инфраструктуры, — указывает Булат Ганиев, сооснователь ГК “Технократия”. — Под эгидой этого процесса и решили наехать на Nginx. Тому, кто сам создать не умеет, приходится отбирать. Причем сама идея “если что, быть готовыми к отключению” здравая, но вот методы — средневековые».
Безусловно, раздутый конфликт может иметь негативные последствия для всей российской ИТ-индустрии как с точки зрения инвестиционной привлекательности, так и в виде прецедента жесткого оспаривания авторских прав. «Во-первых, данное дело крайне негативно влияет на open source культуру в России. Поскольку само по себе создание продукта с открытым кодом не приносит прибыли, разработчики принимают участие в создании и последующем развитии таких продуктов в свободное от основной деятельности время, зачастую являясь, например, одновременно работниками крупных корпораций. Таким образом, данный прецедент может негативно повлиять на мотивацию программистов создавать такие продукты, — отмечает Андрей Алексейчук, юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям “Качкин и партнеры”. — Во-вторых, дело может крайне негативно повлиять на иностранные инвестиции в российский ИТ-рынок. Исход этого конфликта потенциально может привести к решению суда, негативно влияющему на стоимость купленной американской F5 Networks российской компании Nginx. В этой ситуации потенциальные покупатели и инвесторы могут прийти к выводу о слишком высоких рисках покупки российских ИТ-активов».
Наконец, кейс с претензиями Rambler к Nginx однозначно сделает российские компании в сфере ИТ более внимательными к защите авторских прав на свои продукты. «Чтобы избегать таких ситуаций, мы советуем заключать с сотрудником договор отчуждения прав на объект, который им создается, или включать этот пункт в трудовой договор и должностные инструкции, — говорит Мария Гаврилова, патентный поверенный РФ, руководитель компании Z&G. Patent. — Задачи создания объектов авторских прав лучше оформлять отдельными письменными служебными заданиями. Кроме того, если создаваемый объект представляет коммерческую ценность, необходимо вводить режим коммерческой тайны, определяющий действия сотрудников при работе с такими данными. Эти меры помогут, если сотрудник будет использовать свои наработки, которые создавал по заданию компании, вне рабочего процесса, без ведома компании. В случае судебного разбирательства при наличии данных документов можно будет доказать, что объект авторских прав был создан в рамках служебного задания, сотрудник был согласен с передачей компании прав на объект, а значит, действия сотрудника могут быть признаны неправомерными».
Фото: Валерий Шарифулин/тасс, Итар-тасс/Митя Алешковский
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl