Русское «зеленое» масло в Малайзии
Биохимический холдинг «Оргхим» построил в малайзийском султанате Джохор завод по производству неканцерогенных технологических масел. За счет быстрорастущего азиатского рынка компания намерена нарастить свою долю на рынке мировом
![](https://cs.kiozk.ru/content/bgo/fxl/bxf/htte1aar4mrfdsmnnibylxc/art/64367/kvk4cxtg.jpg?v=1&temp_url_sig=vkFR-PMdAp7Z9_JiQwBRGg&temp_url_expires=1738903364)
Производителя «зеленой» химии «Оргхим» из Нижнего Новгорода, запустившего на прошлой неделе в Малайзии свой завод, местные власти встретили очень тепло. Малайзийское агентство по развитию инвестиций (MIDA) не просто выделило под завод земельный участок площадью 2,83 га в порту Танджунг-Лангсат, а предоставило ему «пионерский» статус — таковой дается предприятиям в отраслях, признанных перспективными для экономики страны, и сопровождается налоговыми льготами. «Оргхим», который обеспечит рабочими местами 78 жителей штата, станет одним из крупнейших налогоплательщиков в местный бюджет и удовлетворит растущий в азиатских странах спрос на неканцерогенные технологические масла-наполнители для производства шин, синтетических каучуков и резиновых смесей, получил максимальный пакет льгот, включая десятилетний период нулевой ставки налога на прибыль после ввода в эксплуатацию.
Инвестиции в строительство завода составили 59,2 млн долларов, из них более 40 млн долларов предоставил Газпромбанк на принципах проектного финансирования под шесть процентов годовых. Условия для сторон выгодные: «Оргхим» смог за 20 месяцев построить и запустить завод, а для Газпромбанка, по мнению партнера практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Германа Шеховцева, это маржинальный бизнес и хороший повод продемонстрировать поддержку международного сотрудничества в рамках межправительственной комиссии под руководством министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.
Завод в Малайзии позволит «Оргхиму», выпускающему в год свыше ста тысяч тонн «зеленой» химии (это направление приносит холдингу примерно 60% выручки), увеличить объемы производства на 65%, а долю экспортных продаж — с нынешних 60 до 80%. При этом благодаря локализации на территории страны — члена АСЕАН российская компания освобождается от уплаты таможенной пошлины в размере 3–7% при ввозе продукции на территорию Южной Кореи и Китая, а это серьезное преимущество в конкуренции с другими игроками мирового рынка.
Ближе к азиатским производителям шин и каучука
Свою линейку продуктов марки Norman — «зеленых» масел-пластификаторов — «Оргхим» запатентовал более десяти лет назад, а площадку для завода в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) начал искать семь лет назад, когда там стали анонсировать и реализовывать крупные инвестиционные проекты создания шинных заводов и заводов по производству синтетического каучука. Мировой консалтер и девелопер компания Jurong Consultants реализовала в Сингапуре один из наиболее удачных проектов — «нефтехимический остров», это промышленный кластер, где разместились сразу несколько потенциальных клиентов «Оргхима», в том числе японская компания Asahi Kasei, удвоившая в тот период производство синтетического каучука. Вначале руководство «Оргхима» рассматривало именно Сингапур как приоритетную площадку для размещения производства масел Norman, однако предложенные условия компанию не удовлетворили, в том числе завышенная стоимость аренды складских терминалов.
Тогда из развивающихся портов, максимально приближенных к Сингапуру, был выбран глубоководный порт Танджунг-Лангсат в Малайзии — еще слабо развитый, но с большим потенциалом расширения индустриальной зоны. Меньше чем за два года на выделенном участке был построен полноценный завод: 22 объекта, из которых самый главный — технологическая установка мощностью 70 тыс. тонн в год, а также вспомогательные сооружения (система охлаждения, котельная, лаборатория, мастерские). Оборудование закупалось у разных производителей, в том числе около 15% общего объема — у российских. Был также построен терминальный комплекс вместимостью 25 тыс. кубометров сырья и готовой продукции. «Для нас было важно, что территория позволяет иметь свой терминал, а со временем запустить вторую очередь производства еще с одной установкой, — говорит Николай Ходов, генеральный директор “Оргхима”. — Как показывает практика, на третий год эксплуатации встает вопрос о том, где строить следующую установку».
Ожидаемая годовая выручка малайзийского предприятия — 50–65 млн долларов, расчетный период окупаемости — пять с половиной — семь лет. Что касается сырья, то поставлять его на завод будут малайзийские и сингапурские нефтепереработчики, а также Саудовская Аравия. Любопытства ради в компании протестировали логистический путь нефтепродуктов из России — он практически удваивает стоимость сырья, так что этот вариант не рассматривается.
«Зеленая» химия против канцерогенов
Мировой спрос на «зеленую» нефтехимию быстро растет. Еще в 1990-е годы ученые забили тревогу по поводу токсичности автомобильной резины; было установлено, что в шинной пыли присутствует более 140 химических соединений различной степени вредности. В частности, по результатам исследований в Москве, проведенных в 2010 году, до 60% загрязняющих и опасных для здоровья веществ выбрасывается в воздух с истертой в мелкую пыль резиной автомобильных шин. Ввиду высокой дисперсности эти частицы способны легко проникать в легкие человека, вызывая бронхиальную астму, аллергические реакции и онкологические заболевания. При этом шинная пыль не выводится из организма. Наиболее опасными выделяющимися из шин соединениями являются ПАУ (канцерогенные полициклические ароматические углеводороды) и N-нитрозамины, а их источник — ароматические нефтяные масла, используемые в качестве пластификаторов при производстве резин.
Первый патент на применение «зеленой» технологии производства масел-пластификаторов типа TDAE (Treated Distillate Aromatic Extract) был получен компанией British Petroleum в 2004 году, а технология «Оргхима» появилась в марте 2005-го. «Собственно говоря, все это делалось под планируемый запрет в Европе на использование канцерогенных компонентов в шинной промышленности. Предполагалось, что он будет введен с 2006 года, однако директива № 2005/69/ ЕЕС вступила в силу только 1 января 2010-го», — уточняет Николай Ходов. В соответствии с этим документом все произведенные или импортированные в ЕС шины должны производиться с использованием нефтяных масел, которые содержат не более 3% масc. экстракта полициклических ароматических соединений (ПЦА) по методу IP 346/92, 1 мг/кг бенз(а)пирена и 10 мг/кг суммы восьми канцерогенных ПАУ.
Европейский рынок нужным продуктом наполнился быстро, а компания «Оргхим» стала первым в России и вторым в мире производителем ароматических масел неканцерогенного типа, ее основным конкурентом и сегодня остается немецкая компания Hansen & Rosenthal KG, которая приобрела технологию и установку у British Petroleum. Кроме немцев и русских на рынке присутствуют Royal Dutch Shell, Chevron, Petronas Lubricants Belgium, Repsol, Hindustan Petroleum Corporation. Кстати, Hansen & Rosenthal KG еще пять лет назад пришла в АТР, нарастив мощности своего завода на Тайване до ста тысяч тонн.
![](https://cs.kiozk.ru/content/bgo/fxl/bxf/htte1aar4mrfdsmnnibylxc/art/64367/gsckpzmo.jpg?v=1&temp_url_sig=Q-rF53RXlRUt4YHkmUkktg&temp_url_expires=1738903364)
Объем мирового рынка неканцерогенных технологических масел, по оценке Николая Ходова, составляет 750–800 тыс. тонн, или около 60% всего объема технологических масел. Учитывая, что весь рынок технологических масел к 2022 году, по оценкам, достигнет 1,2 млрд долларов, объем рынка «зеленых» масел составит примерно 720 млн долларов. А доля «Оргхима», имеющего три установки по производству масел в России на 120 тыс. тонн и вводящего в эксплуатацию установку в Джохоре на 70 тыс. тонн, должна вырасти с нынешних 12–14 до 18–20%, или до 144 млн долларов.
Инвестиции в инновации
Масла линейки Norman на высококонкурентном рынке масел-пластификаторов являются передовыми по канцерогенной безопасности: если европейское законодательство разрешает и контролирует содержание восьми потенциально опасных канцерогенов, то «Оргхим» предоставляет своим клиентам список из 22 канцерогенов, которые может идентифицировать. Преимущества российской компании подтверждаются списком ее клиентов: Pirelli, Goodyear, Cordiant, Hankook, Nokian, Bridgestone и другие — всего девять из десятки крупнейших шинных компаний.
Для того чтобы сохранять свое конкурентное преимущество, ежегодно «Оргхим» вкладывает в НИОКР 1,5–2% средств от оборота, или 17–20% от прибыли, что позволяет создавать новые технологии. Например, в 2013 году исследовательский центр холдинга приобрел оборудование у Hewlett-Packard и внедрил уникальную для России методику определения индивидуальных канцерогенных полициклических ароматических углеводородов в объектах окружающей среды, позволяющую определять канцерогены в концентрациях в тысячи раз ниже, чем опасные, что может дать толчок новым открытиям в области канцерогенной безопасности. «Мы собираемся удваивать производство за счет собственных новых разработок, поэтому необходимо инвестировать в научные изыскания. Сейчас у нас есть две технологии, созданные силами наших специалистов, Нижегородского государственного университета имени Лобачевского и МГУ, в которые за последние пять лет мы вложили 800 миллионов рублей, не говоря о бюджете нашего исследовательского центра», — рассказывает Николай Ходов. В течение пяти лет, по его словам, компания намерена построить инновационную установку и в очередной раз удивить мировой рынок новым продуктом.
Что касается российского рынка, то здесь до недавнего времени «Оргхим» был единственным, кто производил «зеленые» масла-пластификаторы, остальные изготавливали канцерогенные масла. В 2017 году «Газпромнефть — Смазочные материалы» тоже заявила о начале производства масел-пластификаторов Gazpromneft TDAE, присоединившись к «зеленым». В дальнейшем, по мнению аналитиков, число «зеленых» марок масел будет расти, хотя в России не введены ограничительные меры для производства и использования канцерогенных масел, а они по-прежнему дешевле «зеленой» химии в 1,7 раза, и для ряда производителей шин и каучука это важное преимущество. Аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Брокер» Оксана Лукичева считает, что из-за небольшой емкости внутреннего рынка производители масел будут вынуждены выходить на экспортные рынки, а значит, выпускать продукцию без опасных примесей.
Между тем в 2021 году ожидается принятие технологического стандарта на шинную продукцию Евразийского союза. Производителей шин, не использующих «зеленые» компоненты, обяжут предупреждать об опасности их продукции. «Это так странно: экономить сто рублей на одном колесе и вешать на него череп с костями», — удивляется логике отставших от прогресса производителей Николай Ходов.
Фото: Предоставлено Компанией «Оргхим»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl