На Kion — премьера биографического сериала о Фаине Раневской

ЭкспертСобытия

«Раневская»: иллюстрации из жизни актрисы прошлого века

На Kion — премьера биографического сериала о Фаине Раневской

Вячеслав Суриков

«Раневская» — еще один проект, идея которого, как и сериала «Вертинский» (премьера годичной давности), была сгенерирована на Первом канале больше десяти лет назад. Если «Вертинского» отложили на долгие годы из-за финансовых проблем, то «Раневской» пришлось задержаться с началом съемок, скорее, по причине сомнений в качестве сценария. Автором финальной версии стала Лариса Жолобова. Ей удалось найти концепцию, которую продюсеры сочли подходящей для рассказа о Фаине Раневской. Другим фактором, позволившим запустить проект, стала актриса Мариэтта Цигаль-Полищук: она оказалась настолько убедительной в образе главной героини, что продюсеры даже отвергли первоначальное намерение искать двух актрис на эту роль. Дело в том, что действие сериала происходит начиная с 1915 года, когда девятнадцатилетняя Раневская решается на побег из Таганрога в Москву, до 1978-го, в котором 82-летняя актриса снимается в телевизионной версии спектакля «Дальше — тишина». Продюсеры решили добиваться внешнего сходства с помощью грима.

Есть ли комический эффект?

У главной героини сериала помимо актерских есть еще несколько достижений. Она фольклорный персонаж. Фаина Раневская — автор афоризмов, сборники которых издаются и переиздаются на протяжении нескольких десятков лет. Какие-то из них цитируются как обиходные выражения и по сей день. Сценаристка не преминула этим воспользоваться. Она щедро наделила экранную героиню общеизвестными остроумными репликами. Причем самую знаменитую, «Муля, не нервируй меня!» из фильма «Подкидыш», Раневская произносит еще в Таганроге, обращая ее к предполагаемому жениху. Афоризмы стали не только подспорьем для сценаристки, но и ловушкой, как для нее, так и для режиссера и актрисы. Сценаристка была вынуждена придумывать сцены, где ее героиня могла бы произнести эти фразы, режиссер должен был сделать так, чтобы эти сцены вписывались в общую концепцию фильма, а актрисе пришлось искать для них наиболее точную интонацию.

В «Раневской» эти фразы иногда срабатывают, иногда — нет. Режиссер даже не слишком старается, чтобы зрителям было смешно. Вместо этого он подсказывает им: здесь можно смеяться, как это происходит в эпизоде, посвященном спектаклю «Шторм», где Фаина Раневская создала образ Маньки-спекулянтки. Мариэтта Цигаль-Полищук подражает своему персонажу, и, может быть, у нее получается ничуть не хуже, чем у самой Фаины Раневской, но вне контекста, не понимая языка образов, принятого в театре в 1950-е годы, зритель сериала может догадываться о том, насколько это было смешно, только видя на экране хохочущих в зале зрителей. Но и экранные зрители смеются в этой сцене не слишком заразительно. Как правило, комический эффект возникает одновременно с эффектом неожиданности. Но ни сценарист, ни режиссер не пытаются его создать. Они просто воспроизводят исторические эпизоды и хрестоматийные шутки. И все же часто фразы Фаины Раневской настолько заряжены юмором, что способны заставить зрителя улыбнуться даже в том случае, если он их уже неоднократно слышал.

Несмотря на изобилие пользующегося огромным спросом юмора в самых разнообразных форматах, отечественные кинематографисты нового времени так и не научились шутить. И в советский период было всего несколько режиссеров, умевших это делать: Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов и Георгий Данелия. Но и они свои до сей поры тиражируемые комедийные шедевры сняли в 1960–1970-е годы. Уже в 1980-е они либо переключаются на другие жанры, как Данелия и Рязанов (и в них тоже проявляются выдающимся образом, но в комедию вернуться уже не получается), либо, как Гайдай, утрачивают чувство кинематографического юмора и снимают несмешные комедии. Отсюда вывод: не только комический эффект привязан к моменту. Одна и та же шутка может быть и смешной, и несмешной в зависимости от ситуации, но еще и дар комического непостижимо связан со временем. Комик может быть смешным, но проходит десять лет, и он перестает быть смешным, как бы ни старался. Единственное исключение — Вуди Аллен.

В чем секрет Раневской?

Режиссер сериала Дмитрий Петрунь работал на неимоверном количестве самых разнообразных проектов. Например, снимал многосерийную семейную сагу «Офицерские жены». В его фильмографии есть детектив в исторических декорациях — «Воскресенский». Есть и комедия — «Котики». Он так занят в производственном процессе, что даже не смог появиться на премьере сериала в Театре имени Моссовета. Показанные в этот вечер две серии, первая и последняя, продемонстрировали, что Петрунь решил снять исторический сериал о женщине с трудной судьбой, позволявшей себе шутить, но почему ее шутки вызывали смех, для него так и осталось загадкой. Это бросается в глаза уже в сцене, когда зрители знакомятся с пластическим умением Фаины Раневской смешить, присущим ей помимо словесного остроумия. Она пытается поступить в театр, но производит впечатление не чтением монолога Катерины из «Грозы», а незначительной комической ролью. Персонажи, наблюдающие за ее игрой, изображают, что покатываются со смеху, но ничего смешного в кадре не происходит.

Фаина Раневская — актриса второй половины жизни. В отличие, например, от еще одной героини сериала и актрисы того же поколения, также работавшей в Театре имени Моссовета, — Любови Орловой, чей взлет пришелся на 1930-е годы, а закат — на 1950-е. Свою самую запоминающуюся роль — Лялю из фильма «Подкидыш» — Фаина Раневская сыграла в 43 года. Появляясь по большей части в эпизодических ролях, она сумела пробудить к себе зрительскую любовь, которая с годами только нарастала. Один из пиков пришелся на роль в спектакле «Дальше — тишина», в котором она впервые сыграла, когда ей было уже за семьдесят. Как ей это удалось? В чем ее секрет? Какова природа ее актерского таланта? Создатели сериала напоминают зрителю о том, что да, любили, обожали, выделяли из всех остальных, но причина этой любви так и остается загадкой.

Есть ли внешнее сходство?

«Раневская» — сериал, который иллюстрирует биографию знаменитой актрисы. В данном случае даже иллюстрация имеет смысл. Обросший стереотипами образ Фаины Раневской приобретает новые черты. Мариэтта Цигаль-Полищук органична и в роли, и в эпохе. Но создатели сериала возложили на нее слишком сложную задачу — сыграть героиню на отрезке в шестьдесят с лишним лет. Финальная серия вмещает в себя более двадцати лет. В отличие от Вертинского, которого таким же образом «провел сквозь года» актер Алексей Филимонов, у Раневской внешность и пластика меняются радикально. И это требует дополнительных усилий не только от гримеров, но и от актрисы, утрирующей образ своего персонажа. Чем ближе к финалу, тем всё более немощную старуху мы видим, и ее лицо глубже прорезают морщины. С каждым дополнительным штрихом гримеров образ становится все менее естественным и все более иллюстративным.

Это еще одна проблема из разряда неразрешимых: как сыграть талантливого человека, как заставить зрителя поверить, что на экране именно он, а не его подобие? Должен ли актер быть в той же степени талантливым, что и прототип его персонажа? Ведь зритель в любом случае видит не только экранный образ, но и самого актера. Он для него такая же личность, как и его персонаж. Еще в одном биографическом проекте продюсерской группы Первого канала — «Высоцкий. Спасибо, что живой» — создатели фильма полностью отделили экранного персонажа от актера. И роль по-прежнему с трудом можно соотнести с ее исполнителем Сергеем Безруковым. Этот фильм — пример одержимости идеей достичь максимального внешнего сходства с помощью грима. Как будто зрители хотят увидеть не человека, а ожившую восковую куклу. Но, возможно, так и есть. Внешнее сходство актера с историческим персонажем по-прежнему производит наиболее сильное впечатление. А если персонаж еще и обладает органичной пластикой, подобной той, какой удалось достичь загримированному до неузнаваемости Гэри Олдмену в роли Черчилля в фильме «Темные времена», тогда это как минимум «Оскар».

Фото: Kion

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Банк Англии: уловка-2022 Банк Англии: уловка-2022

Как британская экономика оказалась то ли на пороге пропасти, то ли уже там

Эксперт
Бот знает: как устроены языковые модели и к чему ведет конкуренция на этом рынке Бот знает: как устроены языковые модели и к чему ведет конкуренция на этом рынке

Из чего состоят разговорные боты и чего ждать от многообещающих новинок?

Forbes
Вон из России! Вон из России!

Осенью 1922-го от причалов отходили не только корабли с белогвардейцами

Дилетант
Эти 5 пар обуви закроют все твои потребности: минимум, который должен быть у каждой - мнение стилиста Эти 5 пар обуви закроют все твои потребности: минимум, который должен быть у каждой - мнение стилиста

5 пар обуви, которые выручат в 90% ситуаций

VOICE
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Ученые из Нидерландов: у жадных людей больше денег, но меньше детей и короче отношения Ученые из Нидерландов: у жадных людей больше денег, но меньше детей и короче отношения

Жадные люди, как правило, имеют высокие доходы, но низкую удовлетворенность

Inc.
Наталья Земцова: «Постоянно нахожусь в состоянии натянутой струны» Наталья Земцова: «Постоянно нахожусь в состоянии натянутой струны»

Что такое счастливый брак?

Караван историй
От неудачных переговоров до гибели «Варяга» и «Петропавловска»: как началась война, которую в России никто не понимал От неудачных переговоров до гибели «Варяга» и «Петропавловска»: как началась война, которую в России никто не понимал

Война, которая не принесла России ни одной победы и породила революцию 1905 года

Вокруг света
Пластик держит крепко Пластик держит крепко

Судьба переработанного пластика: экологическая повестка против высокой цены

Эксперт
Как женщины сталкиваются с сексуализированным насилием в больницах Как женщины сталкиваются с сексуализированным насилием в больницах

Почему в месте, где люди должны чувствовать себя безопасно, присутствует насилие

Forbes
Секс-монстра наказали: признавшийся в 24 изнасилованиях полицейский получил 36 пожизненных сроков Секс-монстра наказали: признавшийся в 24 изнасилованиях полицейский получил 36 пожизненных сроков

Дэвид Кэррик признан виновным в насилии над женщинами

VOICE
Основатели холдинга Lucky Group — об успешных и проблемных ресторанах Основатели холдинга Lucky Group — об успешных и проблемных ресторанах

Основатели компании Lucky Group — что делать, чтобы ваш ресторан был успешным

РБК
«Я обнажила грудь. Почему бы не показать ее всем?»: Настя Ивлеева рассказала о постельных сценах в «Монастыре» «Я обнажила грудь. Почему бы не показать ее всем?»: Настя Ивлеева рассказала о постельных сценах в «Монастыре»

Победив смущение, Настя Ивлеева смогла проявить профессионализм

VOICE
Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик: как типы темперамента проявляются у мужчин — взгляд психолога Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик: как типы темперамента проявляются у мужчин — взгляд психолога

Как четыре типа темперамента проявляются у мужчин и как с ними совладать

Psychologies
7 пород собак, которые живут дольше всех 7 пород собак, которые живут дольше всех

Породы собак, которые генетически предрасположены к долголетию

Лиза
Ум за разум Ум за разум

ChatGPT: искусственный интеллект, который пошел в народ

Автопилот
Гипноз во сне с точки зрения науки: эффективная терапия или очередная Гипноз во сне с точки зрения науки: эффективная терапия или очередная

Разбираемся в гипнотическом сне: что это, эффективная терапия или шарлатанство?

ТехИнсайдер
Вернуться в большой секс: как побороть страх после долгого перерыва — разбор с психологами Вернуться в большой секс: как побороть страх после долгого перерыва — разбор с психологами

Как преодолеть кризис и вернуть удовольствие от секса?

Psychologies
Высокое искусство политической карикатуры: 23 детали гравюры «Времена» Уильяма Хогарта Высокое искусство политической карикатуры: 23 детали гравюры «Времена» Уильяма Хогарта

Жанр политической карикатуры расцвел в европейской культуре нового времени

Вокруг света
В каждой строчке только точки: как писатели признавались в чувствах, ревновали и просто нежно ворковали в любовной переписке В каждой строчке только точки: как писатели признавались в чувствах, ревновали и просто нежно ворковали в любовной переписке

Несколько правил любовной переписки с примерами великих писателей

Правила жизни
О роли и месте мужчины в нашем меняющемся мире: о чем еще нам рассказывает фильм «Сын»? О роли и месте мужчины в нашем меняющемся мире: о чем еще нам рассказывает фильм «Сын»?

Каково быть мужчиной, отцом, сыном, супругом в XXI веке?

Psychologies
ТОП 5 самых быстрых машин в мире ТОП 5 самых быстрых машин в мире

Каким четырехколесным богам сегодня поклоняются в мире?

РБК
Чайковский против Пушкина: за что великий композитор недолюбливал великого поэта Чайковский против Пушкина: за что великий композитор недолюбливал великого поэта

Ни одно лирическое стихотворение Пушкина не стало основой для музыки Чайковского

Вокруг света
«Не знаю, люблю ли я мужа»: 3 вопроса, чтобы проверить чувства, — попробуйте способ психолога «Не знаю, люблю ли я мужа»: 3 вопроса, чтобы проверить чувства, — попробуйте способ психолога

Как определить, что именно вы чувствуете к своему партнеру?

Psychologies
Диковинки на колесах: посмотрите на 10 самых редких автомобилей в мире Диковинки на колесах: посмотрите на 10 самых редких автомобилей в мире

Некоторые из этих автомобилей существуют в единственном экземпляре

Вокруг света
Как в «После Янга» по-новому раскрывается тема памяти Как в «После Янга» по-новому раскрывается тема памяти

«После Янга» — сентиментальный рассказ о тонкости человеческих отношений

СНОБ
Элегия жизни и смерти: зачем смотреть фильм «Больше, чем никогда» Элегия жизни и смерти: зачем смотреть фильм «Больше, чем никогда»

«Больше, чем никогда» — история, речь в которой заходит о том, о чем все молчат

РБК
О чем говорит ChatGPT О чем говорит ChatGPT

ChatGPT не может действовать: он не умеет играть в игру «Покажи и назови»

Эксперт
Страшное бессилие Страшное бессилие

«Раневская»: попытка биографии

Weekend
Фейковый взрыв, эпопея с фамилиями и загадочные цифры: секреты 5 легендарных комедий Гайдая Фейковый взрыв, эпопея с фамилиями и загадочные цифры: секреты 5 легендарных комедий Гайдая

Ищем пасхалки в фильмах Гайдая, на которые раньше не обращали внимания

Правила жизни
Открыть в приложении