Почему подкасты сейчас так важны

ЭкспертHi-Tech

Подкастинг вместо бродкастинга

Почему подкасты сейчас так важны

Вячеслав Суриков

Дарья Данилова, еще будучи студенткой журфака МГУ, интересовалась документальной радиожурналистикой и на каждой из радиостанций, где ей пришлось работать, предлагала сделать документальный проект. Получилось только на «Серебряном дожде», где у нее выходила десятиминутная программа «О том, как звучат люди.» Идея делать подкаст пришла ей в декретном отпуске, который совпал с новой волной общественного интереса к этому формату. Выяснилось, что ее коллега Дарья Полыгаева думает об аналогичном проекте, и они сошлись на том, что будут вместе делать программы о людям, в судьбах которых произошел резкий поворот. Так получился подкаст «Не перебивай», который стал первым нарративным подкастом в России. Вокруг проекта собралась команда из пяти человек, которая помимо авторов включает в себя саунддизайнера и SMM-менеджера, а редактором проекта стал именитый Андрей Аллахвердов. «Не перебивай» стартовал в феврале прошлого года и с тех пор выходит с периодичностью раз в две-три недели.

Каждый эпизод «Не перебивай», собирает аудиторию двадцать — двадцать пять тысяч человек. Это существенно меньше, чем топовые подкасты с аудиторией сто тысяч человек, тем не менее «Не перебивай» вошел в прошлом году в двадцатку Apple Podcasts. В каждом выпуске есть реклама. Авторы подкаста призывают слушателей перечислять посильные суммы через сайт Patreon. «Благодаря этой поддержке мы оплачиваем хостинг и какие-то элементы производства, но оно слишком сложное, чтобы его можно было полностью оправдать этими перечислениями, — признается Дарья Данилова в интервью “Эксперту”. — Проект уже начал зарабатывать, по пока он экономически не оправдывает себя. Мы его делаем, не рассчитывая на вознаграждение, но если бы у нас был инвестор, то проект бы ему дорого обходился. У нас сложный производственный цикл, который не ограничивается записью разговора на диктофоного обходился.» У проекта есть и дополнительные эффекты: свою нынешнюю работу в отделе подкастов в «МБХ-медиа» Дарья Данилова, по ее словам, получила во многом благодаря успеху «Не перебивай».

Успеть за пятнадцать лет

В 2005-м Apple добавила в iTunes раздел с подкастами, и тогда же возник этот термин, который буквально переводится как «вещание для айподов». В этом же году возник портал Russian Podcasting, фронтменом которого стал теле- и радиоведущий Василий Стрельников, выпускавший на нем собственное шоу The Big Podcast. Russian Podcasting позволял отечественным энтузиастам подкастинга и радиостанциям бесплатно загружать звуковые файлы и транслировать их в iTunes в течение десяти лет, а потом загадочно исчез без следа, объявив пользователям портала, что его миссия выполнена. В 2007-м отечественный Фонд независимого радиовещания, наблюдая рост интереса к этому формату, решил создать собственное комьюнити подкастеров и запустил проект PodFM. «Тогда мы получили сигнал из англоязычного мира, — говорит Елена Упорова, возглавлявшая в тот период проект PodFM, — что подкасты пользуются большим спросом не только в США, но и в таких странах, как Австралия, и решили, что в России может возникнуть что-то подобное, но тогда у нас ничего не получилось».

Новый всплеск международного интереса к подкастам связан с феноменом проекта «Сериал», в котором журналистка Сара Кениг повествовала об убийстве кореянки американского происхождения, случившемся в Балтиморе в 1999 году. Эпизоды «Сериала», запущенного в 2017 году, были скачаны в общей сложности не меньше пяти миллионов раз. Под данным сайта Radiotopia.fm, который позиционирует себя как «сеть экстраординарных и ультрасовременных подкастов», уже тогда свыше 57 млн американцев слушали подкасты каждый месяц, а 112 млн делали это хотя бы однажды. При этом рекламные доходы производителей подкастов достигли 119 млн долларов. А в этом году американский рынок подкастов, по оценке Bridge Ratings, может приблизиться к 400 млн долларов. Отечественный рынок подкастов пока никто оценить не решился. Interactive Advertising Bureau считает, что среднемесячная аудитория русскоязычных подкастов — пять миллионов человек, и прогнозирует, что через четыре года она увеличится почти до 27,9 млн.

Битва за подкасты

Помимо рекламодателей еще одним источником дохода будут онлайн-сервисы, которые готовы платить создателям подкастов в зависимости от количества прослушиваний. Пионером этой модели экономических отношений с подкастерами стал сервис аудиокниг Storytel. В отличие от похожего проекта «Литрес: Чтец», который предлагает всем желающим сделать аудиоверсии ограниченного редакторами сервиса набора литературных произведений, Storytel ждет от авторов любые аудиопроизведения, включая их собственные, имея в виду и подкасты тоже. Диана Смирнова, продюсер сервиса аудиокниг Storytel, так комментирует это решение сервиса «Эксперту»: «На определенном этапе развития Storytel мы пришли к выводу, что модель подписного сервиса, когда пользователь платит некий фикс за полный доступ к электронной библиотеке аудиокниг, позволяет нам задуматься о привлечении на площадку максимально разнообразного контента. Мы хотим, чтобы наш пользователь оставался с нами двадцать четыре часа в сутки и находил самый разнообразный контент в рамках одного сервиса».

Заметив популярность подкастинга, Storytel начала создавать собственный уникальный продукт и продумывать максимально удобный вход для каждого, кому будет интересно разместить собственный контент на сервисе. «В очень короткий срок мы создали более двадцати пяти собственных уникальных подкастов, производство контента мы не останавливали даже в период локдауна: наши спикеры и их гости присылали звукорежиссеру записанные дорожки, и мы буквально собирали подкасты, как пазлы,— говорит Диана Смирнова. — Спасибо уникальным обстоятельствам: мы приобрели интереснейший опыт продакшена. А уже в июне мы анонсировали запуск Storytel Hub — удобного сервиса размещения готового контента: образно говоря, мы вручили ключ к Storytel каждому, кому интересно быть услышанным. Все перечисленное выше — маленькие и большие шаги к созданию продуманной контентной экосистемы вокруг нашего пользователя. Таким образом, мы говорим: “Оставайтесь с нами, следите за развитием нашей категории “Лекции и подкасты”, а мы позаботимся о том, чтобы вам с нами всегда было интересно”».

Свободу авторам!

Геннадий Сырков, не одно десятилетие практикующий радиожурналистику (в данный момент на «Радио России») и преподающий ее (сейчас на журфаке МГУ), считает, что взрывной интерес к подкастингу обусловлен появлением новой аудитории, которая, в отличие от прежней, приученной получать порции новостей в начале или середине часа, предпочитает сама управлять своим расписанием. Но подкастинг — это не просто удобно, в нем есть эффект новизны. Если расширить контекст, следует говорить о появлении продюсеров и авторов, которые «жаждут своих проектов, которые хотят быть самостоятельными фигурами, а не какими-то наемными работниками на той или иной радиостанции». Подкастинг для них — это нечто новое, то, чего мир еще не видел. Хотя от бродкастинга он отличается только способом доставки: «В основном в подкастах люди садятся к микрофону и начинают разговаривать. Радио остается для них порождающей моделью. Развлекательные шоу на сто процентов похожи на то, что делается на радио. По моим ощущениям, подкастинг пока никакой новой формы не создал».

Содержание подкастов, которыми обзавелись в том числе большинство отечественных медиа, не отличается от того, что можно услышать в эфире информационных и музыкальных радиостанций. Они так или иначе воспроизводят уже устоявшиеся форматы. «Подкасты делают в основном не радийщики, но даже если бы их делали радийщики, это не изменило бы ситуацию: у нас в подкастах, как и в музыке, нет разнообразия, у нас и радио максимально заформатированное, — говорит Елена Упорова, которая в ближайшие время собирается выпустить собственный подкаст “Полтора градуса”, посвященный климатическим проблемам. — Я надеюсь, что у нас так же, как это уже произошло в США, подкастинг станет свежей кровью для радио. Если в подкастинге будет больше экспериментов и количество их прослушиваний значительно возрастет, это в конце концов повлияет и на радио». Единственное различие с радийными форматами, в котором и заключается основное преимущество подкастинга, — хронометраж. Если радиожурналисты ограничены жестким таймингом, то подкастеры могут вещать столько, сколько посчитают нужным. Они могут легко «отпустить» слушателя, который может «вернуться» в тот момент, когда ему будет удобно.

Но главное преимущество подкаста — творчество. Автор может начать делать программу любой тематики с любым названием и найти аудиторию, которой она будет интересна. «Один мой студент предложил делать программу о насекомых, но его идея не была принята на радио, и понятно почему, — рассказывает Геннадий Сырков. — Но я его понимаю. Пусть делает подкаст, пусть выражает в звуке этот удивительный мир. Почему нет? Я сам вспоминаю период, когда хотел делать программу о мостах, но мне говорили: это тема для газеты или телевидения, где мост можно показать, иначе этот материал не будет интересен широкой аудитории. Подкаст эту проблему снимает. Даже если он соберет минимальную аудиторию, он имеет право на существование. Для радио аудитория в несколько человек — это невозможно. Для подкастинга это нормально». Тем не менее аудитория подкастов в США еще три года назад превысила аудиторию FM/AM-радиостанций. Здесь творческая свобода стала решающим фактором. В России сейчас есть почти все для того, чтобы и здесь авторы могли ее реализовать в полной мере.

 

 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Магистраль взаймы Магистраль взаймы

Как народные облигации могут помочь в строительстве дорог

Эксперт
Ручка, которая пишет в космосе: придумано не NASA Ручка, которая пишет в космосе: придумано не NASA

Чем писали в космосе до изобретения специальной ручки

Популярная механика
Недосчитались алмазов в пещерах каменных Недосчитались алмазов в пещерах каменных

Запасы некоторых полезных ископаемых уменьшаются быстрее, чем прирастают

Эксперт
Свела с ума главных секс-символов Голливуда: самые яркие романы Катрин Денев Свела с ума главных секс-символов Голливуда: самые яркие романы Катрин Денев

Катрин Денев рано разочаровалась в браке, но всегда была окружена мужчинами

Cosmopolitan
Последнее слово останется за человеком Последнее слово останется за человеком

Сквозная цифровизация производства покажет, как повысить эффективность

Эксперт
Обзор Saints Row The Third Remastered: базбашенное веселье Обзор Saints Row The Third Remastered: базбашенное веселье

Saints Row: The Third Remastered определенно заслуживает места в вашей коллекции

CHIP
«Мы всех обошли» «Мы всех обошли»

Глава ОСК — о перспективных технологиях в судостроении

Эксперт
Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин» Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин»

«Рубин» — самая новаторская из марок советского телеаппарата

Maxim
Рыбный рынок снова штормит Рыбный рынок снова штормит

Промысловики и переработчики водных биоресурсов обеспокоены рядом инициатив

Эксперт
Пористый пара-арамид оказался хорошей теплозащитой Пористый пара-арамид оказался хорошей теплозащитой

Теплоизоляционные свойства такого материала оказались в 20 раз лучше кевлара

N+1
Лики Вики Лики Вики

До съемки в нашем презренном журнале снизошла богиня «Инстаграма» Вики Одинцова

Maxim
«Мозг материален» «Мозг материален»

Одна из глав книги «Мозг материален» Аси Казанцевой

N+1
Чума без пира Чума без пира

Посещаемость столичных ресторанов за последние две недели резко упала

Эксперт
Застрявшие миллиарды для обманутых дольщиков: Счетная палата сочла неэффективной господдержку покупателей жилья в недостроях Застрявшие миллиарды для обманутых дольщиков: Счетная палата сочла неэффективной господдержку покупателей жилья в недостроях

Фонд защиты прав дольщиков помог завершить возведение всего 3000 квартир

Forbes
Наше время Наше время

Актриса Марина Александрова: о своих близких и зачем дома вигвам

Домашний Очаг
Новая историческая разобщенность Новая историческая разобщенность

Чем опасно возвращение идеи коллективной ответственности

Огонёк
8 фильмов о еде: «Вкус жизни», «Ешь, молись, люби» и другие 8 фильмов о еде: «Вкус жизни», «Ешь, молись, люби» и другие

Киноленты, в которых еда становится одним из главных героев

РБК
Платья для нимф, улиток и статуй в память о художницах-сюрреалистках Платья для нимф, улиток и статуй в память о художницах-сюрреалистках

Марина Прохорова о Christian Dior haute couture сезона FW 2020/21

Weekend
Уиллем Дефо — актер, который ничего не боится и не оглядывается назад Уиллем Дефо — актер, который ничего не боится и не оглядывается назад

Как Уиллем Дефо сыграл Ван Гога и почему он не перечитывает свои дневники

Esquire
ЛиАЗ-667: история самого любимого автобуса в СССР ЛиАЗ-667: история самого любимого автобуса в СССР

ЛиАЗ-667 - такой же символ эпохи, как автомат с газировкой

Популярная механика
«Внешне — эльф, внутри — несгибаемый воин»: как 18-летняя Алина Загитова заработала за год больше $1 млн «Внешне — эльф, внутри — несгибаемый воин»: как 18-летняя Алина Загитова заработала за год больше $1 млн

Как 18-летняя фигуристка Алина Загитова монетизирует свою популярность?

Forbes
Вертикальные фермы повысят урожайность пшеницы в 600 раз Вертикальные фермы повысят урожайность пшеницы в 600 раз

Вертикальные фермы — спасение для регионов, которые плохо подходят для пшеницы

N+1
Почему  в вашей розетке фаза, скорее всего, подключена справа? Почему  в вашей розетке фаза, скорее всего, подключена справа?

Имеет ли значение расположение контактов в розетке?

CHIP
Принять неизбежное: как это помогает найти выход Принять неизбежное: как это помогает найти выход

Признать горькую правду многим невыносимо трудно

Psychologies
Все, что ты должна знать о пилинге: 6 видов салонных процедур и в чем разница Все, что ты должна знать о пилинге: 6 видов салонных процедур и в чем разница

Что такое пилинги и с чем их едят

Cosmopolitan
Моя попытка #5: как оправдать свои ожидания от интернет-знакомств Моя попытка #5: как оправдать свои ожидания от интернет-знакомств

Какие ожидания от онлайн-партнера могут оправдаться, а о каких стоит забыть

Cosmopolitan
Исследование: сидячая работа помогает сохранить мыслительные способности в старости Исследование: сидячая работа помогает сохранить мыслительные способности в старости

Люди, занятые умственным трудом, подвержены меньшему риску когнитивных нарушений

Inc.
Что читать: 7 стихов из последней книги певца, обладателя «Грэмми» и поэта Леонарда Коэна Что читать: 7 стихов из последней книги певца, обладателя «Грэмми» и поэта Леонарда Коэна

Семь произведений из поэтического сборника «Пламя»

Esquire
Пора по парам? Как мужчина должен себя вести на парном свидании Пора по парам? Как мужчина должен себя вести на парном свидании

Что делать, если твоя девушка притащила на свидание свою лучшую подругу?

Maxim
Выстрел, аллергия, течение: от чего умерли молодыми известные актеры и музыканты Выстрел, аллергия, течение: от чего умерли молодыми известные актеры и музыканты

Эти звезды могли стать еще популярнее, если бы их жизнь не оборвала случайность

Cosmopolitan
Открыть в приложении