Инновации в производстве сэндвич-панелей

ЭкспертБизнес

Пена уже осела

Производитель сэндвич-панелей «Профхолод» выбрал для своих «бутербродов» особенную начинку — одно из последних поколений пенополиуретана, утеплитель PIR. Теперь его цель — сделать такую панель, которая не только сохраняла бы энергию, но и вырабатывала ее

Вера Колерова

«Строительство — особенная сфера. Любые инновации, будь они самыми выгодными для потребителя, начинают набирать обороты не раньше чем через три года после появления на рынке. Причина в большой инерции проектных организаций», — говорит Алексей Горохов, глава Национальной ассоциации производителей панелей из ППУ (НАППАН). Постепенно доля PIR-изоляции на рынке растет, и, по прогнозам НАППАН, в ближайшие годы достигнет 5070% в сегментах теплоизоляции для плоских кровель и в сэндвич-панелях (как кровельных, так и стеновых). Теплоизоляция на основе PIR в стеновых и кровельных панелях считается одним из самых эффективных способов построить здание с низким энергопотреблением — а значит, сберечь энергию на отопление или охлаждение помещений.

Использование сэндвич-панелей с наполнителем PIR нередко становится экономически более выгодным вариантом при строительстве складов, ангаров и сельхоззданий, чем базальтовых или пенополистирольных. Как поясняют в компании Kingspan (международный производитель сэндвич-панелей), это связано с тем, что панели с PIR дешевле примерно на 20%, чем базальтовые, при этом при одинаковых теплотехнических нормах стена из PIR-панелей будет в два раза тоньше, чем из панелей с минватой. На отопление здания из PIR-панелей может тратиться как минимум на 10% меньше энергии, утверждают в Kingspan. Но главное для заказчиков при выборе материала для строительства все же не коэффициент теплопроводности, а цена, и в этой области PIR-панели тоже выигрывают. Газобетон, кирпич, монолитный железобетон — строительство из этих материалов обойдется гораздо дороже.

Еще одно преимущество сэндвич-панелей с PIR — более экологичный способ их производства. Производство минваты более энергоемко, а главное, в нем используется фенолформальдегидная смола.

Сэндвичи продавались и холодными

Гендиректор «Профхолода» Сергей Токмаков пришел в компанию «Профхолод» в 2008 году — пригласил акционер компании Артур Алавердян. «Он спросил, чем я занимаюсь, — а я тогда продавал сто первый вид никому не нужной воды, — вспоминает Токмаков. — Артур сказал, что его компания не успевает продавать строительные материалы, настолько они востребованы, — иди помогай. Я посмеялся сначала: разве такое бывает? А когда начал работать, убедился, что это действительно так. Мне показалось, что я попал в машину времени: все было, как на рынке FMCG десять лет назад».

Артур Алавердян — один из крупнейших инвесторов в новые технологии в Армении
Сергей Токмаков придерживается простого правила: производить все, что возможно, самостоятельно

Основатель «Профхолода» Артур Алавердян — выходец из Армении, сейчас инвестор и предприниматель, а в прошлом ученый-физик (окончил МИФИ). Долго занимался физикой космических лучей, но в конце 1990-х ушел из фундаментальной науки: «Трудно сказать почему — наверное, потому что тогда российской науке не оказывалось существенной поддержки. Не думаю, что и сейчас что-то изменилось».

Сначала у Алавердяна был бизнес в сфере гофроупаковки, а потом он открыл «Профхолод», который начал производить холодильные камеры из сэндвич-панелей. Компания сама и конструировала, и собирала эти камеры.

Но хотелось выйти на более широкий рынок строительных материалов. Алавердян решил заняться выпуском сэндвич-панелей с изоляцией (наполнителем, «пеной») из пенополиуретана.

В 20052006 годах компания начала делать наполнитель на основе PUR — одной из разновидностей пенополиуретана, но вскоре сделала ставку на выпуск PIR.

Следующей итерацией в бизнесе Артура Алавердяна стала сборка солнечных панелей: от сбережения энергии с помощью энергоэффективных зданий и сооружений логично перейти к тому, чтобы получать ее из возобновляемых источников: «Использовать энергию солнца — сам бог велел». Но новую компанию, специализирующуюся на решениях в области солнечной энергетики, Алавердян открыл не в России, а в Армении, откуда он родом. В Армении и солнца много, и законов, стимулирующих использование солнечной энергии как частными лицами, так и предприятиями.

Принимают с холодком

PIR — это усовершенствованная версия пенополиуретана, более пожаробезопасная. У него более сложная химическая формула по сравнению с традиционным пенополиуретаном. Благодаря добавке двух новых компонентов на выходе удалось получить лучшие характеристики по пожаробезопасности и теплопроводности. Если заглянуть «внутрь», то этот полимерный материал состоит из герметичных ячеек, наполненных газом с очень низкой теплопроводностью.

«Проверенный срок эксплуатации PIR-плит с сохранением всех характеристик — более пятидесяти лет. У них не только рекордно низкий коэффициент теплопроводности, но и практически нулевое водопоглощение», — отмечают в компании «Технониколь». Не поглощают воду — значит, годятся для строительства бань, саун, сельскохозяйственных построек, где много влаги.

Но есть у этого материала и свои ограничения. Один из ограничивающих распространение этого материала факторов — PIR все-таки относится к группе горючих материалов (хотя и с низкой пожароопасностью).

PIR-плиты в Россию в очень небольших количествах стали привозить начиная с 2010 года из Бельгии и Финляндии. В 2014 году одну из первых в России линий по выпуску PIR-плиты запустила компания Pirrogroup (ее производство находится в Саратовской области). Как рассказывают в этой компании, европейцы довольно быстро поняли, что конкурировать из-за рубежа с российскими производителями будет трудно, ведь логистика обходится слишком дорого, и стали сокращать объемы поставок на российский рынок.

В 2016 году линию по выпуску PIR-плиты запустила «Технониколь» на своем заводе «Лоджикруф ПИР». До этого PIR для «Технониколь» два года поставляла Pirrogroup.

«Профхолод» начал выпускать сэндвич-панели с утеплителем PIR в 2012 году (на оборудовании итальянской компании Puma), а в 2014-м начал производство и PIR-плиты.

Потребление PIR на российском рынке за последний десяток лет росло, хотя и далеко не экстраординарными темпами. Сергей Токмаков измеряет объем рынка в количестве использованных производителями химических смесей: «Если в 20082009 годах это было восемь-десять тысяч тонн в год, то теперь — 42,5 тысячи». Сейчас на рынке PIR-утеплителей с мягкими обкладками по объемам лидирует «Технониколь», отмечает Сергей Токмаков.

Рынок остается очень небольшим. У PIR-плиты ограниченный спектр применений: прежде всего это изоляция плоских кровель. По данным Pirrogroup, на кровли уходит 80% продукции, которую выпускает компания. В «Технониколь» делают акцент на продажах PIR для утепления плоских кровель в частном домостроении. Кстати, на этот же рынок готовится выйти и крупный мировой производитель сэндвич-панелей и строительных материалов компания Kingspan: «Идет много запросов от компаний, которые занимаются индивидуальным домостроением, строительством коттеджных поселков».

Конкуренция между производителями на этом рынке становится все жестче. Как считают в «Профхолоде», с выходом на рынок PIR-плиты «Технониколь» места на нем для других игроков осталось совсем немного, и компания сильно подавила одного имевшегося на тот момент на рынке конкурента.

А вот «Профхолоду», по мнению Токмакова, удается уходить от лобовой конкуренции с «Технониколь» благодаря тому, что компания работает скорее на смежном рынке — стеновых и кровельных сэндвич-панелей, выпуская одновременно и PIR-плиту, и, кстати, всю линейку дверей для промышленного холодильного оборудования. «Мы закрываем большую часть и строительного, и холодильного рынка», — утверждает Токмаков.

Действительно, конкуренты «Профхолода» говорят, что предложения PIR-плиты от «Профхолода» отдельно от сэндвич-панелей на рынке не заметно. Но у «Профхолода» есть и крупный конкурент помимо «Технониколь» — Kingspan. Как рассказал Алексей Тарасов, региональный менеджер по продажам в ЦФО Kingspan, компания недавно запустила завод в Невинномысске, где делаются сэндвич-панели с PIR. В планах Kingspan на 2022 год — запуск производства панелей с PIR нового поколения. Важно, что усовершенствованный PIR можно будет отнести к классу негорючих веществ (к нему сейчас относится минеральная вата). В компании ждут расширения областей применения панелей с PIR благодаря этому новому свойству.

«Профхолод» в Kingspan к прямым конкурентам не причисляют, отмечая, что российский производитель работает в более низкой ценовой категории, а продукция Kingspan — «премиальная».

Самим «нахимичить»

Существенная разница в том, что если российский завод Kingspan работает полностью на импортной «химии» — «пенная» начинка для сэндвич-панели привозится из-за рубежа (химическую систему Kingspan закупает в Европе централизованно для всех своих производств PIR-панелей в разных странах), то «Профхолод» использует и российские химические компоненты. По словам Токмакова, только треть «химии» — импортная. Но катализаторы, которые используются в производстве, — из Европы или из Китая. Основная же часть импорта приходится на изоцианат, который в стране не производят. «Доля изоцианата в составе сердечника плиты (пены) — 6065 процентов, — уточняют в компании Pirrogroup. — В стоимости плиты это до 20 процентов».

Изоцианат уже притча во языцех на российском рынке. Точнее, притча — это муссируемые много лет планы открыть его производство в нашей стране. Изоцианат — основной компонент для производства жесткого пенополиуретана, который нужен не только для строительной изоляции, но и для составляющих интерьера автомобилей, наполнителей для мебели и проч. Основные объемы изоцианата в мире делают в Китае, Южной Корее, Германии и США. Оттуда же его и везут в Россию. Такая ситуация сохраняется уже много лет, несмотря на то что производство изоцианата включено в план мероприятий Минпромторга по импортозамещению в химической отрасли и почти каждый год крупные российские компании объявляют о дальних планах создания такого завода. «Для России стратегически важно импортозамещение изоцианата», — говорит Алексей Горохов. Появление такого производства в России могло бы удешевить выпуск продукции с его использованием.

Трудно переоценить роль качества и баланса «химии» в процессе выпуска сэндвич-панели с PIR. «Что такое PIR? Пена из баллончика, пузырьки… — рассуждает Сергей Токмаков. — Представьте, что воздух, в котором находятся пузырьки, твердеет, а они должны застыть так, чтобы оставаться максимально прочными на сжатие, однородными по плотности, определенной формы. Чем глубже мы погружаемся в химический процесс, который влияет на физико-механические свойства панелей, тем больше перед нами встает вопросов: а что же нас ждет впереди? А с виду простые сэндвич-панели: два слоя металла и пена в середине».

В Kingspan вообще не планируют как-либо менять свою химическую ППУ-систему и не рассматривают возможности покупать что-то в России — слишком велик, по мнению компании, риск получить на выходе некачественную панель. Между тем «Профхолод» продвигается на пути к контролю сырьевой базы — компания занимается самоформуляцией, создавая свою химическую систему, пусть и частично из зарубежных компонентов. Два года назад она запустила установку по синтезу, производству сложных полиэфиров, из которых делается полиол — один из важнейших компонентов полиуретана. По словам Сергея Токмакова, на рынке уже минимум пять лет есть в свободном доступе этот продукт российского производства — однако вопрос в качестве: «Не думаю, что мы много выиграли в плане снижения себестоимости, запустив синтез, но однозначно получили преимущество в виде контроля качества. Чтобы получить на выходе высокое качество сэндвич-панели, мы должны быть химиками».

Хотя внешние рыночные обстоятельства не сильно благоприятствовали в последние пару лет развитию бизнеса, «Профхолод» нацелен на рост производства. Компания недавно запустила вторую непрерывную линию по выпуску сэндвич-панелей с PIR — хотя и с опозданием на год из-за кризиса на рынке. Теперь потенциально она может вдвое увеличить выпуск PIR-панелей, но планирует пока более скромный рост — на 2030%. «Рынок сэндвич-панелей неожиданно вырос в 2020 году на 12 процентов, и больше всего выросли именно утеплители. И это несмотря на временную остановку ряда производств и строек», — удивляется Токмаков.

Кроме роста выпуска «Профхолод» запланировал также на 30% снизить себестоимость своей PIR-панели за счет цифровизации производственных процессов и труда в целом.

Нигерия как бриллиант

Но пока российский рынок PIR довольно узкий, «Профхолод» полтора года назад начал развивать экспортную программу (небольшие периодические поставки занимают единицы процентов в общем объеме продаж). «У нас ведь большая рублевая составляющая. Треть химии, которую мы используем, — российская, и немалая часть металла, — поясняет Токмаков. — Каждая наша продажа за рубеж — маленькая победа, бриллиант. Как мы радовались, когда отправили два контейнера с панелями в Нигерию… Если в других странах еще как-то можно действовать через русскоязычных людей и это может считаться использованием связей, то в Африке это уже точно честные продажи». В Африке много некачественных китайских стройматериалов — на их фоне российский продукт выигрывает. В Европе же и США, куда «Профхолод» уже делал единичные поставки сэндвич-панелей с PIR, нужно делать ставку на выигрыш по цене.

Конкуренты не очень-то верят в перспективы регулярных больших поставок российских сэндвич-панелей на насыщенные европейские рынки. Но «Профхолод» к делу подошел серьезно, создав в компании отдельный отдел экспорта, сотрудники которого говорят на пяти языках, и готов двигаться к достижению 20-процентной доли зарубежных продаж.

В условиях ограниченного пока спроса на PIR-панели на российском рынке «Профхолод» начал поставки на внешние рынки и намерен довести долю экспортных продаж до 20%

Солнце разогреет сэндвичи

«Наша сверхидея — “скрестить” строительные сэндвич-панели с солнечными панелями, чтобы наш покупатель получал сразу стену или крышу, которая сама производит электричество», — говорит Артур Алавердян. Солнечную энергетику он начал изучать с 2012 года, а с 2016-го в Армении начала работу его компания SolarOn, предлагающая решения по солнечной генерации для широкого круга потребителей. Удобнее было бы открыть такую компанию в Щелково, признает Алавердян: но российский рынок альтернативной энергетики сильно отличается от рынка Армении или европейских стран. В России на рынке работает система ДПМ, и в тендерах, где разыгрываются мощности, участвуют по два-три крупных игрока. «Мы предпочитаем работать с тысячами маленьких клиентов, чем с одним крупным», — говорит Алавердян. В Армении, где приняты законы, стимулирующие частников и предприятия использовать солнечную энергию, уже сложился рынок таких решений.

SolarOn пока участвует только в «последнем переделе» производства солнечных панелей — собирает модули из готовых кремниевых ячеек. По мере того как рынок будет расти, компания планирует делать и сами ячейки. Но выращивание кремния, из которого делаются солнечные панели, — это грязное производство, поэтому Алавердян изучает новые технологии выращивания кристалла. Чтобы создавать новые продукты, в том числе «солнечные сэндвич-панели», он планирует сотрудничать с мировым научными центрами: «У них более глубокие компетенции в солнечных панелях, чем у нас. С другой стороны, и наши компетенции будут востребованы у них».

На российский рынок солнечные панели SolarOn продает очень мало — спрос невелик. «Профхолод», впрочем, активно подает пример другим, установив солнечные панели на своем производственном здании в Щелково.

Металл для сэндвич-панелей почти всегда российского производства

Фото: Олег Сердечников

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бизнесы на грани фантастики Бизнесы на грани фантастики

У стартапов российского происхождения есть опыт, чтобы подхватить новую волну

Эксперт
Как Олимпиада показала скейтбордингу женскую перспективу Как Олимпиада показала скейтбордингу женскую перспективу

На Олимпийских играх в Токио дебютировал скейтбординг — с победами юных девушек

РБК
Холодный пуск Холодный пуск

Автопрому требуется кардинальная перезагрузка

Эксперт
Новый туристический маршрут — Хакасия: зачем туда ехать и что посмотреть Новый туристический маршрут — Хакасия: зачем туда ехать и что посмотреть

Хакасия — земля пяти стихий

Cosmopolitan
Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт

Stellantis намерен в пять раз увеличить выпуск в России автомобилей класса LCV

Эксперт
Багира промахнулась. Почему танк «Пантера» не оправдал ожиданий Багира промахнулась. Почему танк «Пантера» не оправдал ожиданий

Когда теория не подтверждается практикой

Maxim
Тепло технологического лидерства Тепло технологического лидерства

Что для России открывает новые возможности экспорта технологий

Эксперт
Как соблазнить мужчину с помощью голоса Как соблазнить мужчину с помощью голоса

О женской энергетике и умении общаться рассуждает речевой тренер

Psychologies
Индюшатина в экспортном исполнении Индюшатина в экспортном исполнении

Заявка главного российского производителя на лидерство на внешних рынках

Эксперт
«Женщины 90-х отчасти сдали позиции предыдущего поколения»: как Екатерина Рыбакова объединяет предпринимательниц в регионах «Женщины 90-х отчасти сдали позиции предыдущего поколения»: как Екатерина Рыбакова объединяет предпринимательниц в регионах

Как бедность и социальная нестабильность толкают людей к патриархату

Forbes
«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
С юга на север С юга на север

Если исследовать Россию, то активно

Robb Report
Вооружение Вооружение

Первая часть ответов на вопросы о вооружении стран времен Второй мировой войны

Дилетант
5 модных утренних ритуалов, которые могут провоцировать тревогу и стресс 5 модных утренних ритуалов, которые могут провоцировать тревогу и стресс

Как «правильное» модное утро может нанести вред психике?

Psychologies
Есть ли дружба между евреями и арабами Есть ли дружба между евреями и арабами

Что изменили «Соглашения Авраама» в раскладах на Ближнем Востоке?

Эксперт
Призрак Красной планеты Призрак Красной планеты

О путешествии на Марс человечество мечтает давно

Популярная механика
Казус Лаврова, или Почему Москва обязана вести переговоры с террористами Казус Лаврова, или Почему Москва обязана вести переговоры с террористами

Кремль пошел на прямые, открытые и официальные переговоры с террористами

СНОБ
Палеонтологи обнаружили новый вид жуков в копролите триасового архозавра Палеонтологи обнаружили новый вид жуков в копролите триасового архозавра

Первое насекомое, описанное на основе находки в копролите

N+1
Выход через офшоры: опасно ли инвестировать в китайские IPO Выход через офшоры: опасно ли инвестировать в китайские IPO

С какими рисками столкнуться инвесторы в китайские компании?

Forbes
Слуги дьявола или святые: 6 мифов об охоте на ведьм в Салеме Слуги дьявола или святые: 6 мифов об охоте на ведьм в Салеме

В июне 1692 года состоялась казнь первой «ведьмы» в Салеме

Вокруг света
Для чего нужна термальная вода и как ее выбрать Для чего нужна термальная вода и как ее выбрать

В чем суперсила термальной воды?

Psychologies
Бренд-шеф ресторанов «Урюк» — о плове, эмоциях и приходе «Мишлена» Бренд-шеф ресторанов «Урюк» — о плове, эмоциях и приходе «Мишлена»

Алексей Подлесных, бренд-шеф «Урюк» — о том, как рестораны держат марку 15 лет

РБК
Как стиль Жаклин Кеннеди повлиял на индустрию моды Как стиль Жаклин Кеннеди повлиял на индустрию моды

Вспоминаем главные атрибуты стиля Жаклин Кеннеди, которые повлияли на моду

GQ
17 cамых сексуальных героинь современных сериалов 17 cамых сексуальных героинь современных сериалов

У тебя встреча с самыми зажигательными героинями сериалов

Maxim
Chevrolet Suburban. Терпкий запах революции Chevrolet Suburban. Терпкий запах революции

Chevrolet Suburban создан в Арлингтоне, а его версия называется Texas Edition

4x4 Club
Дорогу покажешь? Тест-драйв нового Chevrolet Tahoe Дорогу покажешь? Тест-драйв нового Chevrolet Tahoe

Салехард — идеальное место для теста «Какой из тебя внедорожник»

РБК
Фантасмагория русской жизни. Анастасия Курляндская: Убить Ленина Фантасмагория русской жизни. Анастасия Курляндская: Убить Ленина

Отрывок из романа «Убить Ленина»: как политичное может быть настолько личным

СНОБ
Биологи выделили древнюю ДНК насекомых из мусорных куч лесных хомяков Биологи выделили древнюю ДНК насекомых из мусорных куч лесных хомяков

Ученые смогли секвенировать генетический материал и определить вид насекомых

N+1
Почему не работают аффирмации, карты желаний и медитации и что с этим делать Почему не работают аффирмации, карты желаний и медитации и что с этим делать

Для исполнения желаний все средства хороши

Cosmopolitan
Мой размерчик Мой размерчик

9 оптимальных решений для маленьких квартир

Лиза
Открыть в приложении