Ожидается сильная облачность
Как зарабатывают крупнейшие игроки облачного рынка и сможет ли Сбер потеснить их в России
Глобальный рынок облачных сервисов растет взрывными темпами: исследовательская компания Gartner прогнозирует, что по итогам этого года рост составит 23%. В абсолютном выражении на публичные облачные сервисы в этом году во всем мире будет потрачено 332,3 млрд долларов против 270 млрд в прошлом году, и рост продолжится (см. таблицу).
Очевидной причиной скачка и так быстрорастущей отрасли в 2020 году стал массовый переход на удаленную форму занятости. Облачные технологии помогли этот переход заметно упростить, заодно сохранив эффективность. Облака вообще выглядят для бизнеса крайне привлекательно, позволяя не держать лишний персонал и мощности. «Бизнес может переложить свои заботы на облачных провайдеров. Нужны бесконечные жесткие диски? Пожалуйста. Нужно выдерживать бесконечную нагрузку? Пожалуйста. Нужно размазать свои данные и вычислительные мощности по всему земному шару? Пожалуйста. Современные облачные платформы возьмут на себя заботу обо всем этом. Только деньги плати», — говорит анонимный разработчик, с которым «Эксперт» обсудил развитие облачного рынка.
«Я пытался найти пример лучшего ускорителя бизнеса, чем облачные технологии, — говорит Давид Рафаловский, исполнительный вице-президент Сбера, руководитель блока “Технологии”. — Причем не важно, наша облачная технология или технология наших уважаемых конкурентов. В России есть широкий выбор облачных провайдеров. Это замечательно. Что не так замечательно, так это то, что Россия находится позади американского рынка, европейского, китайского с точки зрения использования этой технологии. Группа Сбера перешла на облачные технологии, уровень бизнеса повысился, количество транзакций увеличилось, но мы тратим меньше на инфраструктурные инвестиции. То есть эффективность увеличилась. Почему? Облачные технологии!»
Есть и ограничения, главным из которых выступает вопрос безопасности данных, которые хранятся в облаках, и зависимости от конкретного провайдера. Однако, как отмечает руководитель Центра технологий, медиасектора и отрасли связи в странах Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии E&Y Юрий Гедгафов, инцидентов с данными в облаках пока на порядок меньше, чем на собственной инфраструктуре компаний. «В то же время облачным провайдерам действительно не хватает прозрачности, понимания, как организована безопасность, которая должна исключать возможность несанкционированного доступа», — подчеркивает он. С вопросом зависимости, по его словам, помогают бороться технологии одновременной работы с несколькими облаками («мультиклауд»). Они за последние пару лет сильно развились и позволяют переключаться между провайдерами в случае необходимости. «Сейчас появились различные инструменты оркестрации, то есть клиент потребляет разные услуги на разных облачных платформах и от разных сервис-провайдеров, и это удобно для всех, — говорит Алексей Данильянц, гендиректор M1Cloud и Stack Group. — Если мы говорим о крупном бизнесе, то удовлетворять весь спектр потребностей в облачных сервисах нет необходимости, потому что могут быть довольно узкие задачи, под которые сервис-провайдеру нет смысла выстраивать отдельные кластеры. Гораздо эффективнее специализироваться на определенном наборе сервисов и делать их высоконадежными с гарантированными SLA (соглашение об уровне сервиса, Service Level Agreement. — “Эксперт”)».
На зарубежном облачном рынке моду задают всем известные гиганты Amazon, Microsoft и Google, однако их постепенно догоняет китайский гигант Alibaba. В России рынок облачных услуг тоже бурно растет. По разным оценкам, его рост составляет от 25 до 40% в год. Пока на рынке предоставления инфраструктуры (примерно треть всего облачного рынка в России) доминируют телекомы («Ростелеком» и МТС), однако к лидерам стремительно подтягивается и Сбербанк со своим облачным подразделением SberCloud. Аналитики «ТМТ консалтинга» прогнозируют, что к 2025 году внутрироссийский облачный рынок превысит 230 млрд рублей, а темпы роста несколько снизятся.
Облако в разрезе
Облаками обычно называют набор технологий и инфраструктуры, которая позволяет использовать удаленные мощности. Вместо постройки своего центра обработки данных (ЦОД) бизнес арендует даже не сами серверные стойки, а их «конечный продукт» — место на дисках, обработку данных и т. д. Чаще всего обычный пользователь сталкивается с облачным хранилищем, типичный пример которого — Яндекс.Диск. Такой сервис позволяет не захламлять компьютер лишними документами, фото и прочими файлами. Для геймеров облачные сервисы предоставляют возможность играть в новые игры на слабых компьютерах. В этом случае компьютеры выполняют функцию передатчика конечного результата, а все вычисления (расчет всего, что происходит в игре, который обычно «грузит» процессор, память и жесткий диск домашнего компьютера) происходят на серверах в дата-центре. Для любителей игр на консоли облачные сервисы тоже давно неотъемлемая часть процесса: все, что нужно, включая сами игры, патчи к ним или дополнительный контент, скачивается из облака.
Перечень задач у организаций заметно шире, поэтому в их случае можно грубо разделить облачные сервисы на подкатегории. Самая распространенная — IaaS, «инфраструктура как услуга». В этом случае в аренду сдаются вычислительные мощности, мощности для хранения данных и т. п. Иногда инфраструктура сдается «в комплексе», типичным примером такого сервиса служат Microsoft Azure и Amazon Web Services. Оно и логично: далеко не каждой компании имеет смысл держать свой дата-центр, штат IT-специалистов разного профиля и закупать лицензионное ПО. Аутсорсинг этого всего может оказаться значительно дешевле. Вторая подкатегория — «платформа как услуга», PaaS. Здесь провайдер берет на себя больший объем задач, чем в IaaS, на нем «висит» развертывание среды разработки, настройка вспомогательных программ и т. д. Типичным примером может служить AWS beanstalk — сервис для разработчиков приложений, позволяющий просто загрузить код, а дальнейшие задачи по развертыванию, масштабированию и поддержанию работоспособности написанного приложения берет на себя beanstalk. Наконец, третья подкатегория — SaaS, «приложение как услуга». В этом случае речь идет только о приложении. Примером могут служить Google docs или Dropbox. Его логическое продолжение — DaaS, desk as a serviсe, «рабочее место как услуга». В этом случае предоставляется виртуальное рабочее место «под ключ». Облачные технологии позволяют аутсорсить и вопросы кибербезопасности. Интересно, что облака не изобретение последних лет. Развитие будущей облачной индустрии началось еще в 1950-х годах. Высокая стоимость компьютеров в то время привела к реализации идеи совместного доступа, когда к одной машине имели доступ несколько сотрудников через терминалы. Первое коммерчески успешное решение разделения времени появилось в середине 1960-х (Dartmouth Time Sharing System). Понятно, что до облаков в современном понимании было еще далеко, более того, постепенное удешевление компьютеров, уменьшение их размера и под конец появление персональных компьютеров позволили отойти от старых практик с разделением компьютерного времени. Однако началось развитие глобальной сети. Возникший в 1960-х проект ARPANET (за его создание отвечал ученый Джозеф Ликлайдер) заложил основу грид-вычислений — работа над пакетом вычислений нескольких компьютеров, которые могут быть географически разнесены, и стала тем ядром, на базе которого в 1990-е появился привычный нам интернет.
Кроме того, уже в 1970-е началось развитие такого понятия, как «виртуализация» цифровых систем — систем, которые не привязаны к определенному оборудованию. Автором коммерческой реализации технологии стала компания IBM в 1972 году. С ростом сети интернет и ее пропускной способности появилась возможность создания облаков в привычном нам виде, чем воспользовалась компания Salesforce, ставшая одним из пионеров сегмента SaaS. Она предоставила своим клиентам систему корпоративного управления и взаимодействия с клиентами через сайт.
Первым IaaS-поставщиком стал «интернет-базар» Amazon: он имел заметные вычислительные мощности, требующиеся далеко не всегда. Так что излишки стали сдаваться в аренду. Вскоре к облачному бизнесу в разных его вариациях присоединились Microsoft и Google, образовав группу лидеров и законодателей «облачной моды». Сразу за ними идут компании вроде Oracle.
Титаны вычислений
За первый квартал текущего года выручка от AWS (Amazon Web Services) составила 13,5 млрд долларов, что оказалось выше ожиданий аналитиков (13,1 млрд). Если сравнивать с первым кварталом пандемийного 2020-го, когда выручка составила 10,33 млрд долларов, очевиден заметный рост. Аналогично выглядит и ситуация с выручкой за год. Так, если облачные сервисы в 2019 году принесли Amazon 35,02 млрд выручки, то в 2020-м эта цифра уже достигла 45,36 млрд долларов. Для сравнения: всего Amazon заработал за 2020 год 386,1 млрд долларов, то есть цифры «облачной» выручки весьма серьезные. Что представляет собой AWS «в разрезе»? Это коммерческое публичное облако, которое предлагает широкий спектр услуг разных категорий, прежде всего IaaS. Ключевым продуктом является EC2 (Elastic Computing Cloud) — услуги аренды виртуальных серверов, предоставляемые всем, от малого до крупного бизнеса. Есть у компании Джеффа Безоса и PaaS — различные облачные системы управления базами данных (СУБД). Стоит отметить и Amazon Athena — сервис, использующий бессерверные вычисления (он не требует выделения мощностей, и пользователи платят только за объем обработанной информации).
График 1: "Облачный индекс" заметно опережает американские бенчмарки
Microsoft, в отличие от Amazon, не спешит уточнять, сколько именно выручки за последний квартал принес Azure, но не скрывает темпов роста — 50% против 47%, ожидавшихся аналитиками. Однако известно, что Intelligent cloud (частью которого является публичное облако Azure) принесло 15,1 млрд долларов выручки. Как и в случае с Amazon, облака Microsoft предоставляют широкий спектр услуг, включающих в себя все основные категории. Стоит упомянуть, что значение облаков для Microsoft выше, чем для Amazon: Intelligent cloud принес компании 6,4 млрд долларов операционной прибыли, это 37,7% от консолидированной прибыли и ее самая крупная часть. Неудивительно, что гендиректор компании Сатья Наделла считает облака приоритетным направлением развития.
Google Cloud столь значимыми цифрами похвастаться не может: за последний квартал выручка сервиса составила четыре миллиарда долларов, однако и тут мы наблюдаем 46-процентный рост относительной того же квартала годом ранее. А вот прибыли у облаков Google пока нет: операционный убыток составил 947 млн долларов против 1,73 млрд в том же квартале годом ранее. В самой компании, однако, довольны и этим, для них сейчас главное — темпы роста. Отметим, что в облачный сегмент входит не только облачная платформа Google (набор облачных служб на единой с остальными продуктами базе), но и Google Workspace (почта, файловое хранилище Google drive, Google docs, сервисы календаря и видеоконференций).
График 2: Microsoft и Amazon являются ведущими игроками на рынке облаков (IaaS+SISaaS+Paas)
Кроме американских компаний отдельно стоит отметить Alibaba, тоже растущую как на дрожжах, хотя здесь абсолютные цифры опять выглядят несколько блекло по сравнению с Amazon или Microsoft. За первый квартал выручка Alibaba cloud поднялась на 37% год к году, до 2,6 млрд долларов. При этом, как отмечают в компании, рост мог бы быть и больше, но крупный заказчик вне Китая решил «сменить провайдера». От облачного сервиса Alibaba отказался ByteDance (ему принадлежит TikTok).
Как подсчитало аналитическое агентство Canalys, на апрель 2021 года тройка лидеров (Amazon, Microsoft и Google) занимают 58% всех мировых трат на облака. Из совокупных трат на AWS приходится 32%, на Azure — 19%, 7% держит Google cloud. На остальные компании совокупно приходится 42%. При этом если мы говорим о различных облачных сервисах, то картина несколько меняется (см. график 3): заметную долю рынка SaaS продолжает удерживать один из «облачных пионеров» Salesforce. Но вообще, границы между типами предоставляемых сервисов все сильнее размываются, все компании начинают заниматься всем понемногу.
График 3: Рынок SaaS все еще не консолидирован
В России дело обстоит несколько иначе. Наш рынок по итогам 2020 года превысил 100 млрд рублей, точками кристаллизации облачного рынка стали крупные телекомы и недавно ворвавшийся в топы Сбер со своим суперкомпьютером.
Российское облакостроение
Кроме того, у нас в дополнение к мировым трендам имеется ряд локальных. Как объясняет директор по развитию услуг Selectel Александр Тугов, последние пять лет российский облачный рынок демонстрирует стабильный рост (25–30% в год), который объясняется процессом цифровизации все большего числа отраслей. «Мы фиксируем повышение уровня конкуренции между облачными провайдерами в экономических центрах России — Москве и Санкт-Петербурге, однако это не единственная тенденция. Мы также отмечаем постепенный рост объема потребляемых облачных услуг в регионах, однако сейчас все еще трудно говорить о качественном скачке в этом сегменте. Одно можно сказать точно: в период пандемии компании обратили особое внимание на высокоуровневые услуги (PaaS и SaaS. — “Эксперт”), которые стали ключом к решению актуальных бизнес-задач. Больше, чем у других, популярность выросла у сервисов для коммуникации, у решений для совместной работы, в том числе вне офиса, а также продуктов, необходимых для нормального функционирования компании в период географического распределения команд», — подытоживает Александр Тугов.
График 4: Рынок облачных услуг в РФ все еще очень быстро растет
На волне спроса цены и рентабельность облачных сервисов бьют рекорды: член правления, руководитель IT-блока банка «Открытие» Сергей Русанов на форуме FinNext в апреле этого года пожаловался, что отечественные провайдеры облачных услуг закладывают окупаемость своих инвестиций меньше года, из-за чего тем же банкам выгоднее самим строить инфраструктуру, а не подключаться к облакам.
Рентабельность облачного бизнеса сильно разнится в зависимости от размера провайдера и поставляемых сервисов. Как объясняет руководитель дирекции вычислительных комплексов, сервиса и аутсорсинга компании «Инфосистемы Джет» Антон Павленко, чем больше потенциальных заказчиков пользуются единым сервисом, тем меньший процент себестоимости решения распределяется на единичного пользователя. А после перехода точки окупаемости рентабельность растет практически линейно. Но из-за того, что развитие требует постоянных инвестиций, даже у крупных международных провайдеров SaaS-услуг (Salesforce, ServiceNow) операционная маржинальность составляет всего несколько процентов (в среднем 3–7%) при ежегодном линейном росте выручки.
График 5: Структура российского рынка SaaS
Александр Тугов добавляет, что рентабельность может быть и выше. «Если смотреть на мировую практику, то чем более верхнеуровневый сервис, тем больше его рентабельность: для PaaS условно от 50 до 100 процентов, для SaaS сотни процентов», — оценивает он. Логично предположить, что на такие цифры облачные провайдеры выходят после окончания основных инвестиций, но отрасль развивается так бурно, что для поддержания собственной конкурентоспособности приходится все время инвестировать.
Алексей Данильянц добавляет, что помимо строительства инженерно-технической инфраструктуры в ЦОД и закупки оборудования игроки облачного рынка несут расходы, связанные с подключением сетей, закупкой программного обеспечения, лицензий от вендоров и софтверных компаний, аттестаты и сертификаты на некоторые услуги, сертификация технических специалистов и т. д.
Облака заслонили банк
В 2020 году в когорту лидеров на российском рынке вошел Сбербанк со своим SberCloud, созданным всего за год до этого. Одной из причин бурного роста облачного сегмента банка, который все больше превращается в экосистему, стал суперкомпьютер «Кристофари». Удовольствие дорогое, но для планов Сбера скорее всего необходимое. Как подсказывает директор по развитию бизнеса «КРОК Облачные сервисы» Сергей Зинкевич, речь идет не об одном миллионе долларов инвестиций. «Российский облачный рынок сформирован, вход в него сложен и требует инвестиций. Так что запуск суперкомпьютера — это, с одной стороны, хороший маркетинговый ход, дающий возможность ярче заявить о себе, а с другой стороны — возможность привлечь клиентов, которые интересуются развитием сервисов на базе искусственного интеллекта и машинного обучения», — считает он. В свою очередь, Антон Павленко говорит, что даже у столь мощной вычислительной единицы есть свои ограничения. «“Кристофари” — это, по своей сути, большой набор серверов от Nvidia, которые крайне эффективны для просчитывания задач в области ИИ. Так, Сбербанк использует его для разработки модели взаимодействия своего речевого помощника. Такой PaaS-сервис может быть востребован российскими компаниями с подобными задачами. Однако потенциальный спрос, на наш взгляд, ограничен. В том числе потому, что для расчета подобных моделей необходим большой объем данных, который компании-заказчику нужно будет передавать за внутренний периметр», — объясняет аналитик. Напомним, что суперкомпьютером сразу после его запуска крайне заинтересовались представители ритейла и IT-сектора, ведь работа с Big Data требует значительных мощностей. На первой технологической конференции SmartDev в мае этого года глава Сбера Герман Греф заявил, что группа приступает к созданию второго суперкомпьютера, поскольку мощности первого загружены уже на 75%. Объем инвестиций снова не называется — как, впрочем, и вообще суммы инвестиций в SberCloud. По нашим данным, у облачного сегмента Сбера полный карт-бланш на любые идеи, сколько бы те ни стоили.
График 6: Сбер заявил о себе на облачном рынке в 2020 г. (структура российского рынка IaaS)
Сбер заходит на облачный рынок сразу со всех сторон. Во-первых, он представил платформу SmartMarket, открытую для всех желающих разработчиков — они могут создавать приложения, которые потом будут интегрированы в умные устройства, виртуальных ассистентов и «Сбербанк Онлайн». Сейчас в SmartMarket уже зарегистрировано более пяти тысяч сторонних разработчиков не из Сбера. Во-вторых, по данным «Эксперта», SberCloud будет агрессивно конкурировать за счет цены. В-третьих, он охватит и физлиц, и бизнес за счет тех самых сервисов PaaS. В качестве примера можно привести ГУП «Московский метрополитен», который заключил контракт на размещение в облаке SberCloud официального сайта, а также других программ, сервисов и сайтов московского метро, или «Газпром нефть», которая через облако Сбера реализует своей проект «Профессионалы 4.0». Задача-максимум — чтобы любой новый бизнес жил в облаке Сбера. Ранее глава SberCloud Евгений Колбин заявил СМИ, что задача его подразделения — расти быстрее рынка за счет PaaS и AIaaS, то есть платформенных сервисов и облачных инструментов для работы с искусственным интеллектом. У Сбера будет даже облачный гейминг.
Вполне возможно, что в скором времени к лидерам российского облачного рынка присоединится и «Яндекс». В 2020 году выручка его облачного сегмента составила миллиард рублей, а объем потребления услуг крупными клиентами вырос в пять раз. Учитывая, что «Яндекс» и Сбер имеют схожие направления развития, не исключено, что он тоже обзаведется суперкомпьютером.
Еще одна важная особенность развития облачных услуг в России — требования законодательства, которые перекраивают картину на рынке, увеличивая локализацию. Уже сейчас эффект от Закона о персональных данных (№ 152-ФЗ), обязывающего иностранные компании хранить персональную информацию отечественных пользователей на территории России, по подсчетам Selectel, стал важным драйвером роста локального цифрового рынка и привел к его росту на 10% после вступления в силу. В Selectel отмечают, что примерно 90% их клиентов так или иначе работают с персональными данными — например, компании из сферы e-commerce, а значит, востребованность «приземлившихся в России» облаков будет только расти. «По ощущениям, государство планирует еще плотнее регулировать работу иностранных компаний. Примером этого является проект закона, который обязывает интернет-компании регистрировать в России офисы. Любая локализация при этом идет, конечно же, на пользу отечественным провайдерам, так как у них растет количество новых клиентов. Редкий нерезидент строит здесь свой центр обработки данных, чаще он берет в аренду ресурсы, так как такая модель потребления гибче, прозрачнее, часто выгоднее», — рассказывает Сергей Зинкевич.
Таблица: Структура мирового облачного рынка
В совокупности щедрые инвестиции и тренд на хранение данных «поближе» к их источнику означают, что амбициозные планы SberCloud расти быстрее рынка и становится на нем все более заметным игроком вполне осуществимы. IT-среда уже признала SberCloud провайдером того же порядка, что и AWS, Azure и прочие. Основным же риском российских облаков, в том числе сберовского, остается отсутствие собственного «железа» и софта. Известно, что все облачные гиганты стараются выстроить полную вертикаль. Включая собственное изготовление чипов. На специализированных площадках китайская начинка SmartMarket — первое, о чем пишут пользователи. Напомним, в марте 2020 года китайская Huawei отказалась от собственного облачного бренда Huawei Cloud в России, а вместо этого продала SberCloud серверы и программное обеспечение. «Китайцы в данном случае делают и железо, и софт, но важнее именно софт, — объясняет собеседник “Эксперта” из среды разработчиков. — Железо можно заменить. А вот софт облачной платформы какой есть, такой есть. Как там на самом деле все работает, есть ли закладки, есть ли скрытые проблемы, можно ли влиять на функционал и принятие решений? Сбер в этом плане зависим от воли Huawei в большой степени. А вдруг Huawei вообще прикроет проект, и что тогда будет?»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl