Нацпроекты не дотягиваются до регионов
На фоне выраженной пробуксовки национальных проектов региональные элиты формируют новые программы развития. Запуск локальных идей — локомотивов роста традиционно тормозят институциональные барьеры
Начало нынешнего года прошло под знаком надежд крупного бизнеса на новые возможности за счет участия в национальных проектах. Однако год движется к завершению, а нацпроекты так и не стали значимым импульсом роста. Чиновники и эксперты выдвигают разно образные версии причин пробуксовки, но поиск виноватых ни к чему не привел. На федеральном уровне сформировалась позиция, что возник некий саботаж со стороны региональных органов власти. Регионы, в свою очередь, пеняют на сложности процедур, связанных с получением бюджетных средств через систему Федерального казначейства, или на технологические ограничения электронных систем, жалуются на федеральные органы власти, которые оказались нерасторопными.
Так или иначе у региональных элит наступило некое отрезвление, стало ясно, что нацпроекты не являются волшебным граалем, который перезагрузит федеральную, а тем более каждую региональную экономику. А значит, требуются собственные усилия на местах по поиску и активизации собственных точек и стратегий роста.
«Сократились возможности привлечения иностранных инвестиций, существенно изменилась география стран — потенциальных инвесторов, изменились ожидания бизнеса. Модели привлечения инвестиций, которые доказывали свою эффективность в прежние годы, перестают работать» — так видит основные изменения инвестиционного климата в стране Дмитрий Толмачев, директор Института экономики и управления УрФУ, директор Аналитического центра «Эксперт».
Как переформатировать модели развития экономики регионов в такой ситуации? Эта тема легла в основу повестки ежегодной конференции «Российские регионы в фокусе перемен», прошедшей в Екатеринбурге*.
Больше конкретики
Самые масштабные национальные проекты связаны с созданием разного рода инфраструктуры; бизнес, в частности, очень рассчитывал на «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», а также на проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Это наиболее бюджетоемкие проекты, и именно они интересны компаниям.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики, декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин полагает закономерным делать ставку именно на них: «По соотношению уровня ВВП на душу населения и качества транспортной инфраструктуры Российская Федерация находится ниже “линии мирового тренда”. Выше этой линии находятся страны, совершившие в последние годы тот или иной инфраструктурный прорыв. Причем это страны, у которых было много внутренних и внешних проблем. Египет построил вторую нитку Суэцкого канала, Турция, несмотря на все свои внутренние угрозы, запустила Стамбульский авиационный хаб, а Китай демонстрирует рекордные масштабы развития высокоскоростных магистралей, морских портов, аэропортов, сети автомобильных дорог высших технических категорий».
Тот факт, что строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) является драйвером экономики, сомнений не вызывает. Бизнес на Урале, в частности, проявляет большой интерес к проекту ВСМ Челябинск—Екатеринбург, идею строительства которой власти Свердловской и Челябинской областей продвигают не первый год. В августе 2018-го в число участников хозяйственного партнерства «Уральская скоростная магистраль» вошел ММК, до этого к проекту присоединились группа ЧТПЗ и РМК. В начале этого года о готовности участвовать в проекте заявила Siemens Mobility (подразделение немецкого концерна Siemens AG). Но у инициаторов возникли сомнения в его целесообразности. «Если мы правильно все организуем и структурируем проект, то подтянем Челябинск к Екатеринбургу, и с учетом наших конкурентных преимуществ у такого проекта, безусловно, есть будущее. Но проект дорогой, 300–350 миллиардов рублей, и без капитального гранта со стороны федерального центра он нереализуем», — заявил на пресс-конференции в августе этого года губернатор Челябинской области Алексей Текслер. В октябре местные СМИ растиражировали заявление полпреда президента в УрФО Николая Цуканова о том, что он не считает проект ВСМ приоритетной стройкой. По его словам, в первую очередь необходимо связать Екатеринбург и Челябинск шестиполосной автодорогой и лишь затем строить ВСМ.
Более понятны для бизнеса перспективы повышения эффективности экономики за счет реализации технологий и подключения к национальному проекту «Цифровая экономика». К примеру, именно в расчете на этот эффект НПО автоматики приступило к работе над созданием продуктов с использованием искусственного интеллекта для АПК в следующих направлениях: анализ мелиорации, дифференцированное внесение удобрений, машинное зрение, оцифровка контура полей и внедрение беспилотных решений в комбайнах. «Такие разработки позволят существенно экономить временные и финансовые ресурсы», — убежден генеральный директор НПО автоматики Андрей Мисюра. Он считает, что создателям цифровых продуктов важно понимать пользу для конечного потребителя и эффект, который принесет внедрение разработки.
— На мой взгляд, реализация должна сводиться к двум вещам. Первое — создание отечественными предприятиями цифровых технологических решений и продуктов. Второе — обеспечение созданных решений рынками сбыта. Если с первой задачей промышленники справятся, то в вопросе формирования спроса возникает загвоздка. Необходимо уже сейчас знать, для кого мы это создаем и как мы будем конкурировать с мировыми производителями. Притом, что Россия занимает третье место в мире по площади плодородных земель, точное земледелие использует всего лишь 3% работающих на земле предприятий.
Андрей Мисюра предлагает конкретное решение: «Мы в области АПК выдвигаем идею о необходимости введения правила субсидирования затрат на приобретение сельхозтехники только в том случае, если она оснащена системой точного земледелия отечественной разработки. Если наши доводы примут, производители таких систем будут знать, что есть рынок, у которого напрямую сформирована потребность в их товаре».
Идея небесспорная, но это говорит о том, что компании проявили интерес и готовы обсуждать проблему вместе с государством.
Инвествектор
Для того чтобы бизнес включился в нацпроекты, одних деклараций недостаточно. Региональным властям необходим инструментарий. Все последние годы регионы работали над снятием инфраструктурных ограничений. Многие в целом закрыли проблемы, связанные с подготовкой площадок для запуска на своих территориях новых производственных комплексов. В стране создано более ста индустриальных парков, особых экономических зон и территорий с особым статусом и набором налоговых преференций. Но сейчас готовая площадка с налоговыми льготами уже не является для бизнеса решающим аргументом при выборе территории для строительства нового завода. Предприниматели чаще задают вопрос о наличии квалифицированной рабочей силы для работы на площадке. Один из широко обсуждаемых инструментов снятия ограничения, связанного с человеческим капиталом, — повышение мобильности населения. Некоторые субъекты федерации в связи с этим делают ставку на строительство жилья для будущих сотрудников нового производства. К примеру, правительство Московской области при подготовке площадки сразу резервирует землю под строительство жилья, а для перспективных молодых специалистов запустило социальную ипотеку.
Однако это не всегда работает: на рынке труда между регионами ужесточается конкуренция за квалифицированный персонал, и в каких-то случаях люди уезжают за более выгодным предложением. Одним из возможных ответов на эти вызовы видится развитие модели арендного жилья. «Эта программа должна быть вынесена на более серьезный уровень, — убежден Виктор Ананьев, директор по девеломпенту корпорации “Атомстройкомплекс”. — Сейчас доходность таких проектов составляет семь процентов, но бизнес пойдет, если это будет минимум 15 процентов. Поэтому на первом этапе инициативу должно взять на себя государство, это даст стимулы для развития малого и среднего бизнеса, поскольку в таком проекте всегда задействовано много подрядчиков. Как только государство сделает такой шаг, крупные инвесторы тоже пойдут в этом направлении».
Возможно, это как раз один из примеров рабочих идей-локомотивов на уровне регионов.
Кроме решения жилищного вопроса персонал компаний все чаще предъявляет требования к уровню комфортности среды. И здесь опять-таки может сработать комплекс совместных решений власти и бизнеса. Именно в ответ на этот запрос группа ЧТПЗ приняла решение инвестировать 70 млн рублей в благоустройство и развитие городской среды Первоуральска, где находится одно из ее предприятий. В июле этого года группа подписала соглашение с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым, главой Первоуральска Игорем Кабецом и привлекла в проект руководителя Центра аналитики города Сергея Капкова. Этот центр разработает мастер-план благоустройства Первоуральска. Власти региона смогут использовать его как основной документ при принятии решений, связанных с благоустройством, и, возможно, будут ежегодно рассматривать включение финансирования мастер-плана в расходы регионального бюджета. «Если человеку в городе уютно, он не будет переезжать. Поэтому у нас две основные задачи: изменение культуры жизни и расширение пространства» — так сформулировал свое видение участия в проекте Сергей Капков, выступая недавно с публичной лекцией в Екатеринбурге.
При реализации такого рода проектов дополнительный стимул получает и малый бизнес в регионах. По нашим наблюдениям, предпринимателям очень не хватает долгосрочных трендов. Чемпионат мира по футболу обеспечил выручку многим небольшим компаниям. Однако в концепции «живем от стройки до стройки» (ожидая очередного Сочи, Крымского моста, чемпионата мира) есть изъян: трудно строить бизнес-планы. В случае выбора такой модели нужна последовательность. К элементам построения «экономики событий» на Урале присматривались многие субъекты федерации, но пока обозначить долгосрочный вектор удается только Свердловской области. В Екатеринбурге ежегодно проходит около ста выставочных и 500 конгрессных мероприятий, в том числе такие крупные, как «Иннопром», форум «100+». «Мы планируем еще нарастить этот пул. Как показывает опыт, такая стратегия дает мультипликативный эффект для всей экономики: меняется инфраструктура, возрастает степень востребованности аэропортов, вокзалов, возводятся новые спортивные и культурные объекты, повышается уровень сервиса, развивается малое и среднее предпринимательство, создаются новые рабочие места», — обозначает эффективность этой модели министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова.
Убрать барьеры
Так или иначе, разрыв в расходах на национальные проекты будет преодолен: согласно плану, к 2022 году они вырастут с нынешних 2,8% ВВП до 3,88%. Однако без снятия институциональных барьеров задать импульс не получится. Как показала дискуссия на конференции, один из самых серьезных факторов — доступность финансовых ресурсов.
«У всех бизнес-структур в России, в первую очередь частных, нет широкого доступа к инвестиционному кредитному плечу, — формулирует проблему председатель совета директоров «Коринхолдинга» Андрей Бриль. По его мнению, сейчас банки выставляют бизнесу заведомо невыполнимые условия займов: «Ни один разумный предприниматель не подпишет кредитные договоры с условиями по одностороннему повышению ставок и крайне невыгодными методиками оценки залогов».
На низкий уровень использования кредита в предпринимательской деятельности указывают и результаты исследования «Мониторинг инвестиционного климата Свердловской области («Инвестбарометр»), выполненного в этом году АЦ «Эксперт» совместно с Институтом экономики и управления УрФУ. Более 75% опрошенных предприятий малого и среднего бизнеса региона в последние 12 месяцев вкладывали средства в развитие своих компаний. Но делать это они предпочитают за счет собственных источников: более 60% опрошенных не обращались в банки за дополнительными ресурсами.
Фундаментальная проблема — реальные ставки остаются все еще высокими. Главный экономист ВЭБ. РФ Андрей Клепач оценивает дополнительный прирост ВВП за счет смягчения денежно-кредитной политики в 0,21% в следующем году и в 2,3% — к 2024-му.
И безусловно, нужно создавать условия для повышения склонности предпринимателей к инвестированию. Помимо инструментария на уровне регионов для этого необходим целый комплекс мер, в частности принятие закона о поддержке инвестиций, госгарантии для крупных инвестиционных проектов, создание системы инвестирования пенсионных накоплений в активы реального сектора экономики, механизм компенсации части затрат частных корпораций на НИОКР.
*Конференция организована Уральским федеральным университетом (УрФУ), Институтом экономики и управления УрФУ, Аналитическим центром «Эксперт» и деловым журналом «Эксперт-Урал».
Фотографии предоставлены журналом «Эксперт Урал»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl