Мир как беспредметность: Казимир Малевич, Павел Филонов и другие

ЭкспертКультура

«Мир как беспредметность»: история сообщества советских супрематистов

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие»

Вячеслав Суриков

Одни из главных источников информации о зарождении и развитии супрематизма — дневники ученика Малевича, художника Льва Юдина

Выставка, название которой указывает на одноименный трактат Казимира Малевича, выстроена вокруг воспоминаний его ученика Льва Юдина. Их встреча произошла в 1919 году в художественном училище Витебска, куда Малевич приехал по приглашению Марка Шагала. Там Юдин вошел в созданную Малевичем художественную группу «Уновис» («Утвердители нового искусства»). Затем, после прекращения существования «Уновиса», Юдин уехал в Ленинград, где Малевич возглавил ГИнХуК (Государственный институт художественной культуры), просуществовавший немногим дольше, чем «Уновис». Все это время Юдин фиксировал увиденное, что-то даже зарисовывал, записывал сказанное по тому или иному поводу. Его свидетельства позволяют увидеть «Уновис» и ГИнХуК изнутри, а вместе с ними и оценить историю деятельности Казимира Малевича, сумевшего не только радикально изменить развитие мирового искусства, но и на некоторое время заставить считаться с собой нарождающуюся советскую бюрократию.

Две судьбы

Невольной жертвой его неиссякаемой энергии стал Шагал. Малевич захватил в Витебске его идейное и физическое пространство. Шагалу в созданном им училище не осталось места — к счастью для него. Уехав в Германию, а оттуда во Францию, он стал мировой знаменитостью, прожив до девяноста семи лет. Малевич прожил до пятидесяти шести. В 1930 году провел несколько месяцев в советской тюрьме. Умер своей смертью — от рака предстательной железы, задолго до международного триумфа картины «Черный квадрат», самого известного из всех когда-либо написанных российскими художниками произведений изобразительного искусства. Но его энергия не рассеялась в пространстве. Малевич смог ее заключить в свои произведения, и она продолжает трансформировать мировое искусство, в котором абстрактное существует наравне с фигуративным. И никто для этого не сделал больше, чем Казимир Малевич и его «Черный квадрат». Его фигура настолько масштабна, что затмевает всех его сподвижников.

На выставке «Мир как беспредметность», как и на других посвященных русскому авангарду (это одна из центральных тем Еврейского музея и центра толерантности), мы видим: Малевич в своих художественных воззрениях был настолько убедителен, что вокруг него сплотились многочисленные последователи. Они оказались готовы не только пойти на слом консервативных представлений о том, каким должно быть изобразительное искусство, но и терпеть голод и холод: последние два года существования «Уновиса» в Витебске были омрачены материальными проблемами. Они-то и заставили Малевича бросить освоенное географическое пространство и переехать в Ленинград. И все ради того, чтобы продолжить интенсивную художественную и преподавательскую деятельность. Он не просто придумал новую концепцию и воплотил ее в жизнь, но создал вокруг нее движение — настолько мощное, что и после того, как абстрактное искусство попало в СССР под запрет, идеи Малевича продолжали распространяться и подчинять себе творчество новых художников.

Центральная тема выставки — история создания Казимиром Малевичем новаторской школы авангардного искусства

Новый мир

«Мир как беспредметность» в Еврейском музее показывает нам это сообщество, которое сплотилось в Витебске в единый организм и продолжило свое существование в Ленинграде. Если его и можно сравнить с каким-то аналогичным движением, то, скорее, с движением религиозного толка, а Льва Юдина — уподобить евангелисту, документирующему слова и поступки Мессии. Малевич и в самом деле был мессией, призванным перевернуть представление человечества об искусстве. И возможно, этого переворота не случилось бы, если бы не его ученики. Он обладал сверхчутьем, позволявшим ему не только самому блуждать по миру беспредметности, но и вести за собой по нему других. Он учил не просто различать этот мир, но мыслить, используя его категории. В работах Льва Юдина можно увидеть, как он подключается к системе образов своего учителя и создает аналогичный мир, который по своему своеобразию и гармонии ничем не отличается от мира, созданного Малевичем. Его картины не лучше и не хуже. В абстрактной живописи работы художников можно сравнивать только по степени проявленности в них того самого мира беспредметности.

Простых критериев для сравнения нет. Наиболее доступный инструмент распознавания подлинности мира беспредметности — собственная интуиция: либо ты понимаешь систему геометрических образов, изображенных на картине, чувствуешь, что от их сочетания исходит эмоция, либо нет, линии и цветовые пятна на холсте оставляют тебя равнодушным, не вызывая никаких ассоциаций. И здесь снова уместны религиозные аналогии: Малевич открывал для витебских художников новый, до сих пор неведомый им мир, возвещал о его существовании, был его пророком. Абстрактная живопись уравновешивает живопись фигуративную, сообщая, что есть что-то такое, о чем мы до сих пор не подозревали. Теснимая еще и фотографией, фигуративная живопись удерживает свои позиции благодаря картинам, созданным в период, когда фотоаппаратов еще не существовало. Но все ее достижения остались в пределах первой половины XX века.

На выставке представлено 98 работ из Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и других музеев

Место действия

Выставка «Мир беспредметности» — это еще и история Витебска, города, внезапно для себя на несколько лет ставшего центром мирового авангарда. Начало этой истории было положено в 1897 году, когда художник Иегуда Пэн создал здесь частную школу живописи. Его автопортреты можно увидеть на выставке. В них нет ничего, что могло бы намекнуть на дальнейшее развитие событий и на то, какую роль сыграет его школа в начале XX века. Обе работы выполнены в традиционной для XIX века технике. С них из затемненного пространства смотрит на нас элегантный мужчина. На одной из работ он в шубе и в котелке, и ничто не указывает на род его занятий, на второй — изобразил себя с кистью и палитрой в руках, и становится ясно, что он художник. Этот человек и стал предтечей культурного взрыва, который случился в Витебске в двадцатых годах прошлого века. Его работы и их разительное отличие от всех остальных работ на выставке — это еще один повод удивиться тому, насколько радикально Малевич перебросил учеников школы из одного стиля живописи в другой.

Но и Шагал, еще один предшественник Малевича и апостол русского авангарда, так же далек от супрематизма. Для него предметный мир не исчерпан. Он продолжает радоваться его очертаниям. Наслаждается игрой света и тени. Его манит природа. Ему, как и импрессионистам, не нужна тщательная прорисовка деталей. На выставке можно увидеть его работу, где на столе, накрытом полосатой скатертью, в вазе стоят сорванные цветы, в которых нет ни красоты, ни изящества. Но это узнаваемое пространство — комната с синими стенами, из окна вид на березовую рощу. И еще одна работа с окном, перед которым стоит почти тот же стол и те же стулья. Вот только на столе не цветы, а кукла на игрушечном стуле. Достаточно взглянуть, чтобы почувствовать разницу между Шагалом и Малевичем и понять, почему они так резко разошлись в Витебске. Малевич если и принимает предметный мир, то не может его не трансформировать: человеческие фигуры, написанные им в 1930-е годы, лишены черт лица, а иногда и конечностей — как представленная на выставке безрукая черно-зеленая «Женская фигура».

Мысль о том, что и я так могу, не будет слишком большим заблуждением. Малевич, безупречно владея живописной техникой (чтобы оценить ее, достаточно вспомнить его автопортрет в образе венецианского дожа), делал акцент не на мастерство изображения, а на умение особым образом видеть мир, что и позволило ему в самом начале 1920-х годов совершить стремительную экспансию: «Утвердители нового искусства» тогда появлялись то в одном городе, то в другом. Еще одна характерная черта — супрематизм Малевич считал вершиной всего пути, проделанного мировым изобразительным искусством, что еще раз заставляет думать о нем скорее как о личности сродни религиозным пророкам. Возможно, супрематизм и был для него религиозным учением, которое он заключил в оболочку живописи. На фотографиях Малевич предстает в окружении учеников. И здесь он вождь, ведущий своих последователей в неведомое будущее. И сейчас нам, глядя на его работы, остается только признать, что он был прав.

Фото: Еврейский музей и центр толерантности (3)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Ждать ухудшения — это нормально» «Ждать ухудшения — это нормально»

Как скоро произойдет обвал на глобальных фондовых рынках и что будет с Россией

Эксперт
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
Удачное начало Удачное начало

Как преобразить загородный дом после зимы?

Лиза
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
В США стартовала президентская гонка В США стартовала президентская гонка

Джо Байден и Дональд Трамп были вынуждены начать борьбу за свои партии

Эксперт
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Порно и предубеждение Порно и предубеждение

«Соперники»: чисто английские 1980-е

Weekend
Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы

Очистить гору орехов можно в домашних условиях и без особых усилий

ТехИнсайдер
Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит

Как подобрать онлайн-обучение, которое захочется пройти до конца?

Inc.
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
«Современное искусство заражало людей чувством свободы» «Современное искусство заражало людей чувством свободы»

Чем занимался отдел новейших течений Третьяковской галереи

Weekend
Зеленый свет Зеленый свет

Сегодня многие верфи разобрались в том, что же такое sustainability

Y Magazine
Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность

Могут ли селфи помочь принять себя?

Psychologies
Ар деко и машинки зрения Ар деко и машинки зрения

Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – сила
Раздавили бы камни трилитона деревянные катки? Раздавили бы камни трилитона деревянные катки?

Насколько большое бревно нужно под вес камней трилитона Баальбека – 800 т.?

Наука и техника
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
Хватит есть! Хватит есть!

8 неочевидных причин, почему мы переедаем

Лиза
Кочегар Кочегар

История Прохора, который трудится в необычной кочегарне

Знание – сила
Шоу начинается! Шоу начинается!

Создатели сериала-скандала «Дайте шоу» — о магии кино и борьбу за эмоции зрителя

OK!
«Фотокасса» сэкономит еду «Фотокасса» сэкономит еду

В России активно внедряются первые в мире умные весы на основе нейросети

Монокль
«Мы постоянно работаем над своим ростом» «Мы постоянно работаем над своим ростом»

Заместитель гендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский о развитии компании

Агроинвестор
Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше

Как научиться отстаивать свои интересы и границы с коллегами и близкими

Forbes
Триумф и падение Триумф и падение

Александр был уверен, что проживет долго, как подобает «божественному» царю

Знание – сила
Открыть в приложении