Каким получился спектакль «Любовь по Маркесу» Егора Перегудова

ЭкспертКультура

«Любовь по Маркесу» — во славу красоты женской груди

В Театре имени Маяковского — премьера спектакля «Любовь по Маркесу». Постановка нового худрука Егора Перегудова стала открытием XXIII фестиваля искусств «Черешневый лес»

Вячеслав Суриков

«Любовь по Маркесу» — первая постановка Егора Перегудова в статусе художественного руководителя Театра им. Вл. Маяковского. Фото: пресс-служба Театра имени Маяковского

Тексты Габриэля Гарсиа Маркеса в театре — это всегда неожиданно: слишком уж его сюжеты выбиваются из привычных представлений о том, какие истории могут рассказываться со сцены. Даже сейчас, когда сомнению подвергнуты, казалось бы, все возможные стереотипы. Самый дерзкий театральный экспериментатор по-прежнему тяготеет к классическим текстам, играя со зрительскими ожиданиями по поводу того, как может выглядеть на сцене хорошо знакомый сюжет. Ключевое слово — «знакомый». Особенность поведения зрителя — выработанный годами драматургический консерватизм. Со школьной скамьи он приучен к классике и идет в театр не для того, чтобы послушать увлекательную историю, а чтобы пополнить культурный багаж. И все чаще попадает в сети, расставленные режиссером. Название классической пьесы на афише все реже обещает соответствие происходящего на сцене ее изначальному содержанию. Скорее наоборот: чем более общеизвестен сюжет, тем более свободным чувствует себя режиссер.

Имя Габриэля Гарсиа Маркеса в программе не обещает почти ничего, разве что латиноамериканскую экзотику. Быть может, еще особое восприятие мира, когда происходящее больше похоже на сон, но автор убеждает тебя в том, что это и есть реальность. Самыми плодовитыми для писателя стали 1960-е годы, когда он написал ряд произведений, принесших ему мировую славу. В СССР Маркеса полюбили в 1970-е, после выхода перевода его романа «Сто лет одиночества» на русский язык. Советских читателей этот текст ошеломлял, настолько он был не похож ни на что известное им ранее. О статусе Габриэля Гарсиа в СССР можно судить хотя бы по тому, что в 1987 году, будучи уже нобелевским лауреатом, он приехал сюда по личному приглашению генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева. Ему шестьдесят, приближается закат писательской карьеры. В мире, где начинают доминировать визуальные виды искусства, Маркес с трудом находит себе место. Ему так и не повезло при жизни с удачной экранизацией.

«Воспоминания о моих грустных шлюхах» — последний роман писателя, вышедший за десять лет до его смерти. Габриэль Гарсиа посвящает его борделям и их обитательницам — проституткам, среди которых он провел немалую часть своей молодости. Автор сценической композиции и режиссер постановки Егор Перегудов предпочел название «Любовь по Маркесу». В роли печального мудреца Габито, решившего отметить девяностолетний юбилей походом в публичный дом, — Игорь Костолевский. Чтобы состарить актера, создатели спектакля прибегают к необычному приему — реалистичной маске. Она еще не слишком убедительна, но ее достаточно, чтобы отделить исполнителя роли от его персонажа. Игорь Костолевский азартно преображается в престарелого Габито, пишущего колонки для местной воскресной газеты, как и его партнерша по сцене Ольга Прокофьева. Свою героиню Росу Кабаркас она тоже играет в маске.

Это не первая работа режиссера Егора Перегудова с текстами колумбийского писателя. Четыре года назад в «Студии театрального искусства» вышел спектакль «Один день в Макондо» по роману «Сто лет одиночества», и он по-прежнему в репертуаре. И Егор Перегудов не единственный в российском театре, кто обращается к текстам колумбийского писателя. Например, на сцене БДТ идет спектакль Федора Лаврова «Эрендира». Его действие тоже происходит в борделе, да и сюжет тот же: главный герой влюбляется в проститутку. На сцене БДТ женщина, продающая себя за деньги, выступает в привычном для мировой культуры образе страдающей героини. Эрендира не властна над собой. Ее тело — объект вожделения мужчин и беспощадной сексуальной эксплуатации. Проститутка Дегальдина в «Любви по Маркесу» — спящий ангел, которого Габито в их первую встречу не решается даже разбудить. Он влюблен, и влюблен с такой силой, что начинает распространять вокруг себя волны любовной лихорадки.

Габито пишет о красоте возлюбленной в воскресных заметках, и каждая из них — гимн красоте женщины. Сцену окружают полупрозрачные деревянные перекрытия наподобие жалюзи. Вместе с потолочными вентиляторами они создают атмосферу усиливающий эмоции жары. Действие захватывает внимание зрителя не только актерской игрой и развитием сюжета. «Любовь по Маркесу» — тщательно сделанный спектакль, вбирающий в себя чуть ли не все достижения сценических искусств. Эмоции транслируют не только актеры, но и декорации. В спектакле есть эпизод, где герои развешивают газеты на лопастях вентиляторов, обыгрывая род деятельности главного героя. В момент, требующий эмоциональной реакции зрителей, вентиляторы начинают вращаться, и газеты плавно падают вниз. Сценограф и художник по костюмам Владимир Арефьев проявляет чудеса изобретательности. Кот Цицерон — еще один сценический партнер Игоря Костолевского — пластичен и выразителен. Женщины доминируют на сцене, и едва ли не каждая из них стремится обольстить главного героя.

Игорь Костолевский, оставаясь неузнанным по меньшей мере половину спектакля, демонстрирует, насколько разным он может быть и почему театр так важен для актера. В пространстве, где возможна такая условность, как игра в маске, он может раскрыть себя с куда большей силой, чем в кино, где внешность по-прежнему предопределяет актерскую судьбу, оставаясь важнее всех прочих данных. В «Любви по Маркесу» мы видим не просто необычного Игоря Костолевского, полвека играющего на сцене Театра имени Маяковского, но персонажа, выражающего всю полноту чувств, которые могут охватить мужчину, внезапно для себя влюбившегося в женщину намного моложе его, вместе с желанием во что бы то ни стало преодолеть разделяющий их разрыв. С внешностью Габито происходит метаморфоза: сила любви обращает время вспять. Но на сцене Игорь Костолевский, каким мы привыкли его видеть, так и не возвращается — на ней остается влюбленный Габито.

Взлет латиноамериканской прозы пришелся на 1960-е — тогда появился не только Маркес, но и целая плеяда блестящих авторов. Причем благодаря своим левым взглядам и симпатиям к СССР они почти сразу получили доступ к советской читательской аудитории, и переводились эти романы настолько хорошо, что в восприятии русского человека становились органичной частью мировой литературы. Эти странные тексты привносили и необычный взгляд на реальность, и сексуальную раскрепощенность, и отношение к женщине как к совершенству и объекту почти религиозного поклонения. Из латиноамериканских романов можно было узнать о том, что прекрасной может быть не только душа женщины — об этом говорила и русская классика, — но и ее тело. Это и есть «Любовь по Маркесу».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как согреть российскую промышленность Как согреть российскую промышленность

Научные разработки быстро превратили «ССТ Инвест» в одного из мировых лидеров

Эксперт
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Лучше дефолт, чем жить по средствам Лучше дефолт, чем жить по средствам

США оказались на пороге технического дефолта, но это не страшно

Эксперт
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Топ маршрутов на майские Топ маршрутов на майские

Города в нескольких часах езды от Москвы

Лиза
Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов

Какие аналоги видеохостинга могут стать конкурентами YouTube

Inc.
Кто такие зомби Кто такие зомби

Эволюция от послушных рабов к агрессивной нежити

Вокруг света
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
«Шелковая нить» для Персидского залива «Шелковая нить» для Персидского залива

Что сулит Ближнему Востоку ирано-саудовское примирение и при чем тут Китай

Эксперт
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
5 правил перезагрузки 5 правил перезагрузки

Как избавиться от лишних килограммов

Лиза
Не стать аутсайдером на растущем рынке Не стать аутсайдером на растущем рынке

Как бизнес превращает свои риски в стратегические преимущества?

Монокль
Как привить себе новые привычки: советы ученых Как привить себе новые привычки: советы ученых

Освоение нового режима может быть пугающим, но это проще, чем многим кажется

ТехИнсайдер
Грибник грибника видит издалека. О новом фильме Франсуа Озона «Что случилось осенью» Грибник грибника видит издалека. О новом фильме Франсуа Озона «Что случилось осенью»

Криминальная драма Франсуа Озона «Что случилось осенью»

СНОБ
Евгений Леонов боялся только одного: потерять жену Евгений Леонов боялся только одного: потерять жену

О Евгении Леонове вспоминали люди, знавшие его по гастролям, съемкам, театру...

Караван историй
Татьяна Ходот Татьяна Ходот

Преподавательница геометрии Татьяна Ходот всю блокаду провела в Ленинграде

Собака.ru
Аномальный эффект Холла обнаружили в трехслойном скрученном графене Аномальный эффект Холла обнаружили в трехслойном скрученном графене

Ученые обнаружили спонтанное возникновение эффекта Холла в в образце графена

N+1
«Не могу остановиться»: как работают «газ» и «тормоз» сексуального влечения «Не могу остановиться»: как работают «газ» и «тормоз» сексуального влечения

Модель двойного контроля в сексе: что это такое и как она влияет на близость

Psychologies
Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады

Что такое тинт, как его правильно выбрать, наносить, а также смыть

РБК
Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”» Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”»

Что для Фрэнсиса Форда Копполы значит его фильм «Мегалополис»

Правила жизни
Рыбная отрасль на спаде Рыбная отрасль на спаде

Как рыбный сегмент завершил 2024 год и чего ожидать в 2025-м

Агроинвестор
3 шага, чтобы из любовного треугольника снова сделать пару 3 шага, чтобы из любовного треугольника снова сделать пару

В каждом любовном треугольнике есть третья сторона — и с ней нужно расстаться

Psychologies
Как и когда люди начали лечить животных: история ветеринарии Как и когда люди начали лечить животных: история ветеринарии

Какими были первые человеческие шаги в ветеринарии

ТехИнсайдер
Куда исчезли зеркала на крыльях автомобилей: вас давно мучает этот вопрос, но спросить было не у кого Куда исчезли зеркала на крыльях автомобилей: вас давно мучает этот вопрос, но спросить было не у кого

Зачем с кузовов автомобилей убрали мини зеркала

ТехИнсайдер
Легонький пояс Легонький пояс

Где искать шедевры текстильной промышленной архитектуры царской России

Weekend
«Я художник, я так вижу» «Я художник, я так вижу»

Зачем первопроходцы брали на борт профессиональных художников?

Вокруг света
Секрет безупречного внешнего вида: 3 устройства, которые избавят вещи от складок Секрет безупречного внешнего вида: 3 устройства, которые избавят вещи от складок

Есть три прибора, которые позволяют убрать складки на одежде без усилий

CHIP
Открыть в приложении