Новые развозные электромобили преобразуют авторынок России

ЭкспертАвто

Курьеров пересадят на «батарейки»

Новые развозные электромобили, появившиеся в России, сыграют важную роль в преобразовании авторынка, расчистив и обустроив площадку для прихода туда старожилов автоиндустрии

Александр Астапов

EVM Pro, на самом деле, не первый и даже не десятый электродоставщик в России. Но однозначно наиболее локализованный из ныне выпускаемых

Транспорт для доставки, наверное, самое перспективное направление «электромобилизации». Хотя бы потому, что достоинства электротяги — а это не только экологичность, но и быстрота запуска, а также несопоставимо больший ресурс при эксплуатации в режиме «мультистоп», чем у ДВС, — именно здесь заметны наилучшим образом. А главный недостаток, высокая стоимость самой машины, пока еще не полностью, но отчасти «отбивается» меньшими эксплуатационными затратами. Что породило и порождает множество «электрофургонных» стартапов по всему миру. Не исключение и Россия. «Эксперт» уже писал о такой технике — например, малого калибра (см., в частности, «Доставь ее нежно», № 10 за 2021 год). Увы, тогдашние надежды не сбылись. Курьерские службы отказались от централизованных закупок техники, оставив право выбора транспорта самим курьерам за свой счет. Последним же часто не по карману даже подержанные скутеры. Сыграли роль и другие факторы, от корпоративной неразберихи в «Сбертехе» до экономических проблем у «Трискутера». В общем, не взлетело — не считая разве что рободоставщиков «Яндекса», кардинально усовершенствованных, но все еще находящихся в экспериментальном режиме. Но неудачи не остановили новых энтузиастов, решивших попытать счастья на рынке.

На своей базе

Очередной дебютант — Kangaroo Electro J2-P из деревни Ивакино Калужской области. Сами варят раму, пространственную конструкцию из труб и открытых профилей, сами красят и собирают, плюс некоторые собственные мелкие усовершенствования. В остальном же это приходящие в виде частичных машинокомплектов китайские микрогрузовички (квадрициклы) Runhorse. Простая стеклопластиковая кабина с «кривой» эргономикой и отоплением и кондиционером за доплату, четырехкиловаттный моторчик прямо на редукторе заднего моста, литий-железо-фосфатная (LiFePO4) батарея безо всякой терморегуляции. Ее 13,6 кВт·ч емкости с запасом хватает летом для курьерских нужд (порядка 160 км при требуемых 120–140 в день), но зимой емкость падает минимум на треть и пробег становится недостаточным. Максимальная скорость — 52 км/ч, что со скрипом, но приемлемо в глубине кварталов, а вот преодолеваемый подъем всего 11 градусов не для всех районов сгодится: на городские эстакады машина может заехать только с разгона и только порожней, без полезной нагрузки в 450 кг. Но еще хуже, что ширина машины — 1345 мм, что уравнивает ее маневренность с обычными автомобилями. Кроме того, как выяснилось, грузовичок имеет ограниченный угол поворота колес, что увеличивает радиус разворота и становится проблемой для маневрирования во дворах.

Примитивную, спроектированную китайской левой ногой и кустарно сделанную машину предлагают по цене от 1,1 млн рублей, а в приемлемой для курьерской работы комплектации — еще на треть дороже. Вызывает сомнения и ресурс машины, вряд ли способной отработать без нареканий требуемые три года ежедневной эксплуатации, в частности ее антикоррозийная защита. Похоже, перед нами еще один блин комом. Впрочем, производитель машины, компания «КонсалтТрансСервис», пока что и не замахивается дальше продаж сотни штук в год. На что указывают и публичные заявления, и техпроцесс, и отсутствие продвижения техники.

Было ваше, стало наше

Не столь безнадежна электро-«Гранта» компании «Немо». Нижегородцы рассчитывают выпускать машины под заказ, малыми партиями в десятки машин, расчетная цена порядка 2 млн рублей. Тоже немало, но машина намного универсальнее. И не потому, что емкость грузового отсека уже 2,5 кубометра, а не 1–2, как у калужского «микроба». Машина годится для поездок по всему городу, а не только внутри района: мощность мотора — 80 кВт, а при емкости литий-полимерных батарей 26 кВт·ч запас хода все те же 140–150 км, и зимой он будет падать минимально благодаря термостатированию. Конструктивно же это грамотно, пусть и опять-таки «в гараже», переделанная под электропривод «Гранта-универсал». Мотор установлен на штатную коробку передач, батареи (три блока) разнесены по всем освободившимся отсекам кузова, почти все компоненты новой «начинки» — китайские, потому с разворачиванием производства у «Немо» не должно возникнуть проблем.

Схожим образом, но уже на базе «УАЗПрофи» и с отечественным электросиловым агрегатом профессионалами из Санкт-Петербургского политеха (хотя ячейки батареи, конечно же, китайские), спроектирован EVM Pro. Еще в феврале компания «Электромобили Мануфэкчуринг Рус», будущий производитель этих машин, немало удивила общественность как заявкой на заключение специнвестконтракта (СПИК), так и слоганом «Первый российский электрогрузомобиль». Утверждение, конечно же, ложное, в том числе и по меркам «калибра» малотоннажных грузовиков, а вот СПИК был подписан. Благодаря чему покупатель сможет возвращать из госбюджета 925 тыс. рублей из 3,5 млн (из них 0,5 за батарею), за которые предлагается электрогрузовик грузоподъемностью в одну тонну и емкостью кузова в 11,6 кубометров, или пять европаллет. Немало, но далекие от технологий массового производства двигатель и силовая электроника, не говоря о батарее, дороги сами по себе. Цена же «нормального», бензинового «УАЗПрофи» с аналогичным кузовом — от 1,7 млн рублей. Покупателю этой машины, как подпадающей под СПИК, также полагаются льготы по автокредитованию или лизингу.

Двигатель мощностью 85 кВт обеспечивает достаточную для города динамику, емкости литий-железо-фосфатной батареи, по словам руководителя компании Ильи Рашкина, будет хватать на 300 км. По его же утверждению, машина на 35–45% дешевле в эксплуатации, чем аналоги с ДВС: 8–9 руб./км против 14–15 «Газели», главной рабочей лошадки в России.

Срок службы же EVM Pro якобы вдвое больше, до семи лет: батарея «выхаживает» 750 тыс. километров (2500 циклов — в общем, достижимо при исключительно «медленной», ночной зарядке), мотор до миллиона километров; правда, Илья умалчивает о куда меньшем ресурсе не самого качественного шасси УАЗа.

В любом случае проверить нет возможности — независимых, а тем более ресурсных тестов машины еще не было, да и сама она только в прототипах. Серийное же производство начнется в сентябре, на территории технополиса «Москва» (к слову, в бывших корпусах завода «Москвич» — «того еще, советского»). С УАЗа будут приходить недоукомплектованные «Профи» без моторов и коробок передач, и на них будут ставить электросиловой агрегат, батарею и другие узлы, включая жидкостный (на дизтопливе) подогрев батареи. Расчетные продажи — до тысячи штук в год, во что даже начинаешь верить, глядя на усилия Ильи по налаживанию контактов с крупным бизнесом. Как ни крути, но эта ниша — тот самый случай, когда предложение пусть не диктует, но формирует спрос.

BrightDrop EV410 — пример современного серийного электрофургона, разработанного «с чистого листа». Малая погрузочная высота, оптимальная развесовка, относительно скромная масса, «мультистопная» эргономика — все для снижения затрат на доставку. «Запад», как видим, уже впереди и нас, и «Востока»

Вот только плодами трудов Ильи и других нынешних электроэнтузиастов — и проторенными дорожками сбыта и эксплуатации, и компонентной инфраструктурой — будут пользоваться другие. В первую очередь корпорации (например, группа ГАЗ — к слову, несколько лет экспериментирующая с электрификацией «Газелей» и не думающая останавливаться), имеющие несопоставимо лучшие компетенции в разработке автомобилей с нуля, с учетом среды обитания, дороги и потребителя, а не приспособления агрегатов, что были под рукой или у китайских ремесленников. И, что не менее важно, отлаженную логистику и производственные процессы. В том числе на автобусных производствах, подходящих для тиражей от тысячи машин. Да и возможности долго жить на низкой марже тоже играют свою роль. Во вторую… тоже корпорации, но ищущие направления диверсификации производств. Если будет рынок хотя бы для десятка тысяч таких машин в год. Теоретически, по разным расчетам, такой рынок давно пятизначный и будет только расти. Подобно американскому и европейскому, где инициатива в заполнении рынка доставочного транспорта уже перешла от стартаперов к концернам. Например, GM, создавшему отдельное подразделение BrightDrop, выпускающее электрофургоны специальной разработки — пока размером с «Газель», но уже готовится экспансия в более компактные «калибры». У нас же курьерские службы дожимают последние соки из миллионного (на конец 2021 года) племени гастарбайтеров на велосипедах и россиян на собственных автомобилях. Да, многие в этих службах понимают скорый кадровый кризис, особенно по «моторизованным» курьерам (их, по разным подсчетам, от 5 до 8%), уже осознавшим нерентабельность такой работы: содержание легкового автомобиля вздорожало едва ли не на треть. Но строить дальние планы менеджеры не спешат. Как не спешат обновлять парк и компании, пользующиеся более крупными средствами доставки.

Но это здесь и сейчас. Пауза не может быть вечной. И, как видим, к ее окончанию некоторые уже готовы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Русская сталь не выдерживает нагрузку Русская сталь не выдерживает нагрузку

Потребители металлопродукции страдают от высоких цен

Эксперт
Археологи нашли в Англии рядом с домом железного века более 8000 костей лягушек и жаб Археологи нашли в Англии рядом с домом железного века более 8000 костей лягушек и жаб

Археологи раскопали канаву, в которой обнаружили более 700 кг. костей животных

N+1
По следам «Арматы» По следам «Арматы»

Мир бросился создавать новые танки

ТехИнсайдер
Передний привод: что это и чем отличается от заднего Передний привод: что это и чем отличается от заднего

Ни один тип привода не идеален, каков баланс основных показателей у переднего?

РБК
Когда наши поезда поедут еще быстрее Когда наши поезда поедут еще быстрее

Как обеспечить еще более высокую скорость российских поездов?

Эксперт
Кто меня укусил: распознаем насекомое по месту укуса Кто меня укусил: распознаем насекомое по месту укуса

Познавательный экскурс в мир укусов насекомых

ТехИнсайдер
Сохранились даже противогазы: посмотрите, как выглядят сегодня бомбоубежища, которые массово строили в СССР Сохранились даже противогазы: посмотрите, как выглядят сегодня бомбоубежища, которые массово строили в СССР

Какими были светские бомбоубежища? Публикуем фотографии и рассказы диггеров

Вокруг света
Атлантида, Клеопатра и король Артур и еще две загадки истории, которые уже никогда не раскрыть Атлантида, Клеопатра и король Артур и еще две загадки истории, которые уже никогда не раскрыть

История имеет множество тайн. Некоторые не удается разгадать спустя тысячелетия

ТехИнсайдер
Черная быль. Что именно произошло на Чернобыльской АЭС и чем все кончилось Черная быль. Что именно произошло на Чернобыльской АЭС и чем все кончилось

С момента катастрофы на Чернобыльской АЭС прошло уже много лет

Maxim
Алина Загитова собралась в политику: смотрим, кто (и с какими результатами) ее там ждет Алина Загитова собралась в политику: смотрим, кто (и с какими результатами) ее там ждет

Что успели натворить шесть известных спортсменов, ставших депутатами

Maxim
Тест-драйв бомбардировщика «Стелс»: достойный наследник легенды Тест-драйв бомбардировщика «Стелс»: достойный наследник легенды

Каково это управлять бомбардировщиком B-2?

ТехИнсайдер
На курьих ножках и у чёрта в решете: как строили деревянные дома на Руси На курьих ножках и у чёрта в решете: как строили деревянные дома на Руси

Одним из самых уважаемых занятий в прошлом считалось плотницкое дело

Вокруг света
Этот шар пора сдувать Этот шар пора сдувать

Можно ли избежать увеличения веса и вздутия живота во время месячных

Лиза
«Тревога имеет смысл»: как его найти? «Тревога имеет смысл»: как его найти?

Предлагаем вам взгляд на тревогу с позиции экзистенциальных психологов

Psychologies
Как снять боль, если вы обожгли язык: 8 проверенных методов Как снять боль, если вы обожгли язык: 8 проверенных методов

Обжечь язык легко, но как справиться с этой болью?

ТехИнсайдер
Три корзины с недоношенными младенцами. Как начиналась неонатальная терапия Три корзины с недоношенными младенцами. Как начиналась неонатальная терапия

История инкубаторов для младенцев

ТехИнсайдер
Почему Ярослава Мудрого можно считать лучшим брачным агентом раннего Средневековья Почему Ярослава Мудрого можно считать лучшим брачным агентом раннего Средневековья

Нескучная история с юмором и на современном языке

Вокруг света
Самый длинный легковой автомобиль в мире: длина, фото, что интересного Самый длинный легковой автомобиль в мире: длина, фото, что интересного

Лимузин, которому нет равных по длине: рассказываем про эту легенду

РБК
«Полный бред! Скептицизм в мире больших данных». Как относиться к получаемой информации критически «Полный бред! Скептицизм в мире больших данных». Как относиться к получаемой информации критически

Отрывок из книги «Полный бред! Скептицизм в мире больших данных»

N+1
Мировой кубок Мировой кубок

Как создали чемпионат мира по футболу

Вокруг света
Другая история. Зачем экономист из Орска переехал в старинный Плес Другая история. Зачем экономист из Орска переехал в старинный Плес

В чем ценность естественного облика малых городов

СНОБ
Мифы о пиве, в которые все верят Мифы о пиве, в которые все верят

Заблуждения о пиве — это скверно, но не опасно

Maxim
От балета до полдэнса От балета до полдэнса

Танцы помогают прийти в форму и благоприятно влияют на ментальное здоровье

Здоровье
Как настоящая: в MIT научились выращивать мебель из искусственного дерева Как настоящая: в MIT научились выращивать мебель из искусственного дерева

Материал будет расти сразу в форме столешницы или книжной полки

Вокруг света
Черное море и горный воздух: где отдыхала российская богема в прошлом веке Черное море и горный воздух: где отдыхала российская богема в прошлом веке

Как и где отдыхала российская богема в начале XX века

Вокруг света
Падение в доме Питерсонов Падение в доме Питерсонов

«Лестница»: процедурал по реальному делу об убийстве, в котором врут все

Weekend
Гость из Японии или старожил русского бора? Гость из Японии или старожил русского бора?

Мацутаке — сосновый гриб или японский трюфель?

Наука и жизнь
Как победить храп соседа по купе и другие секреты выживания в поезде Как победить храп соседа по купе и другие секреты выживания в поезде

Как сделать путешествие на поезде идиллическим?

Maxim
Как найти IT-специалистов, когда вокруг все горит Как найти IT-специалистов, когда вокруг все горит

Как грамотно хантить IT-специалистов и какие еще актуальные уловки использовать

Inc.
Зачем насекомым хоботки? Зачем насекомым хоботки?

Насекомые приспособлены к условиям обитания лучше большинства других животных

Наука и жизнь
Открыть в приложении