Зря подешевели
Почему даже резкое снижение ставок не привело к росту кредитования малого бизнеса
На очередном заседании 23 октября совет директоров Банка России оставил ключевую ставку неизменной — 4,25% годовых. Но с начала года она, как и все остальные ставки по кредитам и заимствованиям, опустились на два–три процентных пункта. Дешевеют и кредиты малому и среднему бизнесу: по данным ЦБ, средневзвешенные ставки по кредитам до года для МСБ снизились с 10,43% в январе этого года до 6,73% в августе, а по кредитам свыше одного года — с 9,55% в январе до 8,02%. Для сравнения: ставки по кредитам остальным нефинансовым организациям в январе составляли 7,22% (срок до года) и 8,09% (свыше года), а в августе — 7,15 и 6,72% соответственно. Ставки для крупнейших клиентов банки не разглашают, но стоимость заимствования для них можно оценить по уровню доходности их облигаций. Доходность индекса Московской Биржи RUCBITRBBB (корпоративные облигации свыше одного года с рейтингом BBB– и выше) в октябре составляет примерно 5,7%, что идет вровень с доходностью индекса наиболее ликвидных ОФЗ (RGBITR). Общую картину во времени можно посмотреть на графике.
Правительство пытается отдельно поддерживать кредитование малого бизнеса: так, в правительственном «Общенациональном плане действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике» поддержке МСБ, в том числе льготному кредитованию для него, уделяется много внимания (подробнее см. «Прикрылись цифровизацией», «Эксперт» № 41 за 2020 год). В России также действует институт развития в сфере малого и среднего предпринимательства Корпорация МСП — на предоставление гарантий по кредитам МСП на 2020–2024 годы она получит субсидий на 14,3 млрд рублей. Корпорация МСП реализует программы кредитования «6,5%» и «8,5%».
Тем не менее, в отличие от ипотеки, где снижение ставок привело к настоящему буму, на рынке кредитования МСБ продолжается стагнация. Вообще, оценивать объемы кредитования МСБ довольно сложно из-за очень сильных сезонных колебаний. Например, рост общего кредитного портфеля МСБ за 12 месяцев к 1 августа составляет 14%, а аналогичный показатель к 1 сентября — 25,7%. Но вот доля МСП в общем портфеле кредитов юрлицам и ИП уже несколько лет стабильно держится на уровне 13–14%. Стоит также отметить, что при росте общего количества выдаваемых кредитов (за август 236,8 тыс. МСБ получили кредиты, годом ранее только 88,1 тыс.) средний объем выданного кредита снижается: 2,6 млн рублей в августе 2020 года, 5,6 млн рублей годом ранее, в июле 2019 года был локальный рекорд — 8,4 млн рублей. То есть малый бизнес старается занимать как можно меньше — даже при снизившихся ставках.
Сложнее и дороже
Чтобы узнать, как в реальности обстоит дело с кредитами для небольшого бизнеса, «Эксперт» расспросил предпринимателей из сферы производства. Общая картина такова: помимо ставок банки выставляют МСБ, желающему получить кредит, такие условия, что выполнить их либо невозможно, либо это будет чревато потерей бизнеса, а иногда и имущества самого бизнесмена. В итоге даже после радикального снижения ставок в 2020 году предприниматели не готовы обращаться в банки.
«В 2019 году у нас были лизинговые договоры, в них есть элементы кредита, с ними все было более или менее нормально. В том же 2019 году мы предприняли несколько попыток получить кредит, но условия были неприемлемыми. При ставке по кредиту в районе 15 процентов банки хотят получить гарантии в сумме, превышающей размер кредита в три раза. Даже банк, в котором лежат мои личные деньги на депозите, когда речь шла о кредите в разы меньше, чем сумма этого депозита, захотел, чтобы пять моих компаний стали залогом», — возмущается Сергей Супиченко, председатель совета директоров ГК “Русгипс” (производитель сухих строительных смесей).
Коммерческий директор типографии «Пропринт» и владелец бара Barik Brew Александр Николаенко рассказал, что типография в последнее время не кредитовалась, но кредитовался другой его бизнес в форме ИП. «Кредит пришлось брать на личные цели, как физлицу. Срок существования ИП оказался слишком маленьким (менее шести месяцев), поэтому кредит не давали. Из проблем получения кредита для ИП: нужно собирать огромное количество справок и других каких-то бумажек — даже заниматься этим не хотелось. Нельзя получить и нормальный процент. В договоре, конечно, будет написано 12 процентов, но с учетом страховки и всех дополнительных платежей в итоге получится 20 процентов годовых», — говорит Александр Николаенко. Сейчас, по словам предпринимателя, для его организаций предлагают кредиты под 15–16% в договоре, но по факту выходит гораздо больше.
В свою очередь директор ООО «КОРА Универсал» и соучредитель предприятий группы компаний КОРА из Набережных Челнов (производство автокомплектующих) Евгений Коган рассказывает, что компания, в которой он работает, как и все производственные компании, не может существовать без кредитов на оборотные средства. «Чем больше период производственного передела (у нас он до пяти месяцев), тем большую сумму оборотных приходится брать взаймы. Вся прибыль уходит на развитие. Банков, желающих предоставить нам кредитные ресурсы, много, здесь срабатывает репутация. Но без залогов выдача кредита для банков проблематична — приходится создавать огромные резервы, таковы требования Банка России», — поясняет он.
Некоторые предприниматели говорят, что неразрешимых проблем с получением кредита сейчас нет — у тех, у кого есть стабильный сбыт, кто точно знает, что и кому будет продавать. «У компаний, с которыми мы работаем, есть понимание, что и в каком количестве они будут продавать, и я не слышал от них о проблемах с кредитованием. Конечно, людям может не нравиться поведение банков, и условия кредитования могли бы быть лучше. Однако такого, что кредит нельзя вообще получить, нет», — рассказал генеральный директор компании Ralf Ringer Андрей Бережной.
Ставки официальные и реальные
Откуда же берутся относительно вменяемые проценты по кредитам для МСБ в официальной статистике? Тут есть несколько моментов. Во-первых, в статистику попадают только фактически выданные кредиты. Даже по статистике самих банков, которой ряд из них поделились с «Экспертом», одобряется около 60% кредитов МСБ из всех официально поданных заявлений. То есть 40% заявок (и предлагаемые по ним проценты) в статистику не попадают. Если же считать случаи, когда предприниматель обратился в банк, ему не понравились условия и он даже не стал подавать заявление на кредит, то получается, что мимо статистики проходит еще больше предложений банков — и процентов по ним.
В случае же кредитов для крупных предприятий такой проблемы в статистике нет. Как, например, пояснили в пресс-службе Сбербанка, в отличие от кредитов частным клиентам и малому бизнесу почти каждая кредитная сделка с крупнейшими клиентами предполагает индивидуальную структур с учетом особенностей бизнеса клиента, деталей проекта. То есть отказов в кредитовании у «крупняка» практически не бывает, хотя иногда стороны могут не договориться о деталях сделки.
Второй момент: статистика дается по средневзвешенным ставкам, то есть с учетом суммы кредита. При этом на сайтах ведущих банков очень сложно найти ставки для МСБ, соответствующие средневзвешенным. «В большинстве случаев мы видим процентные ставки на уровне, превышающем 10 процентов и даже 12 процентов годовых. И даже если брать действующие программы поддержки кредитования малого и среднего бизнеса (“Программа 6,5” и “Программа 8,5”), то и по ним ставки, как правило, выше средневзвешенных, — объясняет начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский. — Причина такого несоответствия может скрываться в том, что в статистику для расчета средневзвешенной ставки может включаться большое число довольно дорогих кредитов, но с относительно небольшим объемом, и в то же время небольшое число крупных кредитов с невысокой процентной ставкой. В результате и получается, что по статистике ставки существенно ниже, чем это оказывается в реальности для подавляющего большинства заемщиков».
На свежую статистику 2020 года также повлияли антикризисные программы льготного кредитования. Но и по ним получить кредиты смогли далеко не все, кто хотел. «В 2020 году мы по нескольким компаниям делали запросы на получение льготного финансирования по программам помощи, в том числе на выплату зарплат. Нам ответили, что мы не входим в список пострадавших как по производственным, так и по тем компаниям, которые вроде бы должны входить в список, — рассказывает Сергей Супиченко. — Получить кредит по государственным программам, например в МСП-банке, также проблематично: залоги и непонятные дополнительные условия».
Как поясняет руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович, программами антикризисной поддержки не предусмотрена обязанность банков в 100% случаев выдавать кредиты, а также не запрещено устанавливать свои требования и критерии для оценки заемщика в целях принятия решения о предоставлении кредитных средств. «В целом, согласно требованиям гражданского законодательства, кредитный договор не является публичным договором, и, как следствие, банк не обязан заключать этот договор с любым обратившимся к нему хозяйствующим субъектом», — добавляет она.
В инжиниринговой компании КОРА все же смогли получить кредит под низкий процент в МСП-банке. «Но больше с этим банком прямой договор подписывать не будем. Очень неповоротливый банк, решения принимаются по три-четыре месяца, добиться официальных ответов невероятно сложно. Масса дополнительных жестких требований. Список ковенант (обязательство совершить определенные действия или воздержаться от определенных действий. — “Эксперт”) на нескольких листах. Региональный Автоградбанк предоставил более дорогой кредит, но зато быстро реагирует и лояльнее относится к залоговой массе», — рассказал Евгений Коган.
Бери на себя
Очень часто препятствием для МСБ в получении кредита является не столько высокий процент, сколько различные дополнительные условия. Часто предпринимателям гораздо проще взять кредит на физлицо, чем на ИП или организацию, — дороже, но проще. «Если у тебя есть огромный штат сотрудников: юристы, финансисты, экономисты, которые будут всем заниматься, — то кредит взять можно. Однако если у тебя нет времени и тебе надо работать, то бегать по банкам, добывать справки, залоги и прочее — руки опускаются», — говорит Александр Николаенко.
Если же все-таки удалось прорваться через бюрократическую завесу, то очень остро встает вопрос обеспечения (залога) под кредит. Как рассказывает Евгений Коган, у многих предпринимателей залогов недостаточно или они имеют технические проблемы, из-за которых залог не принимается или берется с повышенным дисконтом: неправильно оформленные документы, старое по срокам изготовления оборудование и т. п. «Для примера: стоимость оцененного имущества КОРА — 55 миллионов рублей. Мы в среднем производим в месяц продукции на 45 миллионов рублей, а для производства требуется около 41 миллиона (без учета налогов и банковских процентов). За пять месяцев оборачиваемости до возврата за поставленную продукцию надо вложить около 210 миллионов рублей. Своей оборотки — 162 миллиона. Остальное надо занять. Но с учетом дисконта банк под залог готов дать 25 миллионов?» — говорит Евгений Коган.
Сами же банки отказывают МСБ в кредитах в основном по причине плохой кредитной истории, деловой репутации клиентов и финансового положения — так объясняют в Сбербанке. «На решение о выдаче кредита влияет совокупность факторов: опыт предприятия на рынке, кредитная история, финансовые показатели, обеспечение и другие. В случае заявки на льготный кредит клиент также должен соответствовать условиям госпрограммы», — поясняют в пресс-службе ВТБ. Зампредседателя правления банка «Санкт-Петербург» Кирилл Кузнецов среди основных причин отказа называет наличие убыточной деятельности за 12 месяцев, несоответствие требований к связанным компаниям (ликвидация, банкротство), несоответствие требований к поручителям, несоответствие требований к расчетному счету (по открытию, по оборотам и т. п.).
Впрочем, сейчас некоторые возможности решить проблему с залогом появляются. Гарантии по кредитным и лизинговым договорам предоставляет Корпорация МСП, появились также региональные гарантийные фонды. «Для тех, у кого нет проблем с кредитной историей, это хороший вариант. За гарантии тоже надо платить, но разумные 0,75 процента. А вот процент банка зависит от того, какие с ним отношения. Можно получить легко и 8,5 процента годовых, а можно с трудом договориться на 12,5 процента», — рассказывает Евгений Коган.
Любопытный момент: в 2019 году появилась возможность использовать в качестве залога интеллектуальную собственность. У многих успешных производственных предприятий есть свои уникальные технологии и ноу-хау. Более того, в соответствии с постановлением правительства РФ от 30 апреля 2019 года № 533 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства…» субъекты МСБ могут получить субсидии на возмещение расходов по кредитам, полученным под залог интеллектуальной собственности. Однако на практике и с этим не так просто. «Это постановление никак не поддержано со стороны банковской системы. ЦБ относит интеллектуальную собственность (как и все нематериальные активы подобного рода) к залогам пятой категории, то есть бросовым залогам, по которым надо формировать 100 процентов резервов. Какой банк решится на эти условия? Наше предприятие впервые получило кредит в пять миллионов рублей под залог нематериального актива, имеющего оценку 18 миллионов. Мы и этому рады», — рассказал Евгений Коган. Он также пояснил, что банки не готовы брать в залог интеллектуальную собственность, поскольку считают, что продать ее в случае банкротства предприятия невозможно. И, надо признать, в большинстве случаев они скорее всего правы.
Большие резервы, неудобные продукты
Если спросить самих представителей МСБ, то все, что им нужно, — это сокращение бюрократии, вменяемые залоги, и неплохо бы ставки пониже. Иначе и дальше многие будут стараться обходиться своими силами. Так, Сергей Супиченко в текущих условиях и проектах вместо кредитования предпочитает уменьшить сумму дивидендов. В свою очередь Александр Николаенко считает, что самое главное — это низкая процентная ставка и достаточно длительный срок кредита: «Нас бы устроила ставка от пяти до семи процентов. И сейчас для предприятий очень короткий срок по кредитам: дают максимум на пять лет. Если бы давали на десять лет, можно было бы брать кредиты большего размера и проще было бы их отдавать. Малый бизнес не обладает большими доходами, и приходится отдавать львиную долю месячного заработка за кредит. В результате не остается средств на дальнейшее развитие».
Решить проблему доступности кредитования МСБ производственного сектора можно только изменив нормы банковского регулирования. Банки тоже можно понять. Когда регулирование настроено на максимальную стабильность, а в случае банков это означает высокие нормы резервирования, у них не остается другого выбора, кроме как перестраховываться. Не секрет, что многие виды деятельности МСБ подвержены различным рискам. «Рискованные с точки зрения банков виды бизнеса кредитуются плохо. Например, когда непонятно, какие у них будут объемы, будет ли прибыль, из чего они станут отдавать кредит. Банки закладывают в условия кредитования для этих бизнесов большие риски, и в итоге кредит не проходит согласование или заемщики сами отказываются», — считает Андрей Бережной. Поэтому регулирование должно быть устроено так, чтобы стимулировать банки кредитовать МСБ, иначе не приходится ожидать хоть сколько-нибудь значительного роста. Тем более в производственном секторе, где требуются кредиты на покупку оборудования, да и оборотное кредитование часто является необходимостью.
Как рассказывает Анастасия Алехнович, в числе прочего нужно создать механизм повышения ликвидности интеллектуальной собственности субъектов МСП через предоставление независимых гарантий под залог прав на эту интеллектуальную собственность. Порядок формирования резервов кредитными организациями на возможные потери нужно также дополнить разрешением относить залог нематериальных активов, прошедших процедуру оценки независимым оценщиком, к обеспечению второй категории. Кроме того, необходимо установить пониженные требования к резервированию и обеспечению по кредитам и банковским гарантиям, предоставляемым банками производственным МСП.
Специалисты Института роста имени Столыпина разработали целый список мер для реального улучшения ситуации с кредитами МСБ: специальные кредитные продукты для производственных МСП с субсидируемой государством процентной ставкой, не превышающей ключевую ставку Банка России. При этом такие кредиты должны быть обеспечены зонтичной гарантией института развития или Минфина на срок не менее семи–десяти лет на цели инвестиционного развития новых производств, покупку технологий и оборудования. Специальные банковские продукты для пополнения оборотных средств, отдельные льготные кредитные продукты для МСП, реализующих высокорисковые проекты, с грантовым покрытием (субсидией) до 90% затрат предприятия на НИОКР; специальные программы рефинансирования портфелей проектов лизинговых компаний на покупку отечественного оборудования (прежде всего высокотехнологичного) в приоритетных секторах экономики; специальные продукты кредитования исполнителей государственных и муниципальных контрактов (аккредитивы и эскроу-счета). Наконец, важна докапитализация и тиражирование модели Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) в ключевых секторах экономики с расширением его программ на малые и средние предприятия.
Напоследок стоит упомянуть еще одну проблему. В банковской сфере ежегодно растет концентрация активов. Для кредитования МСБ это реальная проблема, ведь крупные банки предпочитают предоставлять МСБ только стандартные, «коробочные» решения. «По итогам августа 2020 года на первые 20 банков приходится уже 84,4 процента активов банковской системы, при этом на первые пять банков — 61,3 процента. Для сравнения: в августе 2013 года на первые 20 банков приходилось 70,2 процента активов (на первые пять — 51,1 процента). Однако для развития малого и среднего бизнеса гораздо важнее наличие крепких средних банков, особенно региональных, — рассказывает Сергей Заверский. — Их конкурентное преимущество — гибкость и умение найти нетривиальное решение для клиента. Для повышения доступности кредитов МСБ поддержка средних и региональных банков крайне необходима, в том числе через широкий доступ для них к участию в программах поддержки МСБ».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl