Фильм Любови Аркус об Алле Демидовой — поток времени сквозь экран

ЭкспертСобытия

«Кто тебя победил никто»: история упущенных возможностей

Фильм Любови Аркус об Алле Демидовой — поток времени сквозь экран

Вячеслав Суриков

Спектакль «Тартюф» на сцене Театра драмы и комедии на Таганке (постановка Юрия Любимова). Алла Демидова в роли Эльмиры. Виктор Великжанин/фотохроника ТАСС

От фильма Любови Аркус не нужно ждать новых откровений о судьбе главной героини или открытий в жанре документального кино. Он выделяется на фоне потока биографических картин тщательностью подбора хроники — в нем есть и в самом деле редкие кадры нетривиального интервью с героиней: та разговаривает не с журналистом, неизбежно задающим вопросы, на которые уже много раз звучали ответы, а с близко знакомой женщиной, и стоит задача рассказать что-то такое, что еще не было никем рассказано. Однако зритель получает нечто большее: историю актрисы, не сыгравшей многие роли, какие могла бы сыграть. Сделано немало, но все это проявило лишь часть заложенного в ней потенциала. Что странно, ведь она играла на одной из самых заметных театральных сцен огромной страны с одним из лучших мировых режиссеров, став частью легенды, пусть и просуществовавшей недолго.

Но это та самая правда и о времени, и о жизни человека, какую не ждешь в фильме такого рода. Ожидания зрителя от картины о знаменитом человеке — увидеть жизнь, которую и сам хотел бы прожить, но по каким-то причинам не получилось. Однако фильм Аркус — это история о том, что даже у оказавшихся на авансцене в вихре исторических событий знаменитых людей, у которых есть и талант, и желание, и целеустремленность, чтобы на ней удержаться, сам механизм судьбы работает так, что удается реализовать только малую часть из того, что было возможным. У них тоже есть лишь очень короткий промежуток времени, когда они могут все, что захотят, когда они востребованы и лучи рампы направлены на них. И это время почти всегда заканчивается слишком быстро для того, чтобы успеть все, что было задумано, как бы ни был работоспособен. А яд, в который рано или поздно превращаются неосуществленные замыслы, может начать действовать еще сильнее.

Жизнь актрисы не единая дистанция, которую она бежит, пока хватает сил, это несколько дистанций. Ей суждено бежать их в разные периоды, и не все из них она пробегает одинаково хорошо. Мы видим в фильме, с каким количеством внешних факторов ей при этом приходится сталкиваться, и в первую очередь это стереотип восприятия героини: как та должна выглядеть в данный исторический период и каким темпераментом обладать. Любовь Аркус делает наблюдение: Алла Демидова не попадает в ряд героинь шестидесятых, наделенных очарованием юности, она становится востребованной у кинематографистов ближе к тридцати, когда возникла потребность в женщине со скрытым внутренним напряжением, готовым в любой момент вырваться наружу. Наиболее совершенным этот образ получился у Аллы Демидовой в «Зеркале» Андрея Тарковского — фильме режиссера, который, казалось, должен был увидеть в ней актрису, равную себе по масштабу таланта и глубине понимания происходящего на съемочной площадке.

Встреча режиссера и актрисы еще одна сюжетная линия фильма Любови Аркус. В какой-то момент они сближаются, начинают работать, но сближение и работа неизбежно оказываются слишком кратковременными: это только соприкосновение, и из него высекается всего лишь искра, пусть и ослепительно яркая. Либо, наоборот, перед нами история долгих взаимоотношений в театре, когда актриса ждет роль, в которой все должно совпасть: возраст, образ, партнеры по сцене, чтобы спектакль стал событием, иначе, как бы хорошо она ни сыграла, ее работа останется незамеченной. Юрий Любимов подарил ей такую роль. Алла Демидова попала в спектакль, подобный взрыву, в первую очередь благодаря Владимиру Высоцкому, сыгравшему в нем на пределе возможностей. Но и роль Гертруды в спектакле, который у стольких людей ассоциируется в первую очередь с пьесой «Гамлет», — это прыжок в вечность, и Алле Демидовой удалось его совершить.

Магия театра семидесятых пробивается сквозь экран при всей скудости советской хроники, упустившей так много исторических событий, в том числе тот самый «Гамлет». Но и того, что есть, достаточно, чтобы увидеть театр, ставший на несколько десятилетий островом свободы, куда стекались лучшие творческие и интеллектуальные силы своего времени. Мы видим людей, для которых театр был вершиной устремлений. Аркус подчеркивает особенность своей героини: она выбивается из общего ряда, театр важен, но не настолько, чтобы перестать быть собой. Отказывается от ролей, если те не соотносятся с ее внутренним миром. Сейчас кажется, что в каких-то случаях она ошибалась, но актриса продолжает настаивать: человек важнее искусства, он вправе не жертвовать ради него своими убеждениями.

Аркус проникает в суть времени, она делает его еще одним своим героем — антагонистом. Мы чувствуем его поток, очищенный от всевозможных наслоений. Алла Демидова на экране движется сквозь то время и меняется в этом потоке. Мы видим ее то в одном образе, то в другом. Она переходит от режиссера к режиссеру: ищет новую точку взлета над реальностью и то находит ее, то теряет. Она и синхронизируется с течением времени, и сопротивляется ему изо всех сил. И мы чувствуем, как велика мощь этого потока, как трудно ему сопротивляться. Но Демидова вступает в эту схватку, которая длится всю ее жизнь, и в конце концов проигрывает ее. Мы осознаем время как набор исторических событий, однако фильм дает нам понимание: это нечто большее, нечто выходящее за грань рационального представления о мире и жизни человека в нем. Река, истока которой мы не знаем. Она захватывает нас и несет помимо нашей воли в неизвестность.

Фильм длится больше двух часов, но этого так мало. Получился слишком беглый рассказ о слишком значимых событиях. Любовь Аркус пишет портрет героини штрихами. Всеми силами пытается уместиться в хронометраж, который уже давно не имеет значения. Ей удается взять интервью у Анатолия Васильева, крайне избирательного в общении с медиа. У великих Теодороса Терзопулуса и Роберта Уилсона. У бесценных свидетелей времени: Вадима Гаевского, Майи Туровский, Киры Муратовой. И надо быть Любовью Аркус, чтобы сделать это: для Гаевского, Туровской, Муратовой то были последние интервью. Как много они могли бы рассказать! Но в фильме мы видим лишь небольшие фрагменты: собеседники режиссера произносят очень важные фразы, раскрывающие характер героини и ее значимость для театра, но их недостаточно. Эти интервью тоже события, и, если бы были не так фрагментарны, они сделали бы фильм еще более сильным и концентрированным.

Странно не увидеть в фильме Вениамина Смехова, который, будучи одним из актеров спектакля «Гамлет» (исполнителем роли Клавдия), стал непосредственным свидетелем высшего взлета актрисы. Он полон воспоминаний, может столько всего рассказать, но если и попадает в кадр, то лишь на фотографиях или в хронике. Как такое может быть? Любовь Аркус ищет нетривиальных собеседников и находит их, но при этом упускает тех, кто был неотъемлемой частью и жизни героини, и ее легенды. Она ищет необычные художественные решения, избегает избитого формата говорящих голов, но история начинает от нее ускользать. Не только жизнь Аллы Демидовой — череда упущенных возможностей; увы, и фильм тоже упущенная возможность — возможность рассказать о времени и о его героине нечто большее, нежели история реализованных и нереализованных замыслов, из которых состоит жизнь каждого человека.

«Кто тебя победил никто» — еще одна встреча актрисы с режиссером, трепетным, хорошо знающим ее сильные и слабые стороны: удивительное совпадение, удачное стечение обстоятельств, своего рода чудо. Фильм Аркус — еще одна роль Аллы Демидовой. Она сама выбрала образ, в каком решила предстать перед публикой: женщины, вступившей в поединок со временем и проигравшей его — потерпев поражение, которое оказалось дороже многих побед.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пенсия в самом расцвете лет Пенсия в самом расцвете лет

В России набирает обороты движение FIRE. К этому привел бум частных инвестиций

Эксперт
«ГИБДД может задержать на 48 часов». Что будет, если не оплатить штраф «ГИБДД может задержать на 48 часов». Что будет, если не оплатить штраф

Как долго можно не оплачивать штрафы

РБК
Кольцо американской «безопасности» вокруг Китая Кольцо американской «безопасности» вокруг Китая

Новый плацдарм для военных амбиций Вашингтона

Эксперт
Нужен характер Нужен характер

В борьбе с раком молочной железы многое зависит от решимости пациенток

Cosmopolitan
Дачное время Дачное время

Можно ли охватить несколькими предложениями дачный мир?

Наука и жизнь
Ленин — гриб Ленин — гриб

Как появилась теория о том, что Владимир Ленин — гриб

Собака.ru
Два герцога: Ришельё против Бэкингема Два герцога: Ришельё против Бэкингема

Противостояние Англии и Франции в XVII веке — это ещё и противостояние министров

Дилетант
Отеки, усталость, тяжесть: когда и зачем тебе нужен флеболог Отеки, усталость, тяжесть: когда и зачем тебе нужен флеболог

Ты тоже могла сталкиваться с тяжестью в ногах, характерным «гулом», отеками

Cosmopolitan
Нобелевские премии-2021 Нобелевские премии-2021

Как устроен научный прогресс

Эксперт
Многолетнюю мерзлоту нарекли ненадежным местом захоронения опасных отходов Многолетнюю мерзлоту нарекли ненадежным местом захоронения опасных отходов

Таяние вечной мерзлоты может высвободить огромное количество токсичных веществ

N+1
Неубиваемые цитаты из фильма «ДМБ» Неубиваемые цитаты из фильма «ДМБ»

Крылатые перлы из, пожалуй, самого культового российского фильма на тему армии

Maxim
Энергетические вампиры внутри нас Энергетические вампиры внутри нас

Как поддерживать запасы сил и находить источники восполнения и вдохновения

Psychologies
Музыкант и поэт Вадик Королев — о голосе-маске Музыкант и поэт Вадик Королев — о голосе-маске

Вадик Королев, участник групп OQJAV и «Королев Попова», размышляет о голосах

РБК
5 корейских сериалов для тех, кто уже посмотрел «Игру в кальмара» 5 корейских сериалов для тех, кто уже посмотрел «Игру в кальмара»

Что еще заслуживает внимания, если работу Хван Дон-хека вы уже видели

GQ
Наука побеждать Наука побеждать

Краткое введение в историю и биомеханику смешанных единоборств

Популярная механика
Как исследуют ускоряющуюся Вселенную? Как исследуют ускоряющуюся Вселенную?

Несмотря на все достижения, мы наблюдаем только около 5% Вселенной

Популярная механика
Лазерные шоу Мартина Хессельмайера Лазерные шоу Мартина Хессельмайера

Яркие перформансы Мартина Хессельмайера собирают сотни зевак

Популярная механика
«Ничего подлого я не сделал». Саксофонист Игорь Бутман о джазе с Клинтоном и хоккее с Путиным «Ничего подлого я не сделал». Саксофонист Игорь Бутман о джазе с Клинтоном и хоккее с Путиным

Игорь Бутман — о переплетении джаза как музыки свободы и работы на власть

СНОБ
Игра в ассоциации Игра в ассоциации

Красочный интерьер для ценителей современного искусства

SALON-Interior
Служил кардиналу, женился по расчету: жизнь настоящего Д’Артаньяна Служил кардиналу, женился по расчету: жизнь настоящего Д’Артаньяна

Жизнь настоящего Д’Артаньяна сложилась гораздо интереснее, чем в романах

Cosmopolitan
«Я предала мужа и подругу — и за это наказана»: расплата за измену «Я предала мужа и подругу — и за это наказана»: расплата за измену

Как неверность и ложь «аукнулись» нашей героине

Psychologies
Примут ли одежду, залитую кровью, и еще 9 насущных вопросов работникам химчистки (с ответами) Примут ли одежду, залитую кровью, и еще 9 насущных вопросов работникам химчистки (с ответами)

Самые наболевшие вопросы о том, что происходит в химчистке

Maxim
Инструмент шантажа: зачем обвиняемых по экономическим делам отправляют в СИЗО Инструмент шантажа: зачем обвиняемых по экономическим делам отправляют в СИЗО

Обвиняемых отправляют под стражу, чтобы получить признание вины

Forbes
Жених убитой блогерши Габби Петито найден мертвым: в Сети обсуждают, что могло произойти Жених убитой блогерши Габби Петито найден мертвым: в Сети обсуждают, что могло произойти

Резонансное дело пропавшей блогерши Габби Петито получило продолжение

Maxim
Дарья Ведерникова: Почему важно помогать малому бизнесу Дарья Ведерникова: Почему важно помогать малому бизнесу

Почему микробизнес очень важен для нашей жизни в городе

СНОБ
5 лайхаков, которые уберегут деньги на вашем счету от мошенников 5 лайхаков, которые уберегут деньги на вашем счету от мошенников

Утечки данных, в том числе и банковских карт, происходят регулярно

CHIP
Что делать, если нет скул? 8 примеров модного макияжа звезд с круглым лицом Что делать, если нет скул? 8 примеров модного макияжа звезд с круглым лицом

Как мейкап помогает в «рисовании» скул на круглом лице

VOICE
Исследование Lego: игрушки развивают гендерные стереотипы у детей, особенно у мальчиков Исследование Lego: игрушки развивают гендерные стереотипы у детей, особенно у мальчиков

Игрушки ограничивают мышление детей

Inc.
Названы 12 лучших видеоигр для развития интеллекта у детей Названы 12 лучших видеоигр для развития интеллекта у детей

Видеоигры, которые помогут развить память и критическое мышление у детей

Inc.
Любовь к миндалю: почему это хорошо Любовь к миндалю: почему это хорошо

Миндаль хорош и в качестве перекуса, и как ингредиент различных блюд

РБК
Открыть в приложении