Первые признаки тектонического сдвига в истории кино

ЭкспертБизнес

Конец эры больших бюджетов

Первые признаки тектонического сдвига в истории кино

Вячеслав Суриков

Чтобы вернуться к объемам 2019 года, мировому кинематографу потребуется не меньше пяти лет. Фото: Aleksandr Mamaev кредит- ura.ru/ТАСС

Киноиндустрия находится в двойственном положении: с одной стороны, онлайн-сервисы жаждут все больше контента, спрос на него велик как никогда, с другой — кинотеатры, приносящие студиям львиную долю дохода, закрыты на неопределенный срок. Из заявления канцлера ФРГ Ангелы Меркель о том, что Германия к привычной жизни вернется только в августе, основные игроки отечественного кинорынка сделали вывод: если голливудские студии смогут заполучить немецкого зрителя только в конце лета, вряд ли они выпустят в мировой прокат потенциальные суперхиты раньше этого срока. Это не означает, что если отечественные кинотеатры откроются раньше, то российские картины окажутся вне конкуренции и соберут на свои показы всю аудиторию, изголодавшуюся по кинематографическим зрелищам. Вместо этого им придется иметь дело со зрителем, который успел позабыть, что такое просмотр фильма в кинотеатре и зачем это ему нужно. Очевидно, что к тому времени личный бюджет большинства из них значительно сократится.

Если кинопоказы начнутся только в августе, никто не берется предсказать, на каком проценте экранов, которые работали в марте, зритель сможет увидеть кино этим летом. При этом, как показывает опыт Китая, зритель, отпущенный с карантина, спешит в кино едва ли не в последнюю очередь. Отечественные продюсеры предпочли бы, чтобы за тяжелую работу по возвращению зрителя в кинотеатры первыми взялись мейджоры — во всяком случае, она им по силам. Они будут вынуждены выпустить в прокат отложенные проекты, которые раскачают аудиторию, а уже вслед за ними зрителя, вновь ощутившего вкус к коллективным просмотрам, подхватят отечественные кинокомпании. Ведущий аналитик в сфере креативных индустрий Олег Иванов считает, что ситуация с прокатом «ухудшится в два раза». По его оценкам, зрители пойдут в кино не раньше четвертого квартала 2020-го. Все, что происходит сейчас в кинопрокате и кинопроизводстве, говорит о том, что история кино разделится на периоды «до и после пандемии».

Потери, которые при этом придется пережить всему отечественному рынку визуального контента, глава студии СТВ Сергей Сельянов оценивает в 73 млрд рублей до конца года и в 150 млрд в течение ближайших трех лет. Для возвращения индустрии в стабильный режим работы и вовсе понадобится не меньше пяти лет. В четвертом квартале зрителей с оскудевшим кошельком ждет наплыв отечественных и голливудских картин. Уже сейчас продюсеры понимают, что им предстоят очень сложные переговоры друг с другом по поводу дат выпуска фильмов в прокат. Особенно это важно для фильмов, которые уже начали кампанию по продвижению: ленты нужно показать, пока эмоциональный импульс, уже спровоцированный в умах зрителей, окончательно не угас. Зато в следующем году кинотеатры столкнутся с дефицитом премьер. Сергей Сельянов в этой ситуации сравнивает кинотеатры с театрами, основную долю бюджета которых составляет государственная субсидия, утверждая, что кино вправе рассчитывать на аналогичное отношение к нему со стороны государственных структур.

Студия «ТриТэ» перенесла показ фильма «Серебряные коньки» с февраля на декабрь. Она до последнего оттягивала перенос премьеры «Стрельцова», который зритель должен был увидеть в феврале, теперь у этого фильма нет даты начала кинопоказов. Остановлен проект Никиты Михалкова «Шоколадный револьвер». Остановлена подготовка к съемкам фильма Алексея Сидорова «Чемпион». «Профит» успел до карантина завершить работу над фильмом «Сердце Пармы» и очень рассчитывает на подходящую дату релиза. Работа над проектом «Мастер и Маргарита», который решил поставить один из основных хитмейкеров отечественного кино Николай Лебедев, остановлена. По оценке главы студии «Профит» Игоря Толстунова, за время карантина из производственного процесса могут выпасть шестьсот творческих групп, которые до сих пор выпускали сто пятьдесят художественных фильмов и около полутысячи фильмов телевизионных. В наиболее уязвимом положении оказались творческие единицы, не занятые в постоянном штате студии, а переходящие с проекта на проект.

Анимационные студии не нуждаются в съемочных площадках, поэтому продолжают свою работу в прежних темпах в дистанционном режиме. У производителей телевизионных сериалов нет проблем с доставкой контента до зрителя. Они обеспокоены в первую очередь падением рекламного рынка, что неизбежно скажется на платежеспособности телеканалов — основных заказчиков их продукции. Соучредитель компании Cosmos Studio Александр Акопов на пресс-конференции в ТАСС дал оптимистический прогноз: рынок упадет на 10–15%, и это не катастрофа. Из этой ситуации можно будет выбраться. Он считает, что рано или поздно индустрия вернется к своим прежним показателям. Ничто не заменит эмоциональный эффект, который получает зритель от коллективного просмотра. Та картинка, которую зритель видит на своем айпаде или айфоне, несопоставима по качеству с той, что на большом экране. Продюсеры не собираются менять свои планы по премьерам фильмов, в первую очередь на больших экранах. Единственное, что они допускают, — сокращение окна между началом кинопроката и онлайн-показами.

Режиссер и продюсер Борис Гуц, автор первого в России фильма, снятого от начала и до конца на мобильный телефон, обладатель Гран-при фестиваля «Окно в Европу», готовился к съемкам большого исторического проекта с сентября прошлого года: он проводил кастинг, искал источники финансирования. Съемки были запланированы на ближайшую осень. Сейчас пробы и выбор локаций для съемок приостановлены. Борис Гуц говорит, что ему повезло, что они не успели начать съемки. Потери были бы намного больше, если бы пришлось сейчас останавливать съемочный процесс. Он прогнозирует, что после завершения пандемии ему будет намного труднее договариваться о привлечении партнеров к финансированию проекта. Даже в том случае, если инвесторы, с которыми он уже успел предварительно договориться, вдруг пойдут на попятную, он отнесется к ним с пониманием. В самой незащищенной ситуации, с его точки зрения, оказались те актеры, которые еще не успели выбиться в категорию звезд и для которых съемки в кино — основной источник заработка. Сейчас он сконцентрирован на подготовке камерного проекта без больших затрат, предполагая, что с ним после пандемии запуститься будет намного проще.

Режиссер Алена Олейник в прошлом году закончила работу над первым полнометражным фильмом «Экспонат», который был сделан на деньги Министерства культуры РФ производственными силами новосибирской студии «Картина мира». У фильма, ориентированного на семейную аудиторию, состоялось только несколько предварительных показов — до широкой премьеры дело так и не дошло. Пандемия застала создателей фильма в стадии поиска прокатчиков — на устраивающих их условиях. Создатели фильма готовы подождать с выходом фильма до того момента, когда прокатчики смогут им их предложить. Возможно, этому будет способствовать прогнозируемый в не столь отдаленном будущем дефицит контента. Но Алена Олейник понимает, что ее «Приключения экспоната» если и выйдет в прокат, то произойдет это в ситуации, далекой от идеальной: «Пока никто не хочет брать нас в прокат, но мы не собираемся сдаваться. Потому что наше кино нравится и родителям, и детям. Наши два закрытых показа и показы для фокус-групп это подтвердили». Сейчас все проекты, которые студия «Картина мира» должна была запустить в производство в феврале, остановлены.

Одним из последствий кризиса в киноиндустрии, вызванного пандемией, неизбежно станет перераспределение сил на кинорынке. Даже мейджорам вряд ли удастся на сто процентов сохранить свои позиции. В этой ситуации, по мнению Сергея Сельянова, для отечественных кинематографистов открываются новые возможности. Вплоть до захода на те территории, как творческие, так и географические, на которые им до сих пор вход был закрыт, — при условии, что в новой ситуации они окажутся менее консервативными, чем их конкуренты. Еще одна возможность открывается для российских регионов, которые хотели бы, чтобы на их территориях снималось кино. Если они смогут создать для сьемок подходящие экономические условия, им легко удастся привлечь к себе кинематографические группы, которые уже сейчас находятся в поисках вариантов сокращения бюджетов. Не исключен всплеск регионального кино, уровень которого по сравнению с проектами больших студий с сокращенным бюджетом уже не будет вызывающе контрастным.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Беспощадно эффективный Беспощадно эффективный

Оливер Хьюз построил для Олега Тинькова идеальный сверхэффективный банк

Эксперт
Клинт Иствуд знает, как одеваться на карантине Клинт Иствуд знает, как одеваться на карантине

Несколько образов из архивов Клинта Иствуда

GQ
Арендаторам подарили отсрочку платежей Арендаторам подарили отсрочку платежей

Госдума приняла закон об отсрочке платежей для коммерческой недвижимости

Эксперт
Чем прославился Анатолий Кашпировский Чем прославился Анатолий Кашпировский

Мы ударились в ностальгию и вспомнили подвиги главного волшебника позднего СССР

РБК
Правила жизни Правила жизни

Правила жизни величайшего актера Кирка Дугласа

Playboy
Митохондриальная Ева: был ли у человечества общий предок? Митохондриальная Ева: был ли у человечества общий предок?

Что означает понятие «последний общий предок всего человечества»

Популярная механика
Продовольствие пошло в рост Продовольствие пошло в рост

Новое обострение отношений между розницей и производителями продуктов питания

Эксперт
Как перестать спорить с партнером на карантине Как перестать спорить с партнером на карантине

Когда мы проводим вместе день за днем между нами то и дело вспыхивают споры

Psychologies
Подарок Гитлеру Подарок Гитлеру

Чтобы вручить этот подарок фюреру германская армия торопилась войти в Сараево

Дилетант
Охота и сельское хозяйство спровоцировали передачу звериных вирусов человеку Охота и сельское хозяйство спровоцировали передачу звериных вирусов человеку

Вирусы млекопитающих регулярно поражают человека

N+1
Исход из Поднебесной Исход из Поднебесной

Бизнес переходит от размещения заказов в Китае к собственному производству

Эксперт
«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили «Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили

Интересные факты о трудностях советских автомобилистов

РБК
Корзина неутешительная Корзина неутешительная

На минимальном наборе продуктов питания строится вся экономика страны

Огонёк
Как сохранять спокойствие, когда у ребенка истерика Как сохранять спокойствие, когда у ребенка истерика

Истерики — нормальное явление на ранних стадиях развития ребенка

Psychologies
Хезер Моррис: Дорога из Освенцима Хезер Моррис: Дорога из Освенцима

«Сноб» публикует первую главу романа Хезер Моррис «Дорога из Освенцима»

СНОБ
Соусеп из тропиков Соусеп из тропиков

Поводом к написанию статьи послужила покупка зелёного чая с непривычным ароматом

Наука и жизнь
Запертые: как не дать карантину разрушить ваши отношения Запертые: как не дать карантину разрушить ваши отношения

Рассказываем, как не убить друг друга на карантине и сохранить отношения

Cosmopolitan
Сто лучших книг для детей до 7 лет Сто лучших книг для детей до 7 лет

Списки художественных детских книг для разного возраста

Cosmopolitan
Кто умнее - мужчины или женщины: отвечает наука Кто умнее - мужчины или женщины: отвечает наука

Научно доказанные факты об отличиях умственных способностей мужчин и женщин

Популярная механика
Освободитель Праги: история танкиста Павла Кулешова Освободитель Праги: история танкиста Павла Кулешова

В 1941-м Кулешов подал документы в инженерно-техническое автомобильное училище

Популярная механика
Стареть по-королевски: 10 бьюти-секретов Елизаветы II Стареть по-королевски: 10 бьюти-секретов Елизаветы II

Её Величеству королеве Великобритании исполнилось 94

Cosmopolitan
Купание младенцев: постарайтесь все превратить в игру Купание младенцев: постарайтесь все превратить в игру

Купание малыша – совсем не страшная процедура

Мама и малыш
Ближе к телу: как меняется мода на мужское белье и у каких марок его искать Ближе к телу: как меняется мода на мужское белье и у каких марок его искать

Что изменилось в сегменте мужского белья и где его можно купить

Esquire
Миллиардер, который не дружит с цифрами: Канье Уэст официально попал в список Forbes Миллиардер, который не дружит с цифрами: Канье Уэст официально попал в список Forbes

Звезда хип-хопа Канье склонен преувеличивать и не в ладах в цифрах

Forbes
Как справиться с психологическими вызовами пандемии Как справиться с психологическими вызовами пандемии

Как пережить пандемию и остаться личностью?

Эксперт
Золото Калифорнии Золото Калифорнии

Креативный директор марки Agolde Эрин Миэн знает толк в винтаже

Vogue
«Скептики считают, что омоложение невозможно, но их сознание ограничено»: Тимур Артемьев о перспективах продления жизни «Скептики считают, что омоложение невозможно, но их сознание ограничено»: Тимур Артемьев о перспективах продления жизни

Сооснователь «Евросети» помогает проектам, которые борются со старостью

VC.RU
Те же грабли: чем 2020-й будет напоминать начало 1990-х Те же грабли: чем 2020-й будет напоминать начало 1990-х

С такой ситуацией экономика РФ имела дело лишь в 1992-м

Forbes
10 миллиардеров поколения 20-летних: самые молодые участники рейтинга Forbes 10 миллиардеров поколения 20-летних: самые молодые участники рейтинга Forbes

Попасть в глобальный список миллиардеров Forbes до 30 лет непросто

Forbes
«Чандра» обнаружила рядом со сверхмассивной черной дырой уцелевшее ядро красного гиганта «Чандра» обнаружила рядом со сверхмассивной черной дырой уцелевшее ядро красного гиганта

Звезда была захвачена черной дырой на расстоянии 250 миллионов световых лет

N+1
Открыть в приложении