В Третьяковской галерее проходит выставка классика советской скульптуры

ЭкспертКультура

Иван Шадр в Новой Третьяковке: в плену соцреализма

В Третьяковской галерее проходит выставка классика советской скульптуры

Вячеслав Суриков

«Девушка с веслом» в версии Ивана Шадра. Фото: Николай Кубеев/ТАСС

Икону монументального соцреализма «Булыжник — оружие пролетариата» Иван Шадр впервые выставил в 1927-м. С тех пор это один из самых растиражированных образов из созданных советскими скульпторами. С ним может соперничать разве что «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Но если ее скульптура продемонстрировала в 1937 году на Парижской выставке сплоченность социалистического общества и устойчивость созданной им экономики, то работа Шадра отражает динамику социальных процессов в России, резко ускорившихся в начале XX века. Его рабочий, полуобнаженный, в штанах и в башмаках без шнурков, пытается оторвать камень от земли. При этом не упускает из виду цель, которую намерен поразить. Скульптор приложил весь свой талант, чтобы убедить зрителей: его герой в состоянии превратиться в метательное оружие. Автор наделяет его такой уверенностью в себе, что кажется, будто тот и в самом деле сейчас легко поднимет внушительный на вид снаряд и запустит так далеко, как посчитает нужным.

Этот образ почти повторит художник другого поколения — Гелий Коржев. Он сделает образ более правдоподобным: мускулистая фигура рабочего угадывается сквозь рубашку, тот поднимает с мостовой знамя — жест, визуализирующий продолжающуюся революцию (концепция, актуальная для советского общества начала шестидесятых). Это тот же персонаж, только от него уже не требуются физические сверхусилия — достаточно найти в себе решимость поднять красное полотнище, выпавшее из рук предшественника, и пойти тем же путем. Тогда как пролетарий Шадра — античный герой, меняющий ход человеческой истории и наделенный сверхчеловеческой мощью. Поэтому он вылеплен с обнаженным торсом: как иначе продемонстрировать его энергию? В галерее античных образов, получивших скульптурное воплощение в начале XX века, его наиболее очевидный прообраз — «Мыслитель» наставника Ивана Шадра Огюста Родена. В интерпретации ученика «Мыслитель» вышел из медитации и перешел от размышлений к действию.

Счастливчик

Ивану Иванову, уроженцу Шадринска (в честь этого названия он взял себе псевдоним), фантастически повезло с учителями. Сначала он попадает в Екатеринбургское художественно-промышленное училище и там получает первые навыки художника и скульптора. Затем пытается попасть в Петербургскую академию художеств, но терпит неудачу: его рисунки слишком несовершенны. В Петербург идет пешком, без денег, зарабатывая по пути чем придется. Не поступив в академию, назад не возвращается, а продолжает искать счастья в столице Российской империи, блуждая по ней уличным артистом с обезьянкой на плече и добывая себе пропитание пением под шарманку. Так его замечает режиссер Александринского театра Михаил Дарский. Иванов поражает его и голосом, и врожденным артистизмом. Дарский отправляет молодого человека учиться на Драматические курсы и выбивает ему стипендию. Иванов снова рисует. На это обращает внимание его педагог и премьер Александринки Владимир Давыдов. Отводит Иванова к Николаю Рериху, тогда возглавлявшему школу при Обществе поощрения художеств, и тот принимает его без экзаменов.

Дальше — Париж. Шадринская городская дума благодаря рекомендациям Рериха, Давыдова и Дарского выделяет ему деньги на обучение. Перед Ивановым возникает препятствие — обязательная служба в армии. На это у него уходит год, после чего он получает благодаря хлопотам своих столичных покровителей годичный отпуск, окончание которого счастливо совпадает с окончанием службы. В 1910-м едет учиться в Париж к лучшим из лучших: Огюсту Родену и Эмилю Бурделю (у него же впоследствии училась Вера Мухина). Спустя год возвращается в Шадринск, выступает перед депутатами местной думы, и те снова дают ему деньги, на этот раз на поездку в Рим. В Италии проводит год, осознает себя скульптором, способным создавать работы для больших пространств. И снова везение. Он успевает пройти обучение в двух центрах мирового искусства всего за два года до Первой мировой войны (которая сделает невозможными вояжи подобного рода) и получает тот же образовательный опыт, что и большинство наиболее значимых российских художников. Затем возвращается в Россию, и здесь ему продолжает сопутствовать удача.

Иван Шадр, советский скульптор (1887–1941). Фото: TASS

Скульптор нового времени

Какие бы социальные катаклизмы ни происходили: мировая война, революция, война гражданская, — он не просто не сгорает в их огне, но создает новое искусство, призванное запечатлеть облик героев новой социальной реальности: крестьянина, красноармейца, сеятеля, рабочего. Эти работы мы можем увидеть на выставке. В них скульптор с азартом первооткрывателя вкладывает все приобретенное за долгие годы обучения мастерство. Он укрупняет черты лица, не сглаживает их, но тщательно прорабатывает каждую, а иногда утрирует, чтобы сделать максимально выразительными, заключить в них как можно больше информации и о самом человеке, и о сообществе, которое тот представляет. В эти годы еще одна точка приложения усилий Шадра — образ вождя пролетарской революции. На выставке нет его изображений, но в биографии скульптора одно из самых значимых событий — создание скульптуры «Ленин в гробу». Именно Шадру первоначально доверили изваять иллюзию нетленного тела человека, сотворившего новый мир.

Еще один герой Шадра — Максим Горький. Именно в подражание ему он в юности отправился путешествовать по России. И позже создал канонический скульптурный образ пролетарского писателя. Один из них по-прежнему можно видеть на площади перед Белорусским вокзалом. Впрочем, здесь Шадр только автор проекта. Памятник был установлен уже после его смерти. Работу над ним завершила Вера Мухина. Это публичный Максим Горький — умудренный опытом, не знающий сомнений и величественный. На выставке несколько его бюстов — Шадр чувствовал себя при их создании куда более свободным в изображении модели. В работе «Буревестник» он усиливает экспрессию, уподобляя волосы писателя бушующему морю. И здесь же мы видим Максима Горького неожиданно высохшим коротко стриженным стариком с торчащими в стороны усами.

Поменьше экспрессии

В тридцатые годы спрос на подобного рода экспрессию в изображении героев революции сходит на нет. Шадр участвует в конкурсе на создание скульптуры «Рабочий и колхозница». В отличие от победившей в итоге работы Веры Мухиной его проект предполагал две стремительно движущиеся фигуры. Женская — в неестественном наклоне, грудь почти обнажена, она тянет вперед серп, сама при этом смотрит назад. Рабочий демонстрирует мускулистое тело, правую руку с молотом оттягивает назад, а левую вскидывает вверх, как будто собирается совершить резкое движение рукой с молотом вперед. Рабочий и колхозница Шадра исполняют странный танец, который можно трактовать как угодно. В итоге в Париж поехала статичная, сдержанная, не допускающая многообразия трактовок скульптура Мухиной.

Одиночные женские образы Шадра еще раньше начали становиться объектом критики всевозможных художественных комиссий. Впрочем, одну из обнаженных фигур ему все-таки разрешили выставить на всеобщее обозрение. Это была «Девушка с веслом» для Парка Горького, ее скульптур выполнил в двух версиях, и обе фигуры в них были полностью обнаженными. Но в тираж (а «Девушка с веслом» — одна из самых распространенных парковых скульптур) не пошла ни та ни другая. Предпочтение отдали версии Ромуальда Иодко, исполненной в тот же период. В его интерпретации «Девушка с веслом» должна быть хотя бы в купальнике. «Девушка с веслом» Шадра была демонтирована в середине пятидесятых.

Запомнившийся как создатель мужской фигуры, отрывающей от земли булыжник, Шадр мог бы войти в историю хотя бы одной женской, при выполнении которых он словно переключался в другой эмоциональный регистр. В изображении женщин он уподоблялся античным мастерам. Мог быть максимально лаконичным, как в надгробии Светланы Аллилуевой, или, наоборот, щедрым на украшения, как в надгробии Екатерины Немирович-Данченко, но каждый раз смотрел на них сквозь фильтр, отсеивающий даже малейшее несовершенство. И раз за разом из-под его руки выходило изображение едва ли не богини, только-только сошедшей с Олимпа, чтобы в очередной раз удивить мир своей красотой. И никаких булыжников.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валюта БРИКС пока теория. Но перспективная Валюта БРИКС пока теория. Но перспективная

Вместо общей валюты страны БРИКС продвигают свои собственные

Эксперт
Герой и правда: обязательные составляющие маркетинговой истории Герой и правда: обязательные составляющие маркетинговой истории

Рецепт хорошей маркетинговой истории

VC.RU
Было у отца пятеро сыновей... Было у отца пятеро сыновей...

Как сложилась судьба сыновей имама Шамиля?

Дилетант
Центр вселенной Центр вселенной

Откуда берутся эгоисты и как с ними себя вести

Лиза
Пошаговая инструкция по избавлению от засилья гринбэка Пошаговая инструкция по избавлению от засилья гринбэка

Шагом к дедолларизации является переход к расчетам на основе «бумажного» золота

Эксперт
«Мусорный» сон: почему, даже проспав 8–10 часов, мы просыпаемся уставшими «Мусорный» сон: почему, даже проспав 8–10 часов, мы просыпаемся уставшими

Почему по утрам вы чувствуете себя уставшими?

Psychologies
Усмешка выжившего Усмешка выжившего

Как устроена Вселенная Воннегута

Weekend
Апокалипсис с доставкой: как отомстить соседям, не нарушая закон Апокалипсис с доставкой: как отомстить соседям, не нарушая закон

Можно ли как-то культурно насолить соседям?

Maxim
Подменное настоящее Подменное настоящее

Что делать с любимым прошлым, которое тебя обкрадывает

Weekend
Неправильный прикус, морщины на лбу Неправильный прикус, морщины на лбу

Неочевидные бьюти-дефекты из-за плоскостопия

Лиза
Почему мы объединяемся, конкурируем и уничтожаем друг друга Почему мы объединяемся, конкурируем и уничтожаем друг друга

О чем книга «Статус» британского журналиста Уилла Сторра

РБК
Свидания после развода: 4 главных правила — узнайте, как построить новые отношения Свидания после развода: 4 главных правила — узнайте, как построить новые отношения

Как найти силы снова отправиться на поиск подходящего партнера?

Psychologies
Выпускники и земляки: зачем компаниям сохранять отношения с бывшими сотрудниками Выпускники и земляки: зачем компаниям сохранять отношения с бывшими сотрудниками

Создание сообщества бывших сотрудников может помочь развитию бренда компании

Forbes
Илья Пантелеев: Как выстроить непрерывность бизнеса в эпоху «черных лебедей» Илья Пантелеев: Как выстроить непрерывность бизнеса в эпоху «черных лебедей»

Как обеспечить непрерывность процессов в условиях неопределенности?

РБК
Бабушка воспитывает ребенка по-своему: 4 причины и одно решение Бабушка воспитывает ребенка по-своему: 4 причины и одно решение

Почему бабушки то и дело норовят перехватить инициативу в воспитании детей?

Psychologies
Закриптованный: как молодой миллиардер Сэм Бэнкман-Фрид разорил биржу FTX Закриптованный: как молодой миллиардер Сэм Бэнкман-Фрид разорил биржу FTX

Как Сэм Бэнкман-Фрид в одиночку подорвал доверие ко всем криптовалютным биржам

Правила жизни
Вот как антибиотики влияют на скелет подростка: лечение прыщей будет с последствиями Вот как антибиотики влияют на скелет подростка: лечение прыщей будет с последствиями

Лечение акне системными антибиотиками может сказаться на здоровье

ТехИнсайдер
Грядет ли закат социальных сетей? Грядет ли закат социальных сетей?

Ведущие мировые соцсети стремительно теряют капитализацию

Эксперт
Если замерз замок в машине: 7 способов открыть дверцу Если замерз замок в машине: 7 способов открыть дверцу

Как проникнуть в автомобиль, доступ в который преграждает лед в замка двери?

CHIP
Как сделать идеальный пресс: 7 самых эффективных методов Как сделать идеальный пресс: 7 самых эффективных методов

Делимся простыми способами похудения в области живота

ТехИнсайдер
Кудесники у плиты: 7 легендарных поваров Кудесники у плиты: 7 легендарных поваров

Повара со всего мира, которые смогли навсегда вписать свое имя в историю

Вокруг света
Первое китайское. С чего начинали известные автобренды из КНР Первое китайское. С чего начинали известные автобренды из КНР

Авто из КНР: от бессовестных копий и нелепых поделок до вполне удачных моделей

РБК
Береги грудь Береги грудь

13 факторов, повышающих риск развития рака молочной железы

Лиза
Город, который построил Осип. Как 200 лет назад Москва приобрела свой нынешний облик Город, который построил Осип. Как 200 лет назад Москва приобрела свой нынешний облик

Осип Бове — архитектор, который создал современный облик Москвы

СНОБ
Дети в сети Дети в сети

7 рисков, которые подстерегают ребенка в интернете

Лиза
Если в самолет постучали снаружи: правдивая история пилота Если в самолет постучали снаружи: правдивая история пилота

Откровенный рассказ о самых необычных и сложных рейсах

Вокруг света
Нам не оставили Выборга Нам не оставили Выборга

Suzuki Jimny как надежная связь между прошлым и будущим

Автопилот
Золотые кольцо и осень Золотые кольцо и осень

Драматург Валентин Красногоров проехался по Золотому кольцу

Отдых в России
Эмиграция, старая и новая Эмиграция, старая и новая

«Старая русская эмиграция приняла нас тепло»

Дилетант
Как строить карьеру в VUCA-мире Как строить карьеру в VUCA-мире

Продолжать профессиональный и служебный рост можно даже в условиях хаоса

РБК
Открыть в приложении