Дорожные строители предъявили производителям спрос на нишевую спецтехнику

ЭкспертБизнес

Новые трассы — новые сметы

Дорожные строители предъявили производителям спрос на нишевую спецтехнику, а государству — на новые правила ценообразования проектов и бюджетное финансирование. Претерпят изменения и приоритеты пространственного развития российских автомагистралей

Сергей Кудияров

На всех восьми пусковых участках (плюс нулевой — обход Балашихи и Ногинска) строительства платной автомагистрали М-12 Москва— Казань — флагманского автодорожного проекта России — кипит работа. Нельзя сказать, что залпы санкционной войны вообще не коснулись отрасли, но, безусловно, она оказалась одной из наименее пострадавших.

Другое дело, что серьезно осложнилось привлечение банковского финансирования в проекты, а скачок инфляции обострил и без того жесткую проблему неадекватного ценообразования в дорожной стройке (см. «“Золотой” автобан», «Эксперт» № 4 за этот год).

Встают вопросы и стратегического толка. Экономическая война с ЕС, очевидно, надолго, поэтому роль трансконтинентального транзита между Европой и Китаем по российским автомобильным и железным дорогам в обозримой перспективе резко снижается. Обнуление транзита не столь заметно для М-12, так как в международном транспортном маршруте Европа — Западный Китай (ЕЗК), частью которого является трасса, расчетная доля грузопотоков, связанных с Западной Европой (экспортимпорт, транзит), составляла всего около 15%. А основной грузовой базой будут наши собственные межрегиональные грузопотоки.

Источник: Росстат

Геополитические изменения приведут к снижению грузопотоков по действующей, западной ветке ЕЗК (Москва—Петербург—Усть-Луга). Восточная ветка Москва—Казань/Самара — граница Казахстана уже строится, правда, по-прежнему остается нерешенным вопрос о рациональной точке входа в казахстанскую дорожную сеть. Возможно, это более эффективно сделать путем модернизации дороги Самара—Уральск, завершая выполнение международных обязательств России по соглашению с Казахстаном и Китаем.

Продление дороги за Казань в направлении Екатеринбург—Тюмень—Омск может быть обосновано исключительно перспективами межрегиональных грузопотоков. Такое же основание будет иметь проект коридора Казань—Волгоград— Ростов-на-Дону, который уже прорабатывается госкомпанией «Автодор». А вот проект транзитной грузовой автодороги «Меридиан» из Шанхая через Казахстан и Россию в Белоруссию и далее в Гамбург, и ранее не бесспорный, окончательно теряет свою актуальность.

С другой стороны, «бросок на юг» (проект транспортного коридора в Закавказье и далее через Иран к портам Персидского залива) должен обрести наивысший приоритет, открывая доступ к расширению внешней торговли РФ с ранее малодоступными для нас по суше странами Южной Азии.

Источник: Росстат

Учимся делать спецтехнику

«В вопросе обеспеченности инфраструктурного дорожного строительства необходимыми ресурсами я бы выделила две составляющие, — говорит Мария Ярмальчук, генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК). — Первая — строительные материалы, тут проблемы импортозамещения практически не существует. Используются в подавляющем большинстве ресурсы российского производства — песок, щебень, асфальтобетон и битум. Импортируются отдельные марки добавок и модификаторов, но часть из них может быть заменена отечественными аналогами, и это не окажет влияния ни на ход, ни на качество дорожных работ. Вторая — машины и механизмы, в этой части ситуация зеркально противоположная. По данным компаний нашей ассоциации, доля используемой импортной техники в сфере строительства и эксплуатации дорог, мостов, эстакад и прочих объектов транспортной инфраструктуры составляет 80–90 процентов».

«Предыдущая программа импортозамещения в строительной сфере полностью провалена, — еще более пессимистичен Алексей Андреев, генеральный директор строительно-инвестиционного холдинга “Автобан”. — Строители дорог очень сильно зависят от зарубежной спецтехники, по большинству параметров она объективно лучше российской. И если наши катки и грейдеры еще могут составить какую-то конкуренцию импортным машинам, то российских и даже китайских аналогов многих видов погрузчиков, перегрузчиков асфальта, ресайклеров просто не существует. Особенно большим спросом благодаря высокой надежности зарубежная техника пользуется в регионах, отдаленных от производственных и логистических баз: ее не надо постоянно ремонтировать. Российская техника не может составить достойную конкуренцию, поскольку ей постоянно требуется замена узлов, агрегатов и другие виды ремонтов. К сожалению, есть проблемы и с рядом материалов. Даже краску для окрашивания конструкций мостов и путепроводов мы закупаем импортную — российские аналоги по-прежнему менее качественные и не столь долговечные».

Производители отечественной техники готовы откликнуться на нужды дорожников. 26 апреля 2022 года НАИК провела всероссийский форум «Инфраструктурное строительство: курс на импортозамещение». В форуме приняли участие представители Минпромторга, Минстроя, ГК «Автодор», Федерального казначейства, компании «Газпромбанк Лизинг», а также крупные производители дорожно-строительной техники из России, Белоруссии и Китая, производители и поставщики строительных материалов и специального оборудования, представители научного сообщества.

«Значительная часть дискуссии была посвящена как раз проблеме импортозамещения, рекомендации форума направлены в правительство России. Надеемся, что наши предложения помогут регуляторам скорректировать ситуацию, — говорит Мария Ярмальчук. — Стало также очевидно, что для потребителей особенно важно проводить сравнительные испытания отечественной и импортной строительно-дорожной техники в целях выявления машин с лучшими потребительскими качествами, поскольку зачастую производители и потребители просто не знают о существовании друг друга. Мы планируем последовательно устранять этот пробел совместно с отраслевыми объединениями машиностроителей, например, сейчас ведем активный диалог с ассоциацией “Росспецмаш”».

«Парк дорожной техники сейчас достаточно молодой, поэтому в ближайшие годы в первую очередь будет потребность в качественном сервисном обслуживании и производстве запчастей. Именно на этом будут сконцентрированы основные усилия, — считает Максим Фадеев, директор по экспертной работе Центра экономики инфраструктуры. — Сейчас действительно наблюдаются проблемы с доставкой запчастей. Но идет поиск альтернативных поставщиков, составляется перечень наиболее востребованных позиций, на которые будет дан заказ отечественным производителям. Важно отметить, что закупки были своевременно произведены, поэтому запас прочности на текущий сезон есть. Тем не менее в ближайшие пять лет потребует замены порядка 30 процентов дорожной техники. Все зарубежные машины будут постепенно заменены отечественными аналогами, к работе подключен Минпромторг. Замена будет происходить поэтапно».

«На наш взгляд, здесь не обойтись без государственной поддержки, — говорит Мария Ярмальчук. — Мы говорим как о поддержке разработки и внедрения новых видов техники, так и о лизинге. В этом году Минпромторг совместно с Минфином сменил приоритеты оказания государственной поддержки и принял решение снизить в четыре раза предусмотренные ассигнования льготной программы лизинга спецтехники: с двух миллиардов до 500 миллионов рублей для всех лизинговых компаний — участников программы. При этом последние три года бюджет программы и так снижался: в 2021 году — 2,6 миллиарда рублей, в 2020-м — четыре миллиарда. Мы предложили правительству совместно проработать возможность создания специализированной организации по аналогии с практикой лизинга сельскохозяйственной техники через “Росагролизинг” или наделение полномочиями существующей организации в целях приобретения компаниями отрасли российской дорожно-строительной техники с использованием механизмов лизинга. При этом наша принципиальная позиция заключается в том, что лизинговые программы должны поддерживать приобретение как отечественной, так и зарубежной техники».

«Конечно, большинство отсутствующих позиций мы закроем китайскими, индийскими, корейскими или другими аналогами, однако это требует времени, — говорит Алексей Андреев. — Жизненно важно наращивать инвестиции не только в производство российской техники, но и в науку, профильные институты и университеты, инновационные исследования и полигоны. Посмотрите на отечественную научную базу — она разрушена. В российскую науку нужно вкладывать, в высшее образование нужно вкладывать. Если сейчас мы не обеспечим приток отечественных высококвалифицированных специалистов, точка невозврата будет пройдена. И жизненно необходимо прозрачное, надежное планирование. Каждый строитель должен знать, к какому году какие отечественные аналоги будут на рынке, и исходя из надежных данных планировать производство и развитие бизнеса».

Бюджет и ФНБ вместо ГЧП

Во время кризиса многие крупные государства делают ставку на развитие инфраструктуры. Помимо задела для будущего развития экономики — в виде новых дорог, мостов, туннелей, объектов энергетики, школ и т. д. — это создает загрузку смежных отраслей (производство строительных материалов, металлургия, транспортные компании и др.) и поддерживает занятость населения.

«В конечном счете развитие инфраструктуры дает импульс экономике страны в целом. Во время пандемии, кстати, так поступили и в России, выбрав эту отрасль приоритетной. Несмотря на ухудшение экономической ситуации, снижения вложений в инфраструктуру со стороны бюджета не произошло: по итогам 2020-го их объем увеличился на 12,6 процента, до 2,36 триллиона рублей», — говорит главный аналитик InfraOne Research Алексей Жундриков.

Главной проблемой, помимо «приключений» с импортными машинами и материалами, становится удорожание строительства — как в силу роста цен на сами материалы, так и по причине усложнения доступа к инвестиционным ресурсам.

«В удорожании стоимости строительства ключевую роль играет рост стоимости строительных ресурсов, энергоносителей, логистики. Если взять укрупненную структуру стоимости контрактов, то станет понятно, что 50–55 процентов выручки — это материалы, около 14 процентов уходит на эксплуатацию машин и механизмов, 9–10 процентов требует логистика, 3 процента — ФОТ, 15 процентов — накладные расходы и только 4 процента — прибыль подрядчика», — отмечает Мария Ярмальчук.

Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Второй аспект проблемы — существующий принцип формирования цен при разработке государственных контрактов и подготовке сводного сметного расчета. НАИК предлагает нормативно установить для отрасли дорожного строительства отдельный индекс-дефлятор, это позволит рассчитывать цены контрактов в реальных цифрах.

Для поддержки участников рынка государство уже совершило ряд шагов: в частности, увеличило авансирование по госконтрактам до 50% (а в некоторых случаях и выше), что важно для строительных компаний, которым и до кризиса было сложно получить банковские кредиты, а по нынешним ставкам практически невозможно. Кроме того, в 2021–2022 годах оно дало возможность пересматривать цены как для госконтрактов, так и для проектов в сфере государственно-частного партнерства.

Однако кардинальных прорывов в финансировании инфраструктурного строительства нет. Механизмов компенсации временно увеличившихся кредитных ставок по сравнению с плановыми проектными не создано: фабрика проектного финансирования в этой части тотально простаивает, никаких дополнительных инструментов трансляции долгосрочных экономических эффектов в расчеты за инвестиции не появилось.

Крупнейшие госбанки — кредиторы дорожной стройки — Сбер и ВТБ — подпали под блокирующие санкции, что ограничило их источники долгосрочной ликвидности. Санация одного из крупнейших игроков рынка дорожной стройки, «Мостотреста», находящегося под санкциями за участие в крымских проектах с участием ВЭБа, оказалась обессмыслена, так как теперь уже ВЭБ подпал под SDN-санкции минфина США. С учетом всего вышеизложенного единственным решением поддержки отрасли пока является увеличение бюджетного финансирования дорожного строительства. Заметный сдвиг в пользу бюджетной модели реализации проектов в отрасли стал заметен уже на стадии запуска проекта строительства М-12 (подробнее см. «Тихая инфраструктурная революция», «Эксперт» № 43 за 2020 год).

Глава правительства уже поручил выделить из федерального бюджета дополнительно более 160 млрд рублей на ряд проектов автодорожного строительства — реконструкцию федеральных и региональных автомобильных трасс, строительство обходов городов в Татарстане, Приморье, Московской, Белгородской, Кемеровской, Ярославской областях и Ненецком АО. Планируется обновить и построить более 750 км федеральных автодорог, а также 290 км региональных.

Участники рынка уверены, что по проекту М-12 не стоит ждать переносов сроков, так как будут приложены все усилия для завершения строительства в срок. Для правительства РФ этот проект крайне важен, сроки окончания строительства не единожды подтверждались, в том числе высшим руководством страны. Другой вопрос, сколько времени трасса будет вводиться в эксплуатацию по завершении строительства.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лицо и фронт русского прорыва Лицо и фронт русского прорыва

Нашим дизайнерам и конструкторам есть что предложить миру

Эксперт
«Ты в пустыне спасательный круг»: ученые создали пленку, которая добывает воду из воздуха «Ты в пустыне спасательный круг»: ученые создали пленку, которая добывает воду из воздуха

Найдено решение по добыче воды для самых жарких и засушливых мест Земли

Вокруг света
Самолет комсомольцев Самолет комсомольцев

Уникальный авиационный проект, созданный комсомольцами и на деньги комсомола

Популярная механика
Француз с русской душой: удивительные забайкальские приключения Егора Барбота де Марни Француз с русской душой: удивительные забайкальские приключения Егора Барбота де Марни

История выдающегося горного администратора Егора Егоровича Барбота де Марни

Вокруг света
Разворот для «Москвича» Разворот для «Москвича»

Ставка в развитии завода «Москвич» — создание отечественных электрокаров

Эксперт
«Это гуманистическая замена террора» «Это гуманистическая замена террора»

Как советская власть использовала высылку интеллектуалов из страны

Weekend
Черные грибы Чернобыля Черные грибы Чернобыля

Жизнь способна укротить даже смертоносную радиацию и использовать ее во благо

Популярная механика
Еще 10 неожиданных привычек, которые выдают в тебе интеллектуала Еще 10 неожиданных привычек, которые выдают в тебе интеллектуала

Вторая часть культовой подборки о странностях умных людей

Maxim
Пенсия в самом расцвете лет Пенсия в самом расцвете лет

В России набирает обороты движение FIRE. К этому привел бум частных инвестиций

Эксперт
Лидары помогли обнаружить в Амазонии сеть древних поселений и остатки крупных пирамид Лидары помогли обнаружить в Амазонии сеть древних поселений и остатки крупных пирамид

Археологи исследовали памятники культуры Касарабе 500–1400 годов

N+1
Как не запутаться в сетях Как не запутаться в сетях

Перед российской экономикой стоят нетривиальные задачи

Эксперт
Жоржу Браку — 130 лет. Как понимать работы одного из основоположников кубизма? Жоржу Браку — 130 лет. Как понимать работы одного из основоположников кубизма?

Жорж Брак — художник, который возглавил авангард в европейской живописи

Правила жизни
Стальное ожерелье Восточной России: история проекта Стальное ожерелье Восточной России: история проекта

БАМ изначально задумывался не просто как транспортный проект

Эксперт
Владимир Киселев Владимир Киселев

Почему мода на рэп скоро пройдет и какие современные треки являются мегахитами

ЖАРА Magazine
Чтобы не было мучительно больно Чтобы не было мучительно больно

Новые цели – вот спасательный круг, за который мы можем схватиться

Psychologies
Что делает женщину привлекательной после 45: мудрые слова Шэрон Стоун Что делает женщину привлекательной после 45: мудрые слова Шэрон Стоун

Мало кто знает, что Шэрон Стоун не просто красива

VOICE
Что такое сверхбыстрая мода и чем она опасна Что такое сверхбыстрая мода и чем она опасна

Ultra fast fashion — что это за феномен и причем тут Shein?

РБК
По совету классика: почему стоит уехать на выходные в мае в Переделкино По совету классика: почему стоит уехать на выходные в мае в Переделкино

Когда в «Переделкино входит весна», пора забывать городские привычки

Вокруг света
«Видел все, кроме смертной казни»: путешествие Антона Чехова на «край географии» «Видел все, кроме смертной казни»: путешествие Антона Чехова на «край географии»

21 апреля 1890 Антон Чехов отправился на Сахалин и далее вокруг Азии

Вокруг света
Сериал «Нулевой пациент»: детективная драма о вспышке ВИЧ в СССР Сериал «Нулевой пациент»: детективная драма о вспышке ВИЧ в СССР

«Нулевой пациент»: драма, политика и любовь в СССР

Эксперт
«Москвич» возвращается. 8 самых культовых моделей марки «Москвич» возвращается. 8 самых культовых моделей марки

Культовые модели возрождающейся марки «Москвич»

РБК
Беспилотники в тяжелой промышленности: цифровые решения по видеоаналитике «Норникеля» Беспилотники в тяжелой промышленности: цифровые решения по видеоаналитике «Норникеля»

Как летающий аппарат с датчиками и камерами используется в строительстве

ТехИнсайдер
Шесть парадоксов похудения Шесть парадоксов похудения

Почему у нас не всегда получается похудеть?

Здоровье
4 способа поддержать скорбящего человека 4 способа поддержать скорбящего человека

Четыре способа поддержать близкого человека в период его скорби

Psychologies
Не хуже семян чиа: 7 причин, почему голубика — отличный российский суперфуд Не хуже семян чиа: 7 причин, почему голубика — отличный российский суперфуд

Многие не догадываются, сколько полезного в этой болотной ягоде

Вокруг света
«Одинокая пьющая женщина»: сериал, который показывает проблему женского алкоголизма «Одинокая пьющая женщина»: сериал, который показывает проблему женского алкоголизма

Насколько корректно можно рассказывать о женском алкоголизме в кино?

Forbes
«Будь сильным как лев». Как научить детей противостоять буллингу «Будь сильным как лев». Как научить детей противостоять буллингу

Как учить детей вести себя в конфликтных ситуациях — отрывок из книги

СНОБ
Идеальный источник белка: карри с тунцом по рецепту мальдивского повара Идеальный источник белка: карри с тунцом по рецепту мальдивского повара

Диетологи прославили тунца за то, что его мясо — идеальный источник белка

Вокруг света
Вместо «Крузака» и «Гелика». Топ-5 премиум-внедорожников из Китая Вместо «Крузака» и «Гелика». Топ-5 премиум-внедорожников из Китая

«Китайцы», которые могут стать альтернативой ушедшим моделям авто

РБК
«Я — последняя буква в алфавите»: 3 психологические установки, ведущие к инфаркту «Я — последняя буква в алфавите»: 3 психологические установки, ведущие к инфаркту

Мы не осознаем, что вредные установки серьезно сказываются и на нашем здоровье

Psychologies
Открыть в приложении