Каждая вторая российская покрышка идет за рубеж, забывая о внутреннем спросе

ЭкспертБизнес

Химия пошла на размен

Половину внутреннего спроса на шины закрывает импорт, хотя каждая вторая российская покрышка идет за рубеж. А экспортеры полимеров ради скромного присутствия на ключевых рынках вынуждены предоставлять большие скидки

Влас Рязанов

Приближение холодов заставило автовладельцев наведаться на шинные сайты, а потом в собственные гаражи, проверить остаточную величину протектора, число выпавших шипов и дату выпуска в круглой рамочке, ну и сравнить содержимое кошельков с ценой нового комплекта зимней резины. Это наиболее дорогой из автомобильных «расходников»: за самые дешевые четыре покрышки придется выложить больше 20 тыс. рублей, а за премиальный набор — почти 70 тыс. Для сравнения: зарплата, причем «грязная», доналоговая, половины работников в России в прошлом году не превышала 32,4 тыс. рублей. При этом в том же 2020 году наша страна поставила исторический рекорд по физическому объему вывоза шин за рубеж, отгрузив туда 354 тыс. тонн этой продукции на 1,1 млрд долларов (таможенники редко считают товар в штуках).

Основными экспортерами шин являются дочерние компании зарубежных брендов, давно и прочно обосновавшиеся в России, и не только на полках магазинов: они развернули здесь и собственные производства. Экспортные достижения российских химических компаний заметны в индустрии полимеров, которых уже давно слишком много для стагнирующего внутреннего потребления. Однако на крупнейших рынках наши полимеры почему-то продаются со скидкой в 10–15%.

Парии в империи каучуков

Крупнейшие мировые производители шин всегда представляют страны, которые имеют развитый автопром. Немецкая Continental, французская Michelin, американская Goodyear, японская Bridgestone, итальянская Pirelli и конкурирующие с этими грандами корейские и китайские компании полностью укладываются в эту закономерность. Создать и продвинуть на мировой рынок собственные шинные бренды России пока не удалось. Да и воспоминания о некогда популярных даже на зрелых рынках советских «Ладах», «Москвичах» и «Нивах» тоже почти стерлись.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году Россия наряду с пальмой Мерцалова* и другими достижениями представила первые шины производства санкт-петербургской Русско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник». Спустя девяносто лет в стране работали уже 11 шинных заводов, которые выпускали 47,7 млн единиц продукции, в том числе 19,8 млн шин для грузовых автомобилей и 15,8 млн — для легковых. Отрасль была создана по американским технологиям (оборудование для первого уже советского Ярославского шинного завода, заработавшего в 1932 году, поставил сооснователь Goodyear Фрэнк Зайберлинг, а для Московского, открывшегося в 1945-м, — Генри Форд), но работала в условиях, далеких от капитализма. Стараниями отраслевых лоббистов закупочные цены на синтетический каучук в советское время были искусственно завышены, а на шины, напротив, занижены. Это сделало витринную каучуковую отрасль звездой советского химического инжиниринга, за счет плодов которого она и сейчас уверенно работает на мировом рынке (около 1 млн тонн каучука, три четверти выпуска, Россия экспортирует). А вот шинное производство превратилось в хронически недофинансированное царство дешевой и низкокачественной продукции. После перехода к рыночной экономике уже к 1994 году объем выпуска грузовых и легковых шин снизился вдвое, выпуск покрышек для сельскохозяйственной и мототехники рухнул еще сильнее.

Посреди всеобщего коллапса в 1995 году в Омске произошло почти невероятное событие — начало работу СП местного шинного завода и словацкой компании Matador (ныне компания — часть Continental, а завод принадлежит «Кордианту»). Западные шинные гранды поначалу ограничивались размещением контрактов на российских предприятиях, но в 2003 году в Московской области начал работать первый постсоветский завод, построенный с нуля, — производство Michelin в Орехово-Зуевском районе. А в 2005 году первые шины посыпались с конвейера завода Nokian Tyres во Всеволожске. Сейчас это предприятие мощностью 17 млн штук является крупнейшим шинным заводом в России и основной глобальной производственной площадкой финской компании. Дальше, пока российские заводы закрывались (в 2008 году исчезли предприятия в Москве и Красноярске, в 2010-м — завод в Екатеринбурге), на карте появлялись всё новые производства западных компаний: Yokohama в Липецкой области (2012), Continental в Калуге (2013) и Bridgestone в Ульяновской области (2016). В итоге сейчас суммарная мощность всех новых предприятий зарубежных компаний составляет около 25 млн штук одних только легковых шин — ровно две трети общего российского выпуска этой продукции.

Выживание же отечественных шинных предприятий происходило через включение в сырьевые холдинги, только, в отличие, например, от Goodyear, не каучуковый бизнес был вспомогательным для шинного, а наоборот. «Нижнекамскшина» с 2000 года перешла под контроль «Татнефти». В составе «Сибура» некогда было сразу четыре шинных завода, но «синергии» с проблемным бизнесом холдинг так и не нашел и в 2011 году выделил его в компанию «Кордиант» (ныне управляет заводами в Ярославле и Омске). История шинного холдинга «Амтел» была подобна метеору — после яркого появления завершилась оглушительным падением. В итоге два действующих завода «Амтел», в Кирове и Воронеже, в 2011 году перешли под контроль Pirelli.

Все эти бурные события происходили на фоне неудержимого роста внутреннего спроса, который подогревали растущий автопарк и увеличивающиеся доходы населения. Представители среднего класса начали обращать внимание на рекомендации шинных грандов менять покрышки раз в три-четыре года (см. график 1) и уж понятно, что только на изделия с известным брендом на боковине. Немаловажным фактором был и взлет сырьевых котировок, который добавлял привлекательности России как места для шинного производства (см. график 2).

В кризисы «ожидаемая продолжительность жизни шины» в России растет в 1,5-2 раза (график 1)

Источники: Росстат, Автостат, ФТС, «Эксперт»

С ухудшением конъюктуры шинный рынок России перешел к марочному обмену с внешним миром (график 2)

Источник: расчеты по данным Trademap

Победоносное развитие рынка закончилось в 2014 году, когда вслед за обвалом нефтяных цен в России резко снизились реальные доходы населения (во втором квартале 2021 года они все еще были на 6% ниже, чем в 2013 году, в Москве ниже на 11%). Спрос на шины в России в 2016 году откатился к уровню 2003–2004 годов, и у всех инвесторов (включая последний проект Bridgestone) возник вопрос: а куда сбывать те шины, что предназначались для внутреннего рынка? Ответ на него иностранцы нашли быстро — через глобальные сети дистрибуции покрышки с надписью Made in Russia расходятся даже в США и Канаде (см. график 3).

Треть экспортируемых шин идет в Западную Европу, США и Канаду (график 3)

Источник: расчеты по данным Trademap

Развернувшиеся на экспорт западные компании смогли сохранить производство в России с уверенным присутствием на внутреннем рынке. Немногие оставшиеся отечественные производители не смогли занять их долю, зато со сжатием рынка острее почувствовали конкуренцию азиатских поставщиков из низшего ценового сегмента. На Японию, Корею и, главное, Китай приходится около половины импорта шин в Россию, и именно китайские шины оказываются самыми дешевыми и, как следствие, привлекательными для покупателей. Продукция российских компаний дороже. С 2015 по 2019 год импорт легковых шин в Россию вырос в полтора раза. Потребителя отечественной продукции находить с каждым годом все труднее. «Нижнекамскшина» оценила падение своей доли рынка с 20% в 2015 году до 9% в 2019-м.

То ли дело в эффекте китайского масштаба производства, то ли в обыкновенном демпинге, в котором поставщиков из КНР уже подозревали. Так или иначе, если представлять российский рынок легковых шин в виде кругов Эйлера, то последние лет шесть он напоминает обручальные кольца: производство и потребление примерно равны друг другу, но пересекаются наполовину.

Китайская цена русских полимеров

То, что в России так и не появилось собственной глобальной конкурентоспособной шинной компании, — печальный факт. Однако у нашей страны есть успешный опыт экспорта другой, чуть менее дорогой нефтехимической продукции — полимеров. Государство, которое институционально поддерживало нефтехимию сначала резким увеличением штрафов для нефтяников за сжигаемый попутный нефтяной газ и отказом вводить на него НДПИ, а теперь обратными акцизами на углеводородное сырье, может гордиться. Сейчас на экспорт отправляется в два с лишним раза больше полимерного гранулята, чем десять лет назад (см. график 4).

За десятилетие реализации крупных проектов экспорт крупнотоннажных полимеров вырос более чем вдвое (график 4)

Источник: Trademap

Однако ситуация становится не столь однозначной, если от изучения объемов перейти к рассмотрению цен. Для этого возьмем данные агрегатора таможенной статистики портала Trademap, выберем Китай, Индию и Турцию, три ключевые страны — импортера российского полиэтилена, полипропилена и ПВХ, и рассчитаем отношение средних цен экспорта российских полимеров в каждую из этих стран к средней цене экспорта для всех государств. А затем проделаем аналогичную процедуру уже с ценами импорта российской продукции в каждую из трех стран, посчитав ее отношение к средней цене импорта.

Расчеты показывают, что полиэтилен, полипропилен и ПВХ продаются в Китае, Индии и Турции с дисконтом 10–15% (для Китая см. график 5). При этом такая ценовая позиция не ведет к увеличению рыночной доли российских компаний, которая остается весьма и весьма скромной. Заниженную экспортную выручку на азиатских направлениях отечественные нефтехимики традиционно компенсируют за счет премиальных поставок на внутренний рынок, а также в страны бывшего СССР. К примеру, цены на полипропилен в августе нынешнего года в России превышали 150 тыс. рублей за тонну, тогда как в Китае тонна этого полимера продавалась за 100 тыс. рублей (8500 юаней). «Эксперт» нередко сокрушается, что внутренние цены на многие глобально торгуемые товары, от зерна до металлов, наши производители имеют привычку формировать, отталкиваясь от экспортного паритета. Но в данном случае вообще нонсенс: российская цена полипропилена в полтора раза превышает китайскую! Подобная стратегия развития промышленности была описана экономистами еще в XIX веке, причем уже тогда стали видны ее негативные эффекты. Завоевание внешних рынков удавалось не всегда, а на внутреннем рынке высокие цены сдерживали рост потребления и развращали производителей, у которых пропадали стимулы заниматься качественным развитием отраслей.

Российские полимеры отправляются в КНР с дисконтом, но доля наших поставщиков остается небольшой (график 5)

Источник: расчеты по данным Trademap

Непонятно, почему вообще российская полимерная продукция, технологически, в общем, стандартная, должна продаваться крупнейшим зарубежным потребителям со скидкой. Такое было бы логично для поставщиков, чье место на мировых рынках где-то возле выхода, однако российская полимерная индустрия после серии крупных инвестиционных проектов явно претендует на иную роль в международном разделении труда. Неочевидны и возможные политические преференции такой торговли с Китаем, Индией и Турцией — их вряд ли кто видит слабыми сателлитами России, которым нужно помочь материально.

Есть, впрочем, и пример успешной работы на экспорт «Куйбышевазота», российского производителя полиамидов. Его продукция поступает на главные рынки без дисконта (см. график 6) и в больших объемах. У комбината 3% мировых мощностей по выпуску полиамидов, а в структуре импорта, например, Индии доля «Куйбышевазота» превышает 15%. Правда, компания работает на ключевых рынках в плотном контакте с потребителями. В той же Индии действует торговое представительство, а в Китае еще и дочернее предприятие по переработке полиамидов (эти конструкционные пластмассы особенно востребованы в автопроме и электротехнике).

Российский полиамид продается на ключевые рынки без скидок и преференций (график 6)

Источник: расчеты по данным Trademap

В проблемах российского полимерного экспорта можно видеть происки иностранных протекционистов, с которыми теоретически должны общаться профильные российские госорганы. Однако даже демонтаж всех невидимых внешнеторговых барьеров кардинально ситуацию в отрасли не улучшит. России уже давно пора продавать на экспорт не только базовые полимеры, но и высокомаржинальную продукцию высоких переделов. Именно на ее производство должна быть нацелена государственная отраслевая политика. Пока же немногие российские предприятия, которые выпускают и экспортируют тонкую химию, делают это на собственный страх и риск и не имеют последователей.

* Стальная пальма, выкованная в 1895 году кузнецом металлургического завода Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств Алексеем Мерцаловым при помощи молотобойца Филиппа Шкарина и других рабочих завода. На Всемирной выставке в Париже получила Гран-при.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Солнечная петербурженка Солнечная петербурженка

Кристина Горбунова — официально Playmate 2020!

Playboy
«Разводиться или нет?»: почему женщины не решаются на разрыв отношений «Разводиться или нет?»: почему женщины не решаются на разрыв отношений

Женщина, задумывающаяся над вопросом «уйти или остаться», переживает свой ад

Psychologies
Песнь льда и пломбира Песнь льда и пломбира

Лиза Туктамышева – просто красивая девушка, которая любит мороженое!

Maxim
Философия вегетарианства: взгляд изнутри и снаружи Философия вегетарианства: взгляд изнутри и снаружи

История вегатарианки с 8-летним опытом и комментарий специалиста-диетолога

Playboy
Кругом налево Кругом налево

Как в России относятся к неверности?

Огонёк
Цифровой детокс Цифровой детокс

Сетевая зависимость. Как ее заметить и сказать себе «стоп»?

Psychologies
Байден: год исчезнувших иллюзий Байден: год исчезнувших иллюзий

Президент США пока не оправдывает надежд избирателей

Эксперт
10 самых впечатляющих фото техногенных катастроф 10 самых впечатляющих фото техногенных катастроф

Бывает, когда что-то ломается не просто так, а прямо-таки исторически

Maxim
Опера — это весело? Какие постановки заставляли публику смеяться Опера — это весело? Какие постановки заставляли публику смеяться

Почему опера — это весело

РБК
Звезда сериала «Игра в кальмара» Чон Хо Ен: от модели с характером до мировой знаменитости Звезда сериала «Игра в кальмара» Чон Хо Ен: от модели с характером до мировой знаменитости

Актриса Чон Хо Ен стала настоящей звездой.

Maxim
Уже рядом: 5 отличных книг о будущем Уже рядом: 5 отличных книг о будущем

Подборка книг, которая поможет узнать, что будет с человечеством завтра

Популярная механика
Самые дурацкие афродизиаки в истории человечества Самые дурацкие афродизиаки в истории человечества

Дуриан, картошка, яд жабы и другие странные афродизиаки

Maxim
11 горячих афганских моделей, певиц (даже рэперша!) и просто красавиц 11 горячих афганских моделей, певиц (даже рэперша!) и просто красавиц

Без никабов, хиджабов и средневековых предрассудков!

Maxim
Высвобождение ядерных отходов и новых вирусов - к чему может привести таяние ледников Высвобождение ядерных отходов и новых вирусов - к чему может привести таяние ледников

Уменьшение льдов Арктики может привести к распространению ядерных отходов

Популярная механика
В сперме не было ни одного сперматозоида: как я перенесла неудачную попытку ЭКО В сперме не было ни одного сперматозоида: как я перенесла неудачную попытку ЭКО

Беременность не всегда наступает быстро

Cosmopolitan
Названы 12 лучших видеоигр для развития интеллекта у детей Названы 12 лучших видеоигр для развития интеллекта у детей

Видеоигры, которые помогут развить память и критическое мышление у детей

Inc.
Стоит отметить Стоит отметить

Оксана Бондаренко, основательница бренда «Ли–Лу», отмечает 28 лет в бизнесе

Harper's Bazaar
Кэти Перри, Райан Гослинг и другие: кто любит вязание и почему Кэти Перри, Райан Гослинг и другие: кто любит вязание и почему

Знаменитости, которые любят вязать

РБК
Всё плохо и ничего не болит: 5 признаков проблем с печенью Всё плохо и ничего не болит: 5 признаков проблем с печенью

Признаки, которые указывают на заболевания печени

Cosmopolitan
«Я думала, что так у всех». Девушка случайно обнаружила у себя второе влагалище «Я думала, что так у всех». Девушка случайно обнаружила у себя второе влагалище

Когда возникла потребность в тампонах, Ти поняла, что у неё всё не как у всех

Cosmopolitan
Найден способ повысить износостойкость стали в агрессивной среде Найден способ повысить износостойкость стали в агрессивной среде

Покрытие может существенно повысить защиту морской и прибрежной инфраструктуры

Популярная механика
Кто изобрел аэрозольный баллончик? Кто изобрел аэрозольный баллончик?

Первый шаг к применению аэрозольных баллонов сделал изобретатель Эрик Ротхейм

Популярная механика
Фотосессия vs реальность: как на самом деле выглядят звезды вблизи — сравниваем Фотосессия vs реальность: как на самом деле выглядят звезды вблизи — сравниваем

Как сильно отличаются звезды на профессиональных снимках и фото в реальной жизни

VOICE
Opel Crossland для России: 5 неудобных вопросов к кроссоверу Opel Crossland для России: 5 неудобных вопросов к кроссоверу

Действительно ли это новый Opel и с кем он конкурирует

РБК
Установка прошла успешно Установка прошла успешно

15 главных вопросов о современных имплантах груди

Собака.ru
Чума на оба ваших домена, или История большого взлома Чума на оба ваших домена, или История большого взлома

Мир — во власти хакеров?

GQ
Советская автомобильная иллюстрация: 1976 год Советская автомобильная иллюстрация: 1976 год

Необычная автомобильная подборка – из набора карманных календариков 1976 года

Популярная механика
10 обычных вещей, которые почему-то неприличны в Японии 10 обычных вещей, которые почему-то неприличны в Японии

Как ты можешь, сам того не подозревая, обесчестить себя в Японии

Maxim
Кнопки-плацебо и вкусный чизбургер: как появляются неожиданные идеи и вещи Кнопки-плацебо и вкусный чизбургер: как появляются неожиданные идеи и вещи

Как дизайнеры используют человеческую психологию — во благо и не очень

Forbes
Молодые люди назвали «Траву у дома» любимой песней для караоке Молодые люди назвали «Траву у дома» любимой песней для караоке

«Трава у дома» стала любимым советским хитом молодежи

Cosmopolitan
Открыть в приложении