Это хорошая овсянка, сэр
«Мистраль Трейдинг» — производитель и дистрибутор продуктов питания — приобрел индустриальный парк «Каледино» под Москвой. Компания объединит все свои производства и логистику, чтобы расширять бизнес на стагнирующем рынке
Здание парка «Каледино» площадью более 53 тыс. кв. м, расположенного в двадцати километрах от Москвы по Симферопольскому шоссе, «Мистраль» купил, что называется, «на вырост». Компания объединит здесь три своих производства: круп и сахара под брендом «Мистраль» и хлебцев FitStart, — а также склад хранения сырья, склад готовой продукции и товаров для дистрибуции — двух десятков продовольственных брендов, входящих в ее портфель. При этом половину площадей — 27 тыс. кв. м — пока планируется сдавать в аренду.
На фоне торможения крупяного рынка в последние два года «Мистраль», один из лидеров этого рынка, судя по всему, намерен наращивать производство. Компания, работающая в среднем и высоком ценовом сегменте, уловила новый тренд: покупатели, несмотря на сокращение своих доходов, готовы платить за качественные, брендированные крупы и макароны. От пристального изучения состава колбасы и творога люди переключают внимание на содержимое пакетов с гречкой, рисом, манкой — хотя бы здесь не отказывать себе в хорошем качестве!
Крупа крупе рознь
Крупяной рынок страны переживает непростой период. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в 2017–2018 годах валовой сбор проса сократился до крайне низких значений, вследствие чего резко выросли цены на пшено. Производство гречихи вернулось в 2018 году к относительно нормальному уровню после рекордов прошлых двух лет, и производители пытаются отыграть прежнее колоссальное падение цен. Ожидается сокращение производства риса из-за невысокого качества сырца и, соответственно, рост цен на него. Медленно, но уверенно дорожают горох, перловка, манка. Только «Геркулес» подтверждает статус самого стабильного в ценовом плане крупяного продукта, но в перспективе и здесь не исключен рост цен.
Что касается спроса на крупу, то, по данным исследовательской компании Nielsen, продажи стагнируют на уровне 1% в денежном выражении и 0,6% — в натуральном. Самыми популярными категориями на рынке круп остаются рис с долей почти 50% в натуральном выражении и гречка — 29%. При этом россияне полюбили экзотику: впечатляет динамика продаж у альтернативных видов круп, таких как булгур — рост на 87% в натуральном выражении и на 85% в денежном, кускус (76 и 66%), киноа (51 и 34%). Аналитики связывают новые вкусовые предпочтения покупателей с ростом дистрибуции этих видов круп, запросом на здоровое питание, а высокие показатели — с эффектом низкой базы, ведь доля булгура, кускуса и киноа в структуре продаж остается небольшой: 1,3, 0,8 и 0,5% соответственно.
Серьезные изменения, происходящие на крупяном рынке, отмечает Ярослав Сорокин, руководитель Ассоциации крупопроизводителей и директор компании «Репьевский крупозавод». По его словам, в России на одно легальное предприятие, имеющее всю разрешительную документацию и выпускающее крупу по ГОСТу, приходится пять-шесть подпольных крупорушек в этом же регионе без какой-либо разрешительной документации. При этом ритейлеры до недавнего времени обращали внимание преимущественно на закупочную цену и по умолчанию доверяли поставщикам, пишущим на своих товарах слово ГОСТ, хотя ГОСТом там не пахнет, так как привозят зерно с шелухой, которое кое-как очищают в несертифицированных помещениях, без соблюдения элементарных норм гигиены. Разъяснительная работа с розницей, проводившаяся силами ассоциации, результата не давала. Но вот в феврале этого года от ряда федеральных сетей производителям круп поступил запрос: создать для ритейлеров СТМ (собственные торговые марки) круп, которые полностью соответствовали бы ГОСТу. Эта перемена в политике сетей, скорее всего, обусловлена растущим спросом на качественную крупу и стремлением розницы его удовлетворить с максимальной выгодой для себя. «Возможно, в “Мистрале” уловили эту тенденцию разворота сетей к проверенным брендам, соблюдающим стандарты качества крупы, и решили расширять производство», — рассуждает г-н Сорокин.
Правильность этого наблюдения фактически подтвердили в агрохолдинге «Националь», который является крупнейшим производителем риса «от поля до прилавка» и одним из ведущих поставщиков фасованных круп. По данным коммерческого директора Бориса Шабанова, за последние три года компания почти удвоила продажи фасованных круп в натуральном выражении (рост на 93%). «Это обусловлено расширением ассортимента и увеличением представленности в торговых сетях, — поясняет он. — Ежегодно мы выпускаем три-пять новых позиций, и доля новинок в продажах превышает 30 процентов». В целом, хотя объем потребления круп в стране колеблется незначительно — плюс-минус полтора-два процента в год, меняется структура рынка: доля брендированной продукции растет, а доля продукции no-name и СТМ снижается. «Отчасти это связано с возросшими требованиям потребителей к качеству и разнообразию ассортимента, которые могут обеспечить крупные производители», — считает г-н Шабанов.
В том, что сети следуют за изменением спроса, убеждает и проведенное в феврале исследование Nielsen «Изменение потребительского благосостояния», пусть и косвенно. Оно показало, что 82% опрошенных определенно готовы или в некоторой степени готовы переплатить за продукт, произведенный по высоким стандартам качества и безопасности; 67 и 77% соответственно готовы переплатить за товары, если их производители поддерживают идеи социальной ответственности или устойчивого развития, и 79% — за органические или натуральные продукты. Последний показатель здесь даже выше, чем в Европе, где он составляет 75%. «Несмотря на сокращение уровня доходов и снижение индекса потребительского доверия, рынок и потребитель продолжают развиваться. Сегодняшний покупатель все чаще задумывается о качестве товара, социально ответственном потреблении и экологичности продуктов и материалов, — говорит Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу “Nielsen Россия”. — Он находится в постоянном поиске удобства, скорости, баланса цены и качества. Ритейл-ландшафт заметно меняется, и происходит это в первую очередь потому, что меняется потребитель, его запросы и привычки». По мнению Ярослава Сорокина, наблюдающего за такими информационными ресурсами, как портал «Роскачества» и телепередача «Контрольная закупка», современный покупатель научился разбираться не только в брендах, но и во вкусах круп. И, кстати, крупы бренда «Мистраль» часто становятся победителями рейтинга товаров в различных проверочных закупках.
Наконец, для качественных круп в последние годы открылся такой серьезный канал продаж, как экспорт. В том же «Национале», поставляющем фасованную продукцию в Европу, страны Ближнего Востока и СНГ, сообщают, что в 2018 году они открыли три новые страны поставок — Израиль, Армению и Грузию. «Могу предположить, что компания “Мистраль Трейдинг” тоже решила наладить экспорт крупы. Это довольно очевидное решение, — согласен Ярослав Сорокин. — К примеру, Турция уже много лет работает по формуле 50 плюс 50: 50 процентов урожая, который у нее вырастает, вместо отправки на корм скоту она перерабатывает в крупу, а потом закупает такой же объем зерна, в том числе в РФ, тоже перерабатывает в крупу и отправляет в страны Ближнего Востока. С точки зрения крупяного бизнеса — практически идеальная модель, до которой России дай бог дорасти».
Удачное приобретение
Саму покупку «Мистралем» парка «Каледино» аналитики оценивают положительно. Тимур Нигматуллин из компании «Открытие Брокер» предположил, что покупателю удалось заключить довольно выгодную сделку и (или) привлечь под нее относительно дешевый кредит. По его словам, доходность сдачи в аренду качественных площадей в регионе достигает 12%, а значит, «Мистраль» может просто зарабатывать на арбитраже между ставками, если кредит дешевле 12%, или получать доход от сдачи в аренду собственности на выгодных условиях. По мнению Евгения Бумагина из компании JLL, преимущество парка «Каледино» в том, что это редкий пример автономного индустриального парка — со своей инженерной инфраструктурой. Кроме того, парк прилегает к трассе М2, и благодаря транспортной доступности в любое время и на любом рынке склад в такой локации будет востребован. Еще одно преимущество парка — близость к городам Подольску и Климовску, в которых совокупно проживает порядка 400 тыс. человек. «На складском рынке все острее дефицит кадров, поэтому доступность рабочей силы становится важным критерием при выборе локации для склада», — подчеркивает г-н Бумагин.
Некоторые аналитики уверены, что покупка выгодна «Мистралю» именно с точки зрения наращивания собственных продаж. «Если крупный производитель намерен увеличивать отгрузки напрямую в розничные сети, то есть в их распределительные центры, для него качество складской логистики приобретает первостепенное значение. Ему необходимо иметь очень гибкое фасовочное производство, чтобы фасовать продукцию: по полкило, по килограмму, — затем паковать это по разным палетам и так далее, чтобы лучше подстраиваться под запросы розницы, — считает Татьяна Сорокина, директор компании «Юнит Консалтинг». Добавим: эта тема более чем актуальна для «Мистраля», так как в 2017 году у компании несколько сократилась выручка (данных за 2018 год пока нет). По мнению Алексея Коренева, аналитика группы компаний «Финам», даже если «Мистраль» не намерен увеличивать производство сегодня, то при наступлении благоприятного момента компании уже не придется заниматься поиском или строительством соответствующих мощностей. «Это позволит выиграть время по сравнению с конкурентами, да еще и на фоне заметно меньших издержек, — резюмирует он.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl