«Мистраль Трейдинг» приобрел индустриальный парк «Каледино»

ЭкспертБизнес

Это хорошая овсянка, сэр

«Мистраль Трейдинг» — производитель и дистрибутор продуктов питания — приобрел индустриальный парк «Каледино» под Москвой. Компания объединит все свои производства и логистику, чтобы расширять бизнес на стагнирующем рынке

Виктория Безуглова

Фото ТАСС

Здание парка «Каледино» площадью более 53 тыс. кв. м, расположенного в двадцати километрах от Москвы по Симферопольскому шоссе, «Мистраль» купил, что называется, «на вырост». Компания объединит здесь три своих производства: круп и сахара под брендом «Мистраль» и хлебцев FitStart, — а также склад хранения сырья, склад готовой продукции и товаров для дистрибуции — двух десятков продовольственных брендов, входящих в ее портфель. При этом половину площадей — 27 тыс. кв. м — пока планируется сдавать в аренду.

На фоне торможения крупяного рынка в последние два года «Мистраль», один из лидеров этого рынка, судя по всему, намерен наращивать производство. Компания, работающая в среднем и высоком ценовом сегменте, уловила новый тренд: покупатели, несмотря на сокращение своих доходов, готовы платить за качественные, брендированные крупы и макароны. От пристального изучения состава колбасы и творога люди переключают внимание на содержимое пакетов с гречкой, рисом, манкой — хотя бы здесь не отказывать себе в хорошем качестве!

Крупа крупе рознь

Крупяной рынок страны переживает непростой период. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в 2017–2018 годах валовой сбор проса сократился до крайне низких значений, вследствие чего резко выросли цены на пшено. Производство гречихи вернулось в 2018 году к относительно нормальному уровню после рекордов прошлых двух лет, и производители пытаются отыграть прежнее колоссальное падение цен. Ожидается сокращение производства риса из-за невысокого качества сырца и, соответственно, рост цен на него. Медленно, но уверенно дорожают горох, перловка, манка. Только «Геркулес» подтверждает статус самого стабильного в ценовом плане крупяного продукта, но в перспективе и здесь не исключен рост цен.

Что касается спроса на крупу, то, по данным исследовательской компании Nielsen, продажи стагнируют на уровне 1% в денежном выражении и 0,6% — в натуральном. Самыми популярными категориями на рынке круп остаются рис с долей почти 50% в натуральном выражении и гречка — 29%. При этом россияне полюбили экзотику: впечатляет динамика продаж у альтернативных видов круп, таких как булгур — рост на 87% в натуральном выражении и на 85% в денежном, кускус (76 и 66%), киноа (51 и 34%). Аналитики связывают новые вкусовые предпочтения покупателей с ростом дистрибуции этих видов круп, запросом на здоровое питание, а высокие показатели — с эффектом низкой базы, ведь доля булгура, кускуса и киноа в структуре продаж остается небольшой: 1,3, 0,8 и 0,5% соответственно.

Серьезные изменения, происходящие на крупяном рынке, отмечает Ярослав Сорокин, руководитель Ассоциации крупопроизводителей и директор компании «Репьевский крупозавод». По его словам, в России на одно легальное предприятие, имеющее всю разрешительную документацию и выпускающее крупу по ГОСТу, приходится пять-шесть подпольных крупорушек в этом же регионе без какой-либо разрешительной документации. При этом ритейлеры до недавнего времени обращали внимание преимущественно на закупочную цену и по умолчанию доверяли поставщикам, пишущим на своих товарах слово ГОСТ, хотя ГОСТом там не пахнет, так как привозят зерно с шелухой, которое кое-как очищают в несертифицированных помещениях, без соблюдения элементарных норм гигиены. Разъяснительная работа с розницей, проводившаяся силами ассоциации, результата не давала. Но вот в феврале этого года от ряда федеральных сетей производителям круп поступил запрос: создать для ритейлеров СТМ (собственные торговые марки) круп, которые полностью соответствовали бы ГОСТу. Эта перемена в политике сетей, скорее всего, обусловлена растущим спросом на качественную крупу и стремлением розницы его удовлетворить с максимальной выгодой для себя. «Возможно, в “Мистрале” уловили эту тенденцию разворота сетей к проверенным брендам, соблюдающим стандарты качества крупы, и решили расширять производство», — рассуждает г-н Сорокин.

Правильность этого наблюдения фактически подтвердили в агрохолдинге «Националь», который является крупнейшим производителем риса «от поля до прилавка» и одним из ведущих поставщиков фасованных круп. По данным коммерческого директора Бориса Шабанова, за последние три года компания почти удвоила продажи фасованных круп в натуральном выражении (рост на 93%). «Это обусловлено расширением ассортимента и увеличением представленности в торговых сетях, — поясняет он. — Ежегодно мы выпускаем три-пять новых позиций, и доля новинок в продажах превышает 30 процентов». В целом, хотя объем потребления круп в стране колеблется незначительно — плюс-минус полтора-два процента в год, меняется структура рынка: доля брендированной продукции растет, а доля продукции no-name и СТМ снижается. «Отчасти это связано с возросшими требованиям потребителей к качеству и разнообразию ассортимента, которые могут обеспечить крупные производители», — считает г-н Шабанов.

В том, что сети следуют за изменением спроса, убеждает и проведенное в феврале исследование Nielsen «Изменение потребительского благосостояния», пусть и косвенно. Оно показало, что 82% опрошенных определенно готовы или в некоторой степени готовы переплатить за продукт, произведенный по высоким стандартам качества и безопасности; 67 и 77% соответственно готовы переплатить за товары, если их производители поддерживают идеи социальной ответственности или устойчивого развития, и 79% — за органические или натуральные продукты. Последний показатель здесь даже выше, чем в Европе, где он составляет 75%. «Несмотря на сокращение уровня доходов и снижение индекса потребительского доверия, рынок и потребитель продолжают развиваться. Сегодняшний покупатель все чаще задумывается о качестве товара, социально ответственном потреблении и экологичности продуктов и материалов, — говорит Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу “Nielsen Россия”. — Он находится в постоянном поиске удобства, скорости, баланса цены и качества. Ритейл-ландшафт заметно меняется, и происходит это в первую очередь потому, что меняется потребитель, его запросы и привычки». По мнению Ярослава Сорокина, наблюдающего за такими информационными ресурсами, как портал «Роскачества» и телепередача «Контрольная закупка», современный покупатель научился разбираться не только в брендах, но и во вкусах круп. И, кстати, крупы бренда «Мистраль» часто становятся победителями рейтинга товаров в различных проверочных закупках.

Наконец, для качественных круп в последние годы открылся такой серьезный канал продаж, как экспорт. В том же «Национале», поставляющем фасованную продукцию в Европу, страны Ближнего Востока и СНГ, сообщают, что в 2018 году они открыли три новые страны поставок — Израиль, Армению и Грузию. «Могу предположить, что компания “Мистраль Трейдинг” тоже решила наладить экспорт крупы. Это довольно очевидное решение, — согласен Ярослав Сорокин. — К примеру, Турция уже много лет работает по формуле 50 плюс 50: 50 процентов урожая, который у нее вырастает, вместо отправки на корм скоту она перерабатывает в крупу, а потом закупает такой же объем зерна, в том числе в РФ, тоже перерабатывает в крупу и отправляет в страны Ближнего Востока. С точки зрения крупяного бизнеса — практически идеальная модель, до которой России дай бог дорасти».

Удачное приобретение

Саму покупку «Мистралем» парка «Каледино» аналитики оценивают положительно. Тимур Нигматуллин из компании «Открытие Брокер» предположил, что покупателю удалось заключить довольно выгодную сделку и (или) привлечь под нее относительно дешевый кредит. По его словам, доходность сдачи в аренду качественных площадей в регионе достигает 12%, а значит, «Мистраль» может просто зарабатывать на арбитраже между ставками, если кредит дешевле 12%, или получать доход от сдачи в аренду собственности на выгодных условиях. По мнению Евгения Бумагина из компании JLL, преимущество парка «Каледино» в том, что это редкий пример автономного индустриального парка — со своей инженерной инфраструктурой. Кроме того, парк прилегает к трассе М2, и благодаря транспортной доступности в любое время и на любом рынке склад в такой локации будет востребован. Еще одно преимущество парка — близость к городам Подольску и Климовску, в которых совокупно проживает порядка 400 тыс. человек. «На складском рынке все острее дефицит кадров, поэтому доступность рабочей силы становится важным критерием при выборе локации для склада», — подчеркивает г-н Бумагин.

Некоторые аналитики уверены, что покупка выгодна «Мистралю» именно с точки зрения наращивания собственных продаж. «Если крупный производитель намерен увеличивать отгрузки напрямую в розничные сети, то есть в их распределительные центры, для него качество складской логистики приобретает первостепенное значение. Ему необходимо иметь очень гибкое фасовочное производство, чтобы фасовать продукцию: по полкило, по килограмму, — затем паковать это по разным палетам и так далее, чтобы лучше подстраиваться под запросы розницы, — считает Татьяна Сорокина, директор компании «Юнит Консалтинг». Добавим: эта тема более чем актуальна для «Мистраля», так как в 2017 году у компании несколько сократилась выручка (данных за 2018 год пока нет). По мнению Алексея Коренева, аналитика группы компаний «Финам», даже если «Мистраль» не намерен увеличивать производство сегодня, то при наступлении благоприятного момента компании уже не придется заниматься поиском или строительством соответствующих мощностей. «Это позволит выиграть время по сравнению с конкурентами, да еще и на фоне заметно меньших издержек, — резюмирует он.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В Adidas за смузи В Adidas за смузи

Adidas предлагает модель нового розничного магазина

Эксперт
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Новая жизнь Москва-Сити Новая жизнь Москва-Сити

Москва-Сити наконец окончательно сформировался как деловой район

Эксперт
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Двухминутная процедура по уходу за ногтями, которую надо делать каждый день: советы дерматолога Двухминутная процедура по уходу за ногтями, которую надо делать каждый день: советы дерматолога

Регулярный уход за ногтями — ключ к их быстрому росту и красоте. Как это делать?

VOICE
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие» Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие»

Дмитрий Лысенков — о том, почему не всегда оправдывает злодеев, которых играет

Ведомости
Капризная, упрямая… Капризная, упрямая…

Мадмуазель мода и мсье стиль идут по жизни рука об руку

Знание – сила
Ученые описали оптимальный отдых, который действительно восстановит ваши силы Ученые описали оптимальный отдых, который действительно восстановит ваши силы

Как спланировать свой отпуск, чтобы получить от него максимальную пользу

Psychologies
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
Вынашивающих потомство в горловом мешке лягушек эвакуировали с чилийского острова из-за смертельного грибка Вынашивающих потомство в горловом мешке лягушек эвакуировали с чилийского острова из-за смертельного грибка

Как редких южноамериканских лягушек спасли в Лондонском зоопарке

N+1
«Насилие. Микросоциологическая теория» «Насилие. Микросоциологическая теория»

Как перестрелки вытеснили честные поединки

N+1
Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку! Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку!

Какие последствия может иметь для здоровья наличие в мозге нанопластика?

ТехИнсайдер
Тела при нагревании расширяются, но не всегда Тела при нагревании расширяются, но не всегда

Что сдерживает тепловое расширение в уникальном сплаве из четырех элементов

ТехИнсайдер
Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи! Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи!

Как ученые смогли доказать, что под замком Сфорца существуют подземные туннели

ТехИнсайдер
Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра

Как проходил эксперимент Мишеля Сифра и к каким он пришел выводам

ТехИнсайдер
Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов

Как метод обучения «стай» дронов сможет гарантировать их безопасную работу

ТехИнсайдер
Онкопсихология: как специалист может помочь в борьбе с раком Онкопсихология: как специалист может помочь в борьбе с раком

Как онкопсихологи помогают обеспечить комплексный подход к лечению рака

Psychologies
Открыть в приложении