«Человеческий голос» — автофикшен с участием Тильды Суинтон

ЭкспертСобытия

«Человеческий голос»: коротко и печально

В прокат выходит фильм Педро Альмодовара «Человеческой голос» с Тильдой Суинтон в главной роли

Вячеслав Суриков

Для обладательницы «Оскара» Тильды Суинтон «Человеческий голос» — первый опыт сотрудничества с Педро Альмодоваром

Новая работа Альмодовара, несмотря на то что в ее основе пьеса Жана Кокто, считывается как еще один опус в жанре автофикшен, суть которого режиссер так подробно объяснял в своем предыдущем фильме — «Боль и слава». В нем Альмодовар устами главного героя в исполнении его альтер эго Антонио Бандераса недвусмысленно заявил: художника в этом мире не интересует ничего, кроме происходящего с ним лично. Только события, вписанные в его собственную биографию, заслуживают детального анализа и подробного описания. Только они могут вызвать у него вдохновение вместе с желанием еще и еще раз пережить их. Художник использует магию искусства как машину времени, перемещаясь с ее помощью из одного периода жизни в другой. Он вновь и вновь ищет ответы на однажды возникшие у него вопросы. И если кому-то удается сформулировать ответы раньше него самого, он просто присваивает их, используя чужое имя как маску, под которой прячется его собственное лицо.

Действие «Человеческого голоса» происходит в условной реальности: режиссер создает для своей героини интерьер квартиры, окрашенный в неестественно яркие цвета — столь же яркие, как ее наряды. Только мы успеваем привыкнуть к этой квартире, как камера взмывает над декорациями, покрытыми едва высохшей краской, и обнажает необжитое искусственно созданное пространство. Альмодовар начинает повествование с демонстрации съемочного павильона, то и дело вытаскивает в него героиню из декоративного жилья и его же демонстрирует в финале, когда героиня наконец решается покончить с прошлым и устраивает пожар. При этом поджигает не дом, а декорации посреди пустого ангара — так режиссер преподносит эту сцену зрителю. Вспыхивающий огонь бросаются тушить стоявшие за дверью наготове пожарные, делая вид, что происходит нечто само собой разумеющееся. Женщина с собакой на поводке и чувством глубокого удовлетворения выходит в открытую дверь: прошлое позади! Пожарные ее ни о чем не спрашивают.

Полчаса вместо двух

Альмодовар словно намеренно пытался уложиться именно в тридцать минут — ровно столько длится его фильм. Он не позволяет течь времени внутри кадра — он наполняет его репликами, непрерывным действием, музыкой и цветом. Финальный пожар, устроенный не дождавшейся любовника героиней (как мы понимаем из ее реплик, тот уже расстался с ней и ему осталось только забрать вещи), — это его личный мотив, который Альмодовар вплетает в повествование Кокто. В оригинале героиня лишь намекает на то, что хотела бы покончить с собой, но не в силах этого сделать. У Альмодовара героиня изображает самоубийство, чтобы досадить мужчине, который позволил себе так с ней обойтись. Она поджигает квартиру и совершает звонок, предлагая своему телефонному собеседнику полюбоваться на огонь, вырывающийся из окон ее квартиры, и убеждая его в том, что в огне сгорает и она сама. Но это всего лишь ритуал: он помогает ей расстаться с прошлым, с которым так и не смогла расстаться ее прототип — героиня Кокто.

В фильме Альмодовара просматривается еще один великий текст, состоящий по большей части из разговоров по телефону: «Все огни — огонь» аргентинца Хулио Кортасара, родившегося в Европе и прожившего в ней почти всю жизнь. В этой версии смерть настигает всех: тщетно ждущую былого возлюбленного женщину, мужчину, которому та звонит на грани потери сознания от принятых транквилизаторов, и другую женщину, ради которой он ее и покинул. Оставленная возлюбленным женщина умирает, потому что не может иначе. Он и та, к кому он уходит, сгорают в огне пожара, вызванного непотушенной сигаретой, и их будущее пресекается вместе с ее жизнью. Альмодовар выводит свою героиню из этого замкнутого круга. Ей удается и досадить неверному мужчине, и остаться живой. Он начиняет короткометражку антисуицидальным действием, распахивая своей героине двери в новые времена. И раньше вплетая мотивы пьесы Кокто в свои фильмы, Альмодовар теперь нашел причину полностью на ней сконцентрироваться.

В отечественный прокат картина выходит вместе с интервью Альмодовара, которое он дает по поводу нее вместе с исполнительницей главной роли Тильдой Суинтон. Они говорят каждый из своего дома на незатейливом фоне — в формате традиционных Zoom-интервью с очень непритязательным освещением и оставаясь в домашнем виде: Суинтон предстает перед зрителями с небрежно уложенными и не прокрашенными у корней волосами, для Альмодовара фоном служат книжные полки, они занимают всю стену. Взгляд, которому особенно нечем развлечься на протяжении интервью, начинает блуждать вдоль этих полок и натыкается на фигурки разноцветных безликих человечков — скульптуры, повторяющие персонажей футуристических картин Малевича, и узнает их: точно такие же стояли в квартире героини Тильды Суинтон, которую она так беспощадно спалила какое-то время назад. Это вещественное доказательство того, что «Человеческий голос» — еще один автофикшен Альмодовара.

Суинтон вместо Крус

Альмодовар помещает героиню в квартиру, очень похожую на собственную. Эта квартира — его внутренний мир, который он бесконечно воспроизводит в своих картинах, помещая в нее то одного персонажа, то другого, то мужчину, то женщину. Но боль, переживаемая ими, принадлежит только ему самому. Боль, как физическая, так и эмоциональная, заставляет его двигаться вперед и снимать новые фильмы, уже не слишком задумываясь об их прокатной судьбе. На главную роль в «Голосе» он пригласил асексуальную блондинку Тильду Суинтон — полную противоположность соответствующей всем гендерным стереотипам брюнетке Пенелопе Крус, главной звезде фильмов прежнего Альмодовара. В интервью режиссер осыпает Суинтон комплиментами и обещает, что обязательно снимет с ней еще один фильм. Теперь она позволяет ему сказать о самом себе чтото такое, что уже не могут точно сформулировать Пенелопа Крус и Антонио Бандерас. Как когда-то Флобер заявил, что «мадам Бовари — это я», так же Альмодовар, пусть не буквально, говорит: «Теперь я — это Тильда Суинтон».

Пандемия играет на руку Альмодовару, благодаря ей он избавился от давящего на него формата полнометражного фильма: в интервью он признается, что и у него, и у других режиссеров есть замыслы фильмов с нестандартным хронометражем и им хотелось бы их реализовать. Мировой кинотеатральный прокат, задыхающийся в пандемию от бескартинья, готов работать и с короткометражками. Зритель получает рассказанную на языке символов Аль модовара историю, которая нуждается в немедленной расшифровке — пока не схлынула эмоциональная волна. И Альмодовар в присутствии актрисы комментирует свою работу. В этот момент зритель словно смотрит картину во второй раз, но уже с подробным разбором происходящего на экране. Если он и в этот момент не понимает смысл «Человеческого голоса», то у него возникает как минимум иллюзия понимания: Альмодовар за сорок пять минут разговора с журналистом, в данном случае являющимся экранным альтер эго зрителя, втягивает его в свое символическое пространство.

«Человеческий голос» — шаг в сторону от искусства кино, запертого в рамки хронометража, к искусству, использующему время не как товар, который впоследствии кинотеатры продают зрителям, а как форму, которая должна соответствовать содержанию фильма.

Немедленный автокомментарий усиливает это соответствие. Зрители, вырванные из привычного ритма усвоения фильма, получают опыт переживания его вместе с режиссером, с готовностью разоблачающим подоплеку только что произошедшего на экране. Для него это часть шоу. И еще один повод отправиться в свой внутренний мир. Вместо хрестоматийного «Все, что я хотел сказать, я сказал своим фильмом» Альмодовар легко соглашается на попытку объяснить и собственные фильмы, и собственную жизнь. В какой-то момент становится даже жаль, что журналист в кадре слишком нейтрален, задает слишком предсказуемые вопросы и заканчивает разговор стандартными любезностями. Ты ждешь, что он выкинет что-нибудь необычное и тоже превратится в персонажа фильма Альмодовара. Но он до конца остается самим собой. Возможно, к лучшему.

Фото: Volga

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения

Главный фактор этого кризиса — частные решения отдельных людей

Эксперт
Союз спасения Союз спасения

Молодые герои и героини филантропии и социального бизнеса — о своих проектах

Vogue
Императивы экономики нового Узбекистана Императивы экономики нового Узбекистана

Узбекистан — крупнейшая экономика Центральной Азии

Эксперт
Что посмотреть и попробовать в Костроме. Гид «РБК Стиль» Что посмотреть и попробовать в Костроме. Гид «РБК Стиль»

Рассказываем, что посмотреть в Костроме, где остановиться и пообедать

РБК
Откровения TikTok Откровения TikTok

Репортаж из дома для тиктокеров Grand House

Эксперт
Игорь Пальчицкий. Дотянуться до звезды Игорь Пальчицкий. Дотянуться до звезды

Двадцатого ноября Майе Плисецкой исполнилось бы девяносто пять лет

Караван историй
Метель времени: сериал «Перевал Дятлова» как выдающийся экскурс в советское прошлое Метель времени: сериал «Перевал Дятлова» как выдающийся экскурс в советское прошлое

Что сокрыто в сюжете сериала «Перевала Дятлова»

Esquire
Правила жизни Виктора Сухорукова Правила жизни Виктора Сухорукова

Правила жизни актера Виктора Сухорукова

Esquire
5 самых смертоносных бриллиантов в истории 5 самых смертоносных бриллиантов в истории

Ты и раньше обходил ювелирные магазины стороной, а теперь будешь их избегать!

Maxim
Одна вокруг света. Возвращение в Бангког и переправа машин через океан Одна вокруг света. Возвращение в Бангког и переправа машин через океан

95-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Учимся разбираться в моде: кто создает тренды и какие коллекции одежды бывают? Учимся разбираться в моде: кто создает тренды и какие коллекции одежды бывают?

Объясняем, что обозначают модные термины и кто придумывает тренды в мире одежды

Cosmopolitan
Почему взрослым непросто учиться: плюсы и минусы образовательных подходов Почему взрослым непросто учиться: плюсы и минусы образовательных подходов

Зачастую нам мешает учиться неподходящий метод обучения

Psychologies
«Африканцы глупее других!»: 6 самых громких скандалов из-за Нобелевской премии «Африканцы глупее других!»: 6 самых громких скандалов из-за Нобелевской премии

В чем упрекают этих нобелевских лауреатов

Cosmopolitan
Как одна исповедь изничтожила акциониста Павленского. И почему для гражданского общества это пшик Как одна исповедь изничтожила акциониста Павленского. И почему для гражданского общества это пшик

Бывшая жена Павленского выпустила книгу о своих отношениях с художником

СНОБ
Все дороги ведут в стрим Все дороги ведут в стрим

Разбираемся, что лучше смотреть на стриминговых сервисах, доступных в России

Playboy
Алина Фаркаш о том, как мужчины поддерживают культуру насилия Алина Фаркаш о том, как мужчины поддерживают культуру насилия

Алина Фаркаш рассуждает о том, почему мы все живем в культуре насилия

Cosmopolitan
Иммунные клетки мигрировали из кишечника для защиты мозга Иммунные клетки мигрировали из кишечника для защиты мозга

Исследователи обнаружили в мозге иммунные клетки, которые произошли от кишечных

N+1
Динамика «сверхгородов» Динамика «сверхгородов»

Законодательные инициативы по развитию агломераций плодят бюрократию на местах

Эксперт
Орели Валонь: Наши очаровательные невестки. Первая глава Орели Валонь: Наши очаровательные невестки. Первая глава

Отрывок из книги Орели Валонь «Наши очаровательные невестки»

СНОБ
Минусовая степень Минусовая степень

Как ухаживать за кожей лица и тела после похудения?

Лиза
«В классической музыке господствует патриархат»: пианистка Полина Осетинская — о плате за оппозиционность и женщинах в профессии «В классической музыке господствует патриархат»: пианистка Полина Осетинская — о плате за оппозиционность и женщинах в профессии

Интервью с пианисткой и лауреаткой премии «Триумф» Полиной Осетинской

Forbes
Самые лучшие знаки зодиака по мнению астрологов Самые лучшие знаки зодиака по мнению астрологов

Считаем, что родиться под любым знаком, – это прекрасно

Cosmopolitan
Вопрос психологу: что такое синдром самозванца? Вопрос психологу: что такое синдром самозванца?

Синдром самозванца — это не медицинский диагноз, но он может испортить жизнь

Esquire
Как не поссориться на праздниках: 10 советов для всей семьи Как не поссориться на праздниках: 10 советов для всей семьи

Как провести праздничные дни без стресса

Домашний Очаг
Оксфорды, но не броги. Виды классической мужской обуви Оксфорды, но не броги. Виды классической мужской обуви

Обзор мужской обуви, в которой должен разбираться настоящий джентльмен

Playboy
«Бог всех пикапов»: Rezvani сделал 6-колёсный броневик Hercules «Бог всех пикапов»: Rezvani сделал 6-колёсный броневик Hercules

Американская компания Rezvani Motors представила новую модель Hercules 6x6

Популярная механика
С миру по нитке С миру по нитке

Разочаровавшись в моде, Азиза Азим запустила собственную марку

Vogue
Сладкая несладкая жизнь Сладкая несладкая жизнь

Учёные нашли ещё одно доказательство негативного влияния сахара на наше здоровье

Здоровье
«Столкнулся с возражением? Давай, убей его»: почему авторитет, основанный на власти, больше не работает «Столкнулся с возражением? Давай, убей его»: почему авторитет, основанный на власти, больше не работает

Отрывок из книги Джослин Дэвис «Искусство мягкого влияния»

Forbes
Как будущее России приняло образ бункера Как будущее России приняло образ бункера

Постоянная готовность к войне стала мировоззрением

СНОБ
Открыть в приложении