«Человеческий голос» — автофикшен с участием Тильды Суинтон

ЭкспертСобытия

«Человеческий голос»: коротко и печально

В прокат выходит фильм Педро Альмодовара «Человеческой голос» с Тильдой Суинтон в главной роли

Вячеслав Суриков

Для обладательницы «Оскара» Тильды Суинтон «Человеческий голос» — первый опыт сотрудничества с Педро Альмодоваром

Новая работа Альмодовара, несмотря на то что в ее основе пьеса Жана Кокто, считывается как еще один опус в жанре автофикшен, суть которого режиссер так подробно объяснял в своем предыдущем фильме — «Боль и слава». В нем Альмодовар устами главного героя в исполнении его альтер эго Антонио Бандераса недвусмысленно заявил: художника в этом мире не интересует ничего, кроме происходящего с ним лично. Только события, вписанные в его собственную биографию, заслуживают детального анализа и подробного описания. Только они могут вызвать у него вдохновение вместе с желанием еще и еще раз пережить их. Художник использует магию искусства как машину времени, перемещаясь с ее помощью из одного периода жизни в другой. Он вновь и вновь ищет ответы на однажды возникшие у него вопросы. И если кому-то удается сформулировать ответы раньше него самого, он просто присваивает их, используя чужое имя как маску, под которой прячется его собственное лицо.

Действие «Человеческого голоса» происходит в условной реальности: режиссер создает для своей героини интерьер квартиры, окрашенный в неестественно яркие цвета — столь же яркие, как ее наряды. Только мы успеваем привыкнуть к этой квартире, как камера взмывает над декорациями, покрытыми едва высохшей краской, и обнажает необжитое искусственно созданное пространство. Альмодовар начинает повествование с демонстрации съемочного павильона, то и дело вытаскивает в него героиню из декоративного жилья и его же демонстрирует в финале, когда героиня наконец решается покончить с прошлым и устраивает пожар. При этом поджигает не дом, а декорации посреди пустого ангара — так режиссер преподносит эту сцену зрителю. Вспыхивающий огонь бросаются тушить стоявшие за дверью наготове пожарные, делая вид, что происходит нечто само собой разумеющееся. Женщина с собакой на поводке и чувством глубокого удовлетворения выходит в открытую дверь: прошлое позади! Пожарные ее ни о чем не спрашивают.

Полчаса вместо двух

Альмодовар словно намеренно пытался уложиться именно в тридцать минут — ровно столько длится его фильм. Он не позволяет течь времени внутри кадра — он наполняет его репликами, непрерывным действием, музыкой и цветом. Финальный пожар, устроенный не дождавшейся любовника героиней (как мы понимаем из ее реплик, тот уже расстался с ней и ему осталось только забрать вещи), — это его личный мотив, который Альмодовар вплетает в повествование Кокто. В оригинале героиня лишь намекает на то, что хотела бы покончить с собой, но не в силах этого сделать. У Альмодовара героиня изображает самоубийство, чтобы досадить мужчине, который позволил себе так с ней обойтись. Она поджигает квартиру и совершает звонок, предлагая своему телефонному собеседнику полюбоваться на огонь, вырывающийся из окон ее квартиры, и убеждая его в том, что в огне сгорает и она сама. Но это всего лишь ритуал: он помогает ей расстаться с прошлым, с которым так и не смогла расстаться ее прототип — героиня Кокто.

В фильме Альмодовара просматривается еще один великий текст, состоящий по большей части из разговоров по телефону: «Все огни — огонь» аргентинца Хулио Кортасара, родившегося в Европе и прожившего в ней почти всю жизнь. В этой версии смерть настигает всех: тщетно ждущую былого возлюбленного женщину, мужчину, которому та звонит на грани потери сознания от принятых транквилизаторов, и другую женщину, ради которой он ее и покинул. Оставленная возлюбленным женщина умирает, потому что не может иначе. Он и та, к кому он уходит, сгорают в огне пожара, вызванного непотушенной сигаретой, и их будущее пресекается вместе с ее жизнью. Альмодовар выводит свою героиню из этого замкнутого круга. Ей удается и досадить неверному мужчине, и остаться живой. Он начиняет короткометражку антисуицидальным действием, распахивая своей героине двери в новые времена. И раньше вплетая мотивы пьесы Кокто в свои фильмы, Альмодовар теперь нашел причину полностью на ней сконцентрироваться.

В отечественный прокат картина выходит вместе с интервью Альмодовара, которое он дает по поводу нее вместе с исполнительницей главной роли Тильдой Суинтон. Они говорят каждый из своего дома на незатейливом фоне — в формате традиционных Zoom-интервью с очень непритязательным освещением и оставаясь в домашнем виде: Суинтон предстает перед зрителями с небрежно уложенными и не прокрашенными у корней волосами, для Альмодовара фоном служат книжные полки, они занимают всю стену. Взгляд, которому особенно нечем развлечься на протяжении интервью, начинает блуждать вдоль этих полок и натыкается на фигурки разноцветных безликих человечков — скульптуры, повторяющие персонажей футуристических картин Малевича, и узнает их: точно такие же стояли в квартире героини Тильды Суинтон, которую она так беспощадно спалила какое-то время назад. Это вещественное доказательство того, что «Человеческий голос» — еще один автофикшен Альмодовара.

Суинтон вместо Крус

Альмодовар помещает героиню в квартиру, очень похожую на собственную. Эта квартира — его внутренний мир, который он бесконечно воспроизводит в своих картинах, помещая в нее то одного персонажа, то другого, то мужчину, то женщину. Но боль, переживаемая ими, принадлежит только ему самому. Боль, как физическая, так и эмоциональная, заставляет его двигаться вперед и снимать новые фильмы, уже не слишком задумываясь об их прокатной судьбе. На главную роль в «Голосе» он пригласил асексуальную блондинку Тильду Суинтон — полную противоположность соответствующей всем гендерным стереотипам брюнетке Пенелопе Крус, главной звезде фильмов прежнего Альмодовара. В интервью режиссер осыпает Суинтон комплиментами и обещает, что обязательно снимет с ней еще один фильм. Теперь она позволяет ему сказать о самом себе чтото такое, что уже не могут точно сформулировать Пенелопа Крус и Антонио Бандерас. Как когда-то Флобер заявил, что «мадам Бовари — это я», так же Альмодовар, пусть не буквально, говорит: «Теперь я — это Тильда Суинтон».

Пандемия играет на руку Альмодовару, благодаря ей он избавился от давящего на него формата полнометражного фильма: в интервью он признается, что и у него, и у других режиссеров есть замыслы фильмов с нестандартным хронометражем и им хотелось бы их реализовать. Мировой кинотеатральный прокат, задыхающийся в пандемию от бескартинья, готов работать и с короткометражками. Зритель получает рассказанную на языке символов Аль модовара историю, которая нуждается в немедленной расшифровке — пока не схлынула эмоциональная волна. И Альмодовар в присутствии актрисы комментирует свою работу. В этот момент зритель словно смотрит картину во второй раз, но уже с подробным разбором происходящего на экране. Если он и в этот момент не понимает смысл «Человеческого голоса», то у него возникает как минимум иллюзия понимания: Альмодовар за сорок пять минут разговора с журналистом, в данном случае являющимся экранным альтер эго зрителя, втягивает его в свое символическое пространство.

«Человеческий голос» — шаг в сторону от искусства кино, запертого в рамки хронометража, к искусству, использующему время не как товар, который впоследствии кинотеатры продают зрителям, а как форму, которая должна соответствовать содержанию фильма.

Немедленный автокомментарий усиливает это соответствие. Зрители, вырванные из привычного ритма усвоения фильма, получают опыт переживания его вместе с режиссером, с готовностью разоблачающим подоплеку только что произошедшего на экране. Для него это часть шоу. И еще один повод отправиться в свой внутренний мир. Вместо хрестоматийного «Все, что я хотел сказать, я сказал своим фильмом» Альмодовар легко соглашается на попытку объяснить и собственные фильмы, и собственную жизнь. В какой-то момент становится даже жаль, что журналист в кадре слишком нейтрален, задает слишком предсказуемые вопросы и заканчивает разговор стандартными любезностями. Ты ждешь, что он выкинет что-нибудь необычное и тоже превратится в персонажа фильма Альмодовара. Но он до конца остается самим собой. Возможно, к лучшему.

Фото: Volga

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Победитель не должен быть проклят Победитель не должен быть проклят

Нобелевские лауреаты по экономике 2020 года развили теорию аукционов

Эксперт
От костюма до портупеи: одеться как герои фильмов Мартина Скорсезе От костюма до портупеи: одеться как герои фильмов Мартина Скорсезе

Безупречная визуальная эстетика — вот за что мы любим фильмы Мартина Скорсезе

Esquire
Магнит притянул в бизнес Магнит притянул в бизнес

Инновационная технология — диагностика трубопроводов с помощью магнитометра

Эксперт
«Титаник» XII века: кораблекрушение, изменившее историю «Титаник» XII века: кораблекрушение, изменившее историю

900 лет назад произошло кораблекрушение «Белого корабля».

Maxim
Водителей просят выйти Водителей просят выйти

Промышленные беспилотники доказывают свою эффективность на полях и в карьерах

Эксперт
7 старинных предметов нижнего белья, которые сегодня выглядят дико 7 старинных предметов нижнего белья, которые сегодня выглядят дико

После этого ты по-другому взглянешь на трусы!

Maxim
Почему больше не производят смартфоны со съемными батареями Почему больше не производят смартфоны со съемными батареями

Почему съемные аккумуляторы остались в прошлом?

Популярная механика
Как расположить к себе собеседника — метод агентов ФБР Как расположить к себе собеседника — метод агентов ФБР

Как применить науку ведения переговоров в повседневной жизни?

Inc.
5 ошибок Grow Food 5 ошибок Grow Food

Типичные ошибки в жизни любого стартапера

Inc.
Клеточные Терминаторы Клеточные Терминаторы

Ученые научились создавать «полу-искусственную полужизнь»

Популярная механика
Мартин Лютер Мартин Лютер

Бунтарь в эпоху потрясений

kiozk originals
30 способов перезапустить свое тело 30 способов перезапустить свое тело

Полное руководство по тому, как выжать максимум из человеческого организма

kiozk originals
Разбор пернатых Разбор пернатых

Какие птицы и когда угрожают самолетам

Огонёк
Шкурный интерес Шкурный интерес

Как правильно выбрать ковер

Добрые советы
«Услуги концентрации»: как заработать на том, что учишь людей работать «Услуги концентрации»: как заработать на том, что учишь людей работать

Как Молли Сонстенг учит людей концентрации и максимально продуктивной работе

Forbes
Субантарктических пингвинов предложили разделить на четыре вида Субантарктических пингвинов предложили разделить на четыре вида

Субантарктические пингвины — не один вид, а четыре

N+1
Януш Леон Вишневский: Нельзя войти в одну и ту же эмоциональную реку дважды Януш Леон Вишневский: Нельзя войти в одну и ту же эмоциональную реку дважды

Интервью с Янушем Леоном Вишневским

СНОБ
Начальные навыки пассивно-агрессивного общения в переписке Начальные навыки пассивно-агрессивного общения в переписке

Настало время использовать глубинные навыки в Интернет-общении

Maxim
Правила жизни Михаила Жванецкого Правила жизни Михаила Жванецкого

Правила жизни писателя-сатирика и народного артиста РФ Михаила Жванецкого

Esquire
«Не считаю себя селебрити» «Не считаю себя селебрити»

Евгений Цыганов может отмечать премьеры едва ли не каждый день

Огонёк
Мало, мало, мало огня Мало, мало, мало огня

Год, когда непостижимость божественного замысла включилась на максимум

Tatler
Посланник дьявола? 7 Посланник дьявола? 7

Моргенштерн – «Антигерой нашего времени»

Cosmopolitan
Со знаком качества Со знаком качества

Экскурс в 20‑е годы прошлого столетия — современная вариация на тему ар-деко

SALON-Interior
Самые необычные концепции Вселенной: прав ли Эйнштейн Самые необычные концепции Вселенной: прав ли Эйнштейн

Общая теория относительности позволяет создавать экзотические воображаемые миры

Популярная механика
Тимур Эзугбая, сценарист сериала «Грозный»: «Вымысел не должен противоречить истории» Тимур Эзугбая, сценарист сериала «Грозный»: «Вымысел не должен противоречить истории»

Интервью с Тимуром Эзугбая — сценаристом сериала «Грозный»

Эксперт
Как маски превратились в самый модный аксессуар Как маски превратились в самый модный аксессуар

Как необходимые средства индивидуальной защиты стали брендовыми аксессуарами

GQ
Первый концлагерь, первый теракт и еще 6 адских исторических первенцев Первый концлагерь, первый теракт и еще 6 адских исторических первенцев

Они были первыми. Но лучше бы их не было!

Maxim
Оксфорды, но не броги. Виды классической мужской обуви Оксфорды, но не броги. Виды классической мужской обуви

Обзор мужской обуви, в которой должен разбираться настоящий джентльмен

Playboy
Деспотичный редактор, ведьма, смертельно больная: лучшие фильмы с Мерил Стрип Деспотичный редактор, ведьма, смертельно больная: лучшие фильмы с Мерил Стрип

Для Мерил Стрип нет роли, которую она не могла бы исполнить

Cosmopolitan
Как определять подделки через слова-маркеры Как определять подделки через слова-маркеры

Какие слова в описании товаров помогают отличить оригинал от подделки?

СНОБ
Открыть в приложении