Самарская область намерена стать лидером в производстве беспилотников

ЭкспертHi-Tech

Беспилотники ускоряются

Самарская область намерена стать лидером в производстве и эксплуатации беспилотных авиационных систем. И у нее есть возможности для достижения этой цели

Николай Ульянов

Сопредседатель комитета по беспилотным системам и технологиям НОЦ «Инженерия будущего» Давид Овакимян (справа) демонстрирует губернатору Самарской области Дмитрию Азарову возможности тренировочного комплекса для обучения операторов БПЛА

Самарская область стала первым российским регионом, где создан научно-производственный центр гражданских беспилотных авиационных систем (БАС). В НПЦ «Самара» будет организован полный цикл производства беспилотных систем — от научных исследований и разработки необходимых технологий до серийного выпуска беспилотников, включающего в себя изготовление необходимых комплектующих — электрических двигателей, винтов, корпусных изделий, систем авионики и связи, а также программного обеспечения. Кроме того, НПЦ займется разработкой нормативно-правовой базы для обеспечения эксплуатации БАС на территории страны и возьмет на себя функции сертификационного центра беспилотных авиационных систем.

Создание научно-производственного центра БАС именно на территории Самарской области неслучайно: этот регион вполне обоснованно претендует на звание столицы беспилотной авиации России.

Будущее за беспилотным транспортом

Самарский кластер БАС появился по инициативе губернатора региона Дмитрия Азарова. Руководство региона сумело заинтересовать в сотрудничестве одного из ведущих разработчиков беспилотных авиационных систем — компанию «Транспорт будущего» — в реализации крупного проекта на территории области.

В настоящее время эта компания строит в ОЭЗ «Тольятти» завод по производству беспилотников. Под эти цели весной была приобретена площадка более 40 тыс. кв. м. Тогда же заявлялось, что общая сумма инвестиций в проект составит 6 млрд рублей. Однако в июне, в ходе Петербургского международного экономического форума, между правительством Самарской области и компанией «Транспорт будущего» было подписано соглашение о сотрудничестве в рамках реализации проекта по созданию в регионе полного цикла производства БАС. И тогда же было объявлено, что общая сумма инвестиций в проект составит более 20 млрд рублей. В компании увеличение объема вложений объяснили тем, что подписанное соглашение предусматривает не только строительство завода, но и создание всей необходимой инфраструктуры для проведения летных испытаний, сертификации, обучения персонала. Кроме того, принято решение расширить номенклатуру производства собственных комплектующих для БАС, в том числе массой менее 30 кг.

Комментируя подписание соглашения, генеральный директор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко отметил, что приход компании именно в Самарскую область обусловлен отношением руководства региона области к инвесторам, активностью ее правительства, выгодным географическим положением, а также теми преференциями и льготами, которые были предоставлены проекту. По его словам, уже сейчас на площадке возведено четыре объекта: цеха для сборки двух разновидностей дронов и цех производства структурных элементов БАС.

«Исполняя поручение президента, мы реализуем проект в рекордно короткие сроки. Уже в декабре планируется завершить строительство производственной площадки по выпуску беспилотных летательных аппаратов, за что я хочу поблагодарить наших партнеров», — подчеркивает Дмитрий Азаров.

В Тольятти «Транспорт будущего» планирует выпускать грузовые беспилотники и аэротакси грузоподъемностью 200 кг. Это воздушные суда мультироторного типа с двухуровневой схемой расположения винтомоторных групп для повышения управляемости и отказоустойчивости во время полета. Эти беспилотники способны работать при температурах от −30 до +40 градусов. В планах компании — выпуск беспилотных аппаратов массой до 30 кг. Отдельный блок работ будет связан с агродронами взлетной массой 600 кг.

Что касается целей применения БПЛА, то это, как поясняют в компании, в первую очередь аграрный сектор, например мониторинг и обработка полей. Следующая сфера применения — агрологистика и доставка грузов, а также мониторинг различных объектов, в том числе имеющих значительную протяженность — например, нефтепроводов или линий электропередачи. Грузовые БАС также могут быть использованы службами спасения.

В отношении аэротакси в компании надеются, что оно найдет применение рядом с крупными мегаполисами с высокой плотностью дорожного движения, а также поможет преодолевать расстояния от малых населенных пунктов до более крупных городов, что позволит повысить качество жизни в небольших городах.

Предполагается, что начиная с 2024 года на заводе в Самарской области будет выпускаться более трех тысяч БАС в год.

При этом программа развития беспилотного транспорта не ограничивается проектом компании «Транспорт будущего». Серьезная работа ведется в Центре беспилотных систем Самарского университета имени академика С. П. Королева. Этот вуз входит в научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня «Инженерия будущего». А в самом НОЦ создан межотраслевой комитет по беспилотным системам и технологиям. По словам сопредседателя комитета НОЦ, директора центра беспилотных систем СНИУ им. С. П. Королева Давида Овакимяна, за последнее время совершен серьезный прорыв в сфере программного обеспечения для беспилотных летательных аппаратов, в регионе ряд предприятий малого и среднего бизнеса занимаются производством беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета и самолетного типа.

Научный задел по беспилотным летальным аппаратам, созданный в области, во многом способствовал тому, что именно здесь появился кластер БАС, считает Давид Овакимян. Важную роль в этом сыграло и создание сначала НОЦ, а затем и комитета по БАС. «В комитет входят представители науки, образования и бизнеса не только Самарской области, но и других российских регионов и Республики Беларусь. Благодаря такой синергии мы можем интегрировать в наши разработки самые передовые решения», — считает Давид Овакимян.

Так, на ПМЭФ был представлен тренировочный комплекс для обучения операторов беспилотных аппаратов. «Этот учебно-тренировочный комплекс позволяет проводить качественное и эффективное обучение, — говорит Давид Овакимян. — Сегодня у нас закупают не только сами тренажеры, но и права на производство этих комплексов, поскольку на российском рынке подобных изделий практически нет».

Разрешение на взлет

Двадцать восьмого июня правительство России утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 20230 года и на перспективу до 2035 года. Стратегия предполагает, что к 2030 году в России будет создана фактически новая отрасль по производству и эксплуатации гражданских беспилотников. При этом российский рынок БАС вырастет до 1 трлн рублей, увеличившись в 20 раз от своего текущего состояния (подробнее см. «Российские беспилотники: летим к триллиону», «Эксперт», № 28 за 2023 год).

До последнего времени производство беспилотников в России во много опиралось на иностранные комплектующие. Проекты, реализуемые в Самарской области, должны способствовать решению этой проблемы. Как уже было сказано, «Транспорт будущего» на своем заводе будет выпускать комплектующие не только для обеспечения собственного производства, но и в целом для российского рынка. Кроме того, эта компания заключила соглашение о стратегическом партнерстве с группой компаний «ИнЭнерджи» и Фондом поддержки проектов Национальной технологической инициативы (НТИ). Соглашение предполагает развитие проекта «Металион» по разработке химических источников тока и строительству завода по их производству. В том числе литий-ионных батарей для БАС. В проект планируется инвестировать более 20 млрд рублей, а совокупная мощность опытно-промышленного производства, которое инвесторы рассчитывают построить за год, составит 750 МВт·ч в год.

«Аккумуляторная батарея — важнейшая часть БАС, электрического транспорта и других высокотехнологичных приборов. Однако пока эти комплектующие преимущественно поставляются в Россию из-за рубежа и остаются одной из критических точек роста российской отрасли БАС, — говорит Юрий Козаренко. — На сегодня компания активно развивает разработку литий-ионных и иных видов АКБ для БАС, а также работает с сильнейшими отечественными учеными и мировыми лидерами направления. Объединение опыта и экспертизы в проекте поможет ускорить решение общих задач». По его словам, итогом этой работы может стать организация в стране производства отечественных АКБ в объеме десятков гигаватт-часов в год для всех отраслей промышленности.

Серьезный импульс развитию беспилотной авиации в Самарской области придаст введение на территории региона экспериментального правового режима (ЭРП) в сфере эксплуатации беспилотных авиационных систем. Заявка о его введении была направлена в правительство России в марте этого года. Как сообщил министр экономического развития Самарской области Дмитрий Богданов, заявка прошла все необходимые согласования и уже подготовлено соответствующее постановление правительства России.

«ЭПР позволит его участникам применять беспилотники в специальном упрощенном режиме как при производстве и испытаниях, так и для воздушной перевозки грузов, авиационных работ, обработки сельскохозяйственных угодий, мониторинга протяженных объектов инфраструктуры, работы МЧС и многого другого», — пояснил министр в своем телеграм-канале, отметив, что экспериментальный режим вводится на всей территории региона, за исключением зон со специальными ограничениями. Экспериментальный режим будет действовать в регионе в течение трех лет спустя 20 дней с даты подписания постановления правительства.

«Многие технологии, создаваемые с нуля, требуют апробации, пилотных применений. Но законодательство сегодня в полной мере не позволяет это сделать. И введение экспериментального режима даст возможность тестировать новые разработки. И то, что такой режим будет введен в Самарской области, конечно, поможет нам быстрее вывести свои технологии, свою продукцию на рынок», — считает Давид Овакимян.

«Самарская область показала высокую адаптивность к существующим реалиям, умение находить новые точки роста, подтверждая статус опорного края страны, — считает Дмитрий Азаров. — Регион сегодня становится драйвером развития беспилотных авиационных систем в России. Введение ЭПР открывает возможности для проведения испытаний новых летательных аппаратов уже в этом году, что позволит максимально быстро внедрять новые технологии в серийный выпуск».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Перевал Перевал

С момента гибели туристов из группы Игоря Дятлова прошло больше полувека

Популярная механика
«Власть дает художникам свободу поиска, пока не устоялся канон» «Власть дает художникам свободу поиска, пока не устоялся канон»

Евгений Марголит о том, как советские режиссеры не совпадали с линией партии

Weekend
Маломощные реакторы спасут мирный атом Маломощные реакторы спасут мирный атом

Репутация – главная проблема атомной энергетики в XXI веке

Популярная механика
Музыкальная пауза: как Тупак Шакур воспел Западное побережье в California Love Музыкальная пауза: как Тупак Шакур воспел Западное побережье в California Love

Как Тупак Шакур записал один из главных хитов в карьере — California Love

Правила жизни
АвтоВАЗ: перестройка и экспансия АвтоВАЗ: перестройка и экспансия

Флагман российского автопрома наращивает выпуск автомобилей. Впереди — изменения

Эксперт
Сделай сам Сделай сам

Игрушечные машинки своими руками

Автопилот
Без чего нельзя построить космический корабль Без чего нельзя построить космический корабль

Без какого материала не обойтись при постройке космического корабля?

Популярная механика
Первый Берлинский кризис Первый Берлинский кризис

Берлинский кризис стал первым крупным испытанием на прочность послевоенного мира

Дилетант
Генералы песчаных карьеров Генералы песчаных карьеров

Шагающие экскаваторы, или драглайны, – самые большие мобильные наземные машины

ТехИнсайдер
Черный список продуктов, которых стоит избегать перед авиаперелетом Черный список продуктов, которых стоит избегать перед авиаперелетом

Если вы не хотите, чтобы полет превратился в пытку, следуйте этим рекомендациям

ТехИнсайдер
Дачи Российской империи. Откуда в России появилась дачная культура? Дачи Российской империи. Откуда в России появилась дачная культура?

Для русского человека дача имеет много смыслов. Так кто же это придумал?

Караван историй
Правила жизни атомщиков Правила жизни атомщиков

«Правила жизни» вспоминают волшебников от науки – четверых ученых

Правила жизни
Осенние маршруты. ТОП-5 идей на уикенд Осенние маршруты. ТОП-5 идей на уикенд

Отправляйся путешествовать – в поисках идеальной осени!

Лиза
Города для жизни Города для жизни

Словосочетание «комфортная городская среда» давно звучит из уст чиновников

Эксперт
Писаная красота Писаная красота

Византийское «наследство» в виде письменности

Дилетант
Как NFT меняет арт-рынок и выходит в России в легальное поле Как NFT меняет арт-рынок и выходит в России в легальное поле

Как живопись обосновалась в метавселенной и как государство поддерживает NFT

СНОБ
И был день седьмой И был день седьмой

Хала — это ДНК любви, и вот как её расшифровать

Seasons of life
«Солнечные космические лучи — моя любовь…» «Солнечные космические лучи — моя любовь…»

Галина Базилевская об исследованиях физики Солнца и космических лучей

Наука и жизнь
Есть варианты. 10 альтернатив прикроватной тумбочке для маленькой спальни Есть варианты. 10 альтернатив прикроватной тумбочке для маленькой спальни

Прикроватная тумбочка нужна в каждой спальне. Но чем ее можно заменить?

Лиза
Манипуляция в отношениях: как эмоции делают нас жертвами Манипуляция в отношениях: как эмоции делают нас жертвами

Как наши эмоции делают нас жертвами манипуляции и что можно с этим сделать

Psychologies
Авиация Авиация

Рекордно просторные салоны, близкая к рекордной скорость плюс забота об экологии

Robb Report
Импульсивный инвестор Импульсивный инвестор

Как уроженец Шанхая стал легендарным американским финансистом

Деньги
Джанхотская усадьба братьев Короленко: история и современность Джанхотская усадьба братьев Короленко: история и современность

Джанхотская усадьба братьев Короленко воссоздает дух ушедшей эпохи

Знание – сила
«Вычитание»: иранский арт-мейнстрим про темную и светлую стороны человека «Вычитание»: иранский арт-мейнстрим про темную и светлую стороны человека

«Вычитание» — проект о двойниках, которых главные герои случайно встречают

Forbes
Свидетельства неслучившегося Свидетельства неслучившегося

Песни Пахмутовой и Добронравова задали эмоциональный режим советского человека

Weekend
5 признаков деменции у собаки 5 признаков деменции у собаки

Как понять, что ваш питомец болен слабоумием?

ТехИнсайдер
Почему мы сожалеем о разводе: 3 основные причины Почему мы сожалеем о разводе: 3 основные причины

Что мешает разведенным людям радоваться новой жизни?

Psychologies
Сел и уснул: 10 лайфхаков, как хорошенько выспаться в самолете Сел и уснул: 10 лайфхаков, как хорошенько выспаться в самолете

Как «отключиться» от внешних раздражителей и погрузиться в сон на время полета

ТехИнсайдер
Время доставки Время доставки

Можно ли на самом деле обуздать свою страсть к онлайн-шопингу?

VOICE
Квартира для двоих Квартира для двоих

Московская квартира в стиле экошик: натуральные материалы, богатые фактуры

SALON-Interior
Открыть в приложении