Самарская область намерена стать лидером в производстве беспилотников

ЭкспертHi-Tech

Беспилотники ускоряются

Самарская область намерена стать лидером в производстве и эксплуатации беспилотных авиационных систем. И у нее есть возможности для достижения этой цели

Николай Ульянов

Сопредседатель комитета по беспилотным системам и технологиям НОЦ «Инженерия будущего» Давид Овакимян (справа) демонстрирует губернатору Самарской области Дмитрию Азарову возможности тренировочного комплекса для обучения операторов БПЛА

Самарская область стала первым российским регионом, где создан научно-производственный центр гражданских беспилотных авиационных систем (БАС). В НПЦ «Самара» будет организован полный цикл производства беспилотных систем — от научных исследований и разработки необходимых технологий до серийного выпуска беспилотников, включающего в себя изготовление необходимых комплектующих — электрических двигателей, винтов, корпусных изделий, систем авионики и связи, а также программного обеспечения. Кроме того, НПЦ займется разработкой нормативно-правовой базы для обеспечения эксплуатации БАС на территории страны и возьмет на себя функции сертификационного центра беспилотных авиационных систем.

Создание научно-производственного центра БАС именно на территории Самарской области неслучайно: этот регион вполне обоснованно претендует на звание столицы беспилотной авиации России.

Будущее за беспилотным транспортом

Самарский кластер БАС появился по инициативе губернатора региона Дмитрия Азарова. Руководство региона сумело заинтересовать в сотрудничестве одного из ведущих разработчиков беспилотных авиационных систем — компанию «Транспорт будущего» — в реализации крупного проекта на территории области.

В настоящее время эта компания строит в ОЭЗ «Тольятти» завод по производству беспилотников. Под эти цели весной была приобретена площадка более 40 тыс. кв. м. Тогда же заявлялось, что общая сумма инвестиций в проект составит 6 млрд рублей. Однако в июне, в ходе Петербургского международного экономического форума, между правительством Самарской области и компанией «Транспорт будущего» было подписано соглашение о сотрудничестве в рамках реализации проекта по созданию в регионе полного цикла производства БАС. И тогда же было объявлено, что общая сумма инвестиций в проект составит более 20 млрд рублей. В компании увеличение объема вложений объяснили тем, что подписанное соглашение предусматривает не только строительство завода, но и создание всей необходимой инфраструктуры для проведения летных испытаний, сертификации, обучения персонала. Кроме того, принято решение расширить номенклатуру производства собственных комплектующих для БАС, в том числе массой менее 30 кг.

Комментируя подписание соглашения, генеральный директор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко отметил, что приход компании именно в Самарскую область обусловлен отношением руководства региона области к инвесторам, активностью ее правительства, выгодным географическим положением, а также теми преференциями и льготами, которые были предоставлены проекту. По его словам, уже сейчас на площадке возведено четыре объекта: цеха для сборки двух разновидностей дронов и цех производства структурных элементов БАС.

«Исполняя поручение президента, мы реализуем проект в рекордно короткие сроки. Уже в декабре планируется завершить строительство производственной площадки по выпуску беспилотных летательных аппаратов, за что я хочу поблагодарить наших партнеров», — подчеркивает Дмитрий Азаров.

В Тольятти «Транспорт будущего» планирует выпускать грузовые беспилотники и аэротакси грузоподъемностью 200 кг. Это воздушные суда мультироторного типа с двухуровневой схемой расположения винтомоторных групп для повышения управляемости и отказоустойчивости во время полета. Эти беспилотники способны работать при температурах от −30 до +40 градусов. В планах компании — выпуск беспилотных аппаратов массой до 30 кг. Отдельный блок работ будет связан с агродронами взлетной массой 600 кг.

Что касается целей применения БПЛА, то это, как поясняют в компании, в первую очередь аграрный сектор, например мониторинг и обработка полей. Следующая сфера применения — агрологистика и доставка грузов, а также мониторинг различных объектов, в том числе имеющих значительную протяженность — например, нефтепроводов или линий электропередачи. Грузовые БАС также могут быть использованы службами спасения.

В отношении аэротакси в компании надеются, что оно найдет применение рядом с крупными мегаполисами с высокой плотностью дорожного движения, а также поможет преодолевать расстояния от малых населенных пунктов до более крупных городов, что позволит повысить качество жизни в небольших городах.

Предполагается, что начиная с 2024 года на заводе в Самарской области будет выпускаться более трех тысяч БАС в год.

При этом программа развития беспилотного транспорта не ограничивается проектом компании «Транспорт будущего». Серьезная работа ведется в Центре беспилотных систем Самарского университета имени академика С. П. Королева. Этот вуз входит в научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня «Инженерия будущего». А в самом НОЦ создан межотраслевой комитет по беспилотным системам и технологиям. По словам сопредседателя комитета НОЦ, директора центра беспилотных систем СНИУ им. С. П. Королева Давида Овакимяна, за последнее время совершен серьезный прорыв в сфере программного обеспечения для беспилотных летательных аппаратов, в регионе ряд предприятий малого и среднего бизнеса занимаются производством беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета и самолетного типа.

Научный задел по беспилотным летальным аппаратам, созданный в области, во многом способствовал тому, что именно здесь появился кластер БАС, считает Давид Овакимян. Важную роль в этом сыграло и создание сначала НОЦ, а затем и комитета по БАС. «В комитет входят представители науки, образования и бизнеса не только Самарской области, но и других российских регионов и Республики Беларусь. Благодаря такой синергии мы можем интегрировать в наши разработки самые передовые решения», — считает Давид Овакимян.

Так, на ПМЭФ был представлен тренировочный комплекс для обучения операторов беспилотных аппаратов. «Этот учебно-тренировочный комплекс позволяет проводить качественное и эффективное обучение, — говорит Давид Овакимян. — Сегодня у нас закупают не только сами тренажеры, но и права на производство этих комплексов, поскольку на российском рынке подобных изделий практически нет».

Разрешение на взлет

Двадцать восьмого июня правительство России утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 20230 года и на перспективу до 2035 года. Стратегия предполагает, что к 2030 году в России будет создана фактически новая отрасль по производству и эксплуатации гражданских беспилотников. При этом российский рынок БАС вырастет до 1 трлн рублей, увеличившись в 20 раз от своего текущего состояния (подробнее см. «Российские беспилотники: летим к триллиону», «Эксперт», № 28 за 2023 год).

До последнего времени производство беспилотников в России во много опиралось на иностранные комплектующие. Проекты, реализуемые в Самарской области, должны способствовать решению этой проблемы. Как уже было сказано, «Транспорт будущего» на своем заводе будет выпускать комплектующие не только для обеспечения собственного производства, но и в целом для российского рынка. Кроме того, эта компания заключила соглашение о стратегическом партнерстве с группой компаний «ИнЭнерджи» и Фондом поддержки проектов Национальной технологической инициативы (НТИ). Соглашение предполагает развитие проекта «Металион» по разработке химических источников тока и строительству завода по их производству. В том числе литий-ионных батарей для БАС. В проект планируется инвестировать более 20 млрд рублей, а совокупная мощность опытно-промышленного производства, которое инвесторы рассчитывают построить за год, составит 750 МВт·ч в год.

«Аккумуляторная батарея — важнейшая часть БАС, электрического транспорта и других высокотехнологичных приборов. Однако пока эти комплектующие преимущественно поставляются в Россию из-за рубежа и остаются одной из критических точек роста российской отрасли БАС, — говорит Юрий Козаренко. — На сегодня компания активно развивает разработку литий-ионных и иных видов АКБ для БАС, а также работает с сильнейшими отечественными учеными и мировыми лидерами направления. Объединение опыта и экспертизы в проекте поможет ускорить решение общих задач». По его словам, итогом этой работы может стать организация в стране производства отечественных АКБ в объеме десятков гигаватт-часов в год для всех отраслей промышленности.

Серьезный импульс развитию беспилотной авиации в Самарской области придаст введение на территории региона экспериментального правового режима (ЭРП) в сфере эксплуатации беспилотных авиационных систем. Заявка о его введении была направлена в правительство России в марте этого года. Как сообщил министр экономического развития Самарской области Дмитрий Богданов, заявка прошла все необходимые согласования и уже подготовлено соответствующее постановление правительства России.

«ЭПР позволит его участникам применять беспилотники в специальном упрощенном режиме как при производстве и испытаниях, так и для воздушной перевозки грузов, авиационных работ, обработки сельскохозяйственных угодий, мониторинга протяженных объектов инфраструктуры, работы МЧС и многого другого», — пояснил министр в своем телеграм-канале, отметив, что экспериментальный режим вводится на всей территории региона, за исключением зон со специальными ограничениями. Экспериментальный режим будет действовать в регионе в течение трех лет спустя 20 дней с даты подписания постановления правительства.

«Многие технологии, создаваемые с нуля, требуют апробации, пилотных применений. Но законодательство сегодня в полной мере не позволяет это сделать. И введение экспериментального режима даст возможность тестировать новые разработки. И то, что такой режим будет введен в Самарской области, конечно, поможет нам быстрее вывести свои технологии, свою продукцию на рынок», — считает Давид Овакимян.

«Самарская область показала высокую адаптивность к существующим реалиям, умение находить новые точки роста, подтверждая статус опорного края страны, — считает Дмитрий Азаров. — Регион сегодня становится драйвером развития беспилотных авиационных систем в России. Введение ЭПР открывает возможности для проведения испытаний новых летательных аппаратов уже в этом году, что позволит максимально быстро внедрять новые технологии в серийный выпуск».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Растущий на обочине Растущий на обочине

Да, пожалуй, ни одну из дорог невозможно представить без этого растения

Наука и жизнь
Лариса Малькова: «Искусственный интеллект можно сравнить с энергией атома» Лариса Малькова: «Искусственный интеллект можно сравнить с энергией атома»

Где еще заявит о себе искусственный интеллект и как он повлияет на рынок труда

РБК
Русский авиапром отвоевывает небо Русский авиапром отвоевывает небо

«Суперджет» и серьезный рывок на пути к обретению звания «российский самолет»

Эксперт
Машины лечат людей: как нейросети используют в российской медицине Машины лечат людей: как нейросети используют в российской медицине

Россия начала активно разрабатывать нейросети в системе здравоохранения

ФедералПресс
АвтоВАЗ: перестройка и экспансия АвтоВАЗ: перестройка и экспансия

Флагман российского автопрома наращивает выпуск автомобилей. Впереди — изменения

Эксперт
«Мне больше не нужно общение с другими девушками»: как и почему рушится дружба между мужчинами и женщинами «Мне больше не нужно общение с другими девушками»: как и почему рушится дружба между мужчинами и женщинами

Почему от нас уходят друзья, которые вступают в отношения?

Psychologies
В одном окопе В одном окопе

Россия обнаружила значительный потенциал сотрудничества с Ираном

Эксперт
Уметь = преуспеть Уметь = преуспеть

Есть такие особенные умения, которые пригодятся везде и всегда

Добрые советы
Батареи — огонь! Батареи — огонь!

«Росатом» становится ключевым игроком в отечественной электромобильности

Эксперт
Утренний и вечерний фитнес Утренний и вечерний фитнес

Когда надо тренироваться – утром или вечером? Свои плюсы и минусы есть во всём

Здоровье
Где родился, там и пригодился: хорошая ли идея, долгое время работать в одной компании? Где родился, там и пригодился: хорошая ли идея, долгое время работать в одной компании?

Однако можно ли считать 10 лет в одной компании большим опытом?

ТехИнсайдер
«Ночь заводов»: зачем в действующих цехах устраивают перформансы и концерты «Ночь заводов»: зачем в действующих цехах устраивают перформансы и концерты

Зачем делать действующие предприятия площадками для современного искусства

Forbes
Русская рыба Русская рыба

Почему долгое время не было интереса к местной рыбе и когда все поменялось

Bones
Как позаботиться об отношениях: спокойствие и принятие. Часть 1 Как позаботиться об отношениях: спокойствие и принятие. Часть 1

Как система CARE позволит улучшить связи с людьми

Psychologies
Цифровой рубль. Что это и зачем он нужен Цифровой рубль. Что это и зачем он нужен

Чем цифровая валюта отличается от безналичной оплаты?

Inc.
Хотите быть счастливой парой? Запомните эти 10 советов Хотите быть счастливой парой? Запомните эти 10 советов

Психолог рассказала, какие действия можно предпринять для улучшения отношений

Psychologies
Современный паноптикон: как Китай построил полицейское государство с помощью IT Современный паноптикон: как Китай построил полицейское государство с помощью IT

В Синьцзян-Уйгурском районе: современная антиутопия под постоянным наблюдением

Forbes
Неожиданные гастропары к шампанскому — советы виноделов и сомелье Неожиданные гастропары к шампанскому — советы виноделов и сомелье

Редиска и чипсы с крабом: нестандартные закуски к шампанскому

СНОБ
«Пришёл дать вам волю» «Пришёл дать вам волю»

30 августа 2022 года ушёл из жизни Михаил Сергеевич Горбачёв. Вспоминаем

Дилетант
Как полюбить бег по-настоящему Как полюбить бег по-настоящему

5 советов от тех, у кого получилось полюбить бегать

Лиза
«Лиза тяжело болела. Смерть наступила мгновенно»: Жека впервые раскрыл подробности состояния жены перед самоубийством «Лиза тяжело болела. Смерть наступила мгновенно»: Жека впервые раскрыл подробности состояния жены перед самоубийством

Жека рассказал, что у Елизаветы Крапивиной было тяжелое психическое заболевание

VOICE
Падшие кумиры: в чем сотрудники обвиняли Lizzo, Эллен Дедженерес и других звезд Падшие кумиры: в чем сотрудники обвиняли Lizzo, Эллен Дедженерес и других звезд

Знаменитости и люди искусства, которых обвиняли в плохом отношении к сотрудинкам

Forbes
Супер в формате «Миди» Супер в формате «Миди»

Яхта Midi Ilumen M35 — самый впечатляющий подарок тому, у кого все есть

Y Magazine
Это надо видеть! Это надо видеть!

Уникальные и необычные достопримечательности в разных уголках нашей страны

Лиза
Укус пчелы: как выглядит, чем опасен и как избежать Укус пчелы: как выглядит, чем опасен и как избежать

Укус пчелы — малоприятный опыт, а для некоторых — опасный. Как этого избежать?

РБК
Как электричество «Москвича» действует на людей: тестируем на дорогах и не только Как электричество «Москвича» действует на людей: тестируем на дорогах и не только

«Москвич 3е» — яркий автомобиль, встреча с которым запомнится надолго

Maxim
Большая разница? Мозги самцов и самок по-разному реагируют на хронический стресс Большая разница? Мозги самцов и самок по-разному реагируют на хронический стресс

Реакция клеток мозга на стресс отличается в зависимости от пола животного

ТехИнсайдер
Как спрятать нависшее веко под наращиванием: этот эффект лучше всего замаскирует проблему Как спрятать нависшее веко под наращиванием: этот эффект лучше всего замаскирует проблему

Как скорректировать нависшее веко с помощью наращивания? Рассказывает эксперт

VOICE
«Цезарь идёт!» «Цезарь идёт!»

«Alea iacta est» — то ли сказал, то ли не сказал Цезарь, когда переходил Рубикон

Дилетант
Виктория Портфолио Виктория Портфолио

Виктория Портфолио — самый профессиональный инфлюенсер Петербурга

Собака.ru
Открыть в приложении