Разговор с режиссером Рут Хоф и её мужем Гаем Сааром Русо

Seasons of lifeКультура

Воспоминания — и дом, и путь нашей жизни

Это слова из сертификата, который получает каждый человек в конце перформанса «Кладовая памяти». С режиссером Рут Хоф мы встречаемся у нее дома, на одном из Иерусалимских холмов. Говорим втроем с мужем Рут. Художник Гай Саар Русо — соавтор почти всех ее проектов.

Текст Ольга Сергеева, Фотографии Татьяна Серегина, Аня Тодич

Вы часто спорите?

Р: Да.

Г: Нет.

(Смеются.)

Р: В работе — нет.

Г: Рут создает содержание, а я ему нахожу форму.

Р: Мы танцуем вместе.

Г: Мы не танцуем.

Р: Работая с пространством. Приходим в новое место — и сразу появляются идеи, подхватываем их друг за другом. Как в танце — чувствуем одно и то же.

Г: Да, это танец.

Осенью «Кладовая памяти» снова будет в «ГЭС-2». Будет что‑то новое по сравнению с весной?

Почти ничего. Но за восемь лет этот перформанс очень изменился. Вообще я придумала его к Дню Независимости Израиля. В этот день вспоминают солдат, отдавших свои жизни за страну. Это важный и тяжелый день. И у меня появилась идея создать что‑то вроде Офиса воспоминаний. Но поработать не с коллективной памятью, а с личными воспоминаниями. Тогда это был небольшой проект, потом у него немного изменилось название, и постепенно сложилась та структура, которая есть сейчас: 11 «станций», на каждой из которых происходит нечто, натягивающее веревку воспоминаний и поднимающее на поверхность что‑то очень важное.

Это непривычные для нас способы. Можно заказать что‑то в Баре памяти, послушать музыку, которую подберет для вас диджей памяти, составить фоторобот важного для вас человека, написать на камне воспоминание и бросить в воду.

Что воспоминания дают человеку? Почему они нам нужны?

Р: У меня так много ответов. Ты первый!

Г: Я думаю, мы можем трансформировать наши воспоминания и в итоге менять судьбу.

Р: Для меня воспоминания — история жизни. Мы можем идти с ними рука об руку или отделяться. Не обязательно помнить все. Это нормально — забывать что‑то.

Но вопрос в том, почему сегодня именно это воспоминание пришло. Вот это для меня самое важное в путешествии в «Кладовую памяти». Тебя ведет твое пригласим его на шавуот». Он был как раз на следующий день.

Г: Мы разъехались на несколько лет, но стали хорошими друзьями. Я дал ей время.

Р: Мне был всего 21 год!

Г: И она выросла. А потом, когда мы стали жить вместе, вырос я.

(Смеются.)

Почему вы живете в Иерусалиме?

Р: Это мой родной город. И хотя в Тель-Авиве бывают проекты, это не то место, где я могла бы жить. Он слишком быстрый, слишком напряженный и слишком дорогой. А в Иерусалиме по‑другому. Район, в котором мы живем, похож на деревню. Смотрите, сколько зелени, наши соседи очень разные, тут и ортодоксы, и нерелигиозные люди, и арабы-христиане, и либералы, и консерваторы.

Г: Мой отец был дипломатом, и нам приходилось переезжать каждые три года: мы меняли страны. Потом я учился в Тель-Авиве. Никогда не думал, что буду жить в Иерусалиме, но я нашел здесь покой. Моя студия находится просто в лесу.

Р: И у нас есть целое сообщество здесь. Мои подруги собираются каждые две недели у кого‑то дома. У одной личный кризис, у другой с детьми сложности, и вот садимся в круг, слушаем, советуем, придумываем, как помочь. Плачем вместе иногда. Это очень терапевтично. Наши мужья смотрели-смотрели и тоже начали собираться в этом году.

А насколько вам интересна политика?

Р: Я человек культуры, а она не может существовать без свободы разума, свободы критики, свободы мышления, свободы диалога.

Г: У нас есть одна страна, и мы видим, что случается, когда у правительства появляется слишком много власти.

Как вы думаете, помогает ли культура людям жить?

Р: Для меня это как хлеб и вода. Кто‑то считает, что в кризисные времена не до этого. Но даже в холокост была культура.

Г: Наша культура выросла из древней библейской традиции. Но это нам не помогло. Уже который раз мы создаем все снова, и снова, и снова.

Вы религиозны?

Р: Я не религиозна.

Г: Она религиозна.

(Смеются.)

Г: Это в твоем сердце. Ты из религиозной семьи.

Р: У меня всегда были сомнения в этих вопросах. На самом деле я думаю, что сомнение — это еще один способ обрести свободу.

Г: Для меня «религиозный» значит духовный. Так что я тоже в каком‑то смысле религиозный человек. Моя молитва — по утрам сделать детям бутерброды в школу.

Но вы отмечаете традиционные праздники, собираетесь на шаббатний ужин?

Р: Больше всего я люблю Рош ха-Шана и Йом-Кипур, они дают возможность оглянуться назад и заглянуть вперед.

Г: Она религиозна.

(Улыбается.)

Кто для вас главный учитель в жизни?

Р: В первую очередь я думаю о маме и о Гае. И дети многому нас учат. Мы недавно шли с младшей по улице, и она спрашивает меня: «Мама, ты знаешь, что такое быть счастливой?» — «Что?» — «Это когда ты можешь сказать: я люблю себя». Я думала, она скажет: любить маму, любить папу, любить котика.

Г: Я думаю, из‑за того, что я много переезжал в юности, выживание было одним из моих учителей. Не самая хорошая школа. А вообще выставки, книги. И наши разговоры с Рут. Вот кто главный учитель в моей жизни.

Как к вам приходят новые проекты?

Р: Сами. Тфу-тфу.

(Рут произносит это по‑русски. И мы все хохочем.)

Травма может стать дверью, которая ведет и в дом, и от дома и приводит нас на тропу исцеления. Рут Хоф

Послушайте плейлист к статье

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Открыто Открыто

Разговор с Авиве Левинсон о семье и фестивале Open House

Seasons of life
Партком тут бессилен Партком тут бессилен

Как советская производственная драма оказалась политической

Weekend
Штраф за домовитость Штраф за домовитость

Гендерное неравенство имеет глубокие институциональные и культурные корни

Эксперт
Украшения Украшения

Оригинальная форма, полёт фантазии и виртуозная техника исполнения

Robb Report
Громкое имя Громкое имя

Почему Seville стремится на мировую сцену и сколько раз считает нужным влюбиться

VOICE
Татьяна Правдина: «Когда Зяма смотрел свои фильмы, всегда говорил: «Это — не то!» Татьяна Правдина: «Когда Зяма смотрел свои фильмы, всегда говорил: «Это — не то!»

Актеру Зиновию Гердту было 44 года, а переводчице Татьяне Правдиной — 32

Коллекция. Караван историй
Куда пропала правобережная мурома Куда пропала правобережная мурома

Находки с правого берега Оки позволили по-новому взглянуть на мурому

Наука
Как прожить горевание и вернуться к жизни: советы себе и окружающим Как прожить горевание и вернуться к жизни: советы себе и окружающим

О чем нам стоит знать, чтобы справиться с проживанием горя?

Psychologies
Тело как «Лего» Тело как «Лего»

Производители протезов борются за саморегулирование рынка ради пациентов

Эксперт
«Во власти непережитых чувств»: чем чреваты семейные тайны «Во власти непережитых чувств»: чем чреваты семейные тайны

Отрывок из книги «Миф, в котором я живу»: к чему приводят семейные секреты?

Psychologies
Десять лет — Восток нормальный Десять лет — Восток нормальный

Как изменился Дальний Восток за десять лет?

FP. BusinessReview
Сибирский вайб: 5 перспективных молодых артистов из северного региона Сибирский вайб: 5 перспективных молодых артистов из северного региона

Фрэшмены из Сибири, имеющие все шансы стать звездами

Maxim
Яркий джапанди Яркий джапанди

Скандинавский и восточный минимализм в интерьере квартиры в Казани

Идеи Вашего Дома
Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас» Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас»

«Когда соглашалась на эту роль, даже не думала, с чем столкнусь»

Караван историй
Что знали о будущем и чего ждали от него в Средневековье Что знали о будущем и чего ждали от него в Средневековье

Будущее и Средневековье: кометы, предзнаменования и шедевр романской живописи

РБК
Окончательное решение человеческого вопроса Окончательное решение человеческого вопроса

«Дикая планета»: что французская антиутопия 1973 года говорит о современности

Weekend
Практичный контемпорари Практичный контемпорари

Стильное пространство с интересными деталями

Идеи Вашего Дома
Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова

Раневская никогда не была настолько экстравагантна, как ее пытаются представить

Караван историй
«Пиксель. История одной точки» «Пиксель. История одной точки»

Как инженеры создали первые цифровые изображения

N+1
«Изменилось только название наших шин» «Изменилось только название наших шин»

Крупнейший российский шинный завод Ikon Tyres сменил зарубежного собственника

Эксперт
Тур де Кавказ Тур де Кавказ

На Geely Atlas Pro до Эльбруса и назад

Автопилот
Эффекты стиля мемфис Эффекты стиля мемфис

Выразительное оформление современной квартиры

Идеи Вашего Дома
Будущее вопросительно Будущее вопросительно

Алексей Андреев стоял у истоков русскоязычного сегмента интернета

Правила жизни
Цугцванг: как выбраться из тупика. Советы психологов Цугцванг: как выбраться из тупика. Советы психологов

Цугцванг в жизни: что делать, когда задуманное не совпадает с реальностью

РБК
Ядерные полигоны и могильники: где хранят радиоактивные отходы Ядерные полигоны и могильники: где хранят радиоактивные отходы

Какую опасность для окружающего мира представляют радиоактивные отходы?

ФедералПресс
Полезные бактерии. 5 простых способов восстановить микробиом кишечника Полезные бактерии. 5 простых способов восстановить микробиом кишечника

Налаженная работа пищеварительных органов – основа хорошего самочувствия

Лиза
Как вырастить сердце Как вырастить сердце

Биопринтинг выходит из лабораторий в область медицинского применения

Эксперт
8 правил, которые помогут сохранить счастливые отношения навсегда 8 правил, которые помогут сохранить счастливые отношения навсегда

Несложные правила, которые поддержат ваши отношения

VOICE
В ответе за все В ответе за все

Энергии Александра Петрова можно только позавидовать

OK!
Такси высокого полета Такси высокого полета

Как и на чем мы будем передвигаться через несколько десятилетий

РБК
Открыть в приложении