«Дождь, пар и скорость» Уильяма Тернера, или Как Великобритания пересела на железнодорожные рельсы
В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. В новом выпуске погружаемся в пучину промышленной революции в Великобритании начала XIX века, а также смотрим на картину великого Уильяма Тернера в срезе эпохи.
«Дождь, пар и скорость» —картина Уильяма Тернера, английского художника, писавшего в жанре романтизма. Ряд его работ, включая предмет этого разбора, отличает довольно нестандартная для романтизма реалистичность. По этой причине по всех упоминаниях Тёрнера говорится, что он «вдохновил импрессионистов» и был «предтечей импрессионизма».
Написанная в 1844 году картина «Дождь, пар и скорость» — действительно удивительная. Тернер смог передать движение поезда сквозь дождь столь же талантливо, как Айвазовскому удавалось писать волны. Но что чувствовали современники Тернера, когда смотрели на эту картину? В каком историческом контексте она была написана?
Объездив всю Англию, Шотландию и половину Европы в дилижансах, Тернер был одним из первых, кто протестировал более быстрый и удобный способ передвижения. После поездки по Большой западной железной дороге, связывавшей юго-запад и западные земли с Лондоном, Тернер впечатлился и написал картину — считается, что на ней как раз изображен железнодорожный мост Мейденхед и вид на восток, в сторону Лондона.
В то время английское общество со скоростью изображенного паровоза приближалось к пику железнодорожной мании.
Строительство в 1830 году первой в мире железной дороги, связавшей два крупных города, промышленный Манчестер и портовый Ливерпуль, запустило железнодорожную революцию. Сама дорога была вполне коммерчески успешна, а отмененный правительством в 1825 году " data-title="">«акт о пузырях» позволял, по сути, любому количеству лиц инвестировать в новые компании. Инвестировать в железные дороги считалось выгодным, и это делали очень многие, иногда вкладывая буквально все, что у них было. По сути, любой мог открыть компанию, получить инвестиции и землю под строительство. Никто не проверял, будет ли этот проект в итоге успешным, нормативы были введены позднее.