Язык перемен
Новый женский язык – о чем он? Насколько громко и аргументированно мы говорим и хорошо ли нас слышно?
Я есть!
Меня радует, что сегодня женщины больше готовы говорить про себя. Не про отношения, не про партнера, не про детей, а именно про себя. Появляется больше женского «я». Не я как жена, мама и еще 20 тысяч других ролей, а именно я как женщина, личность, человек. Этого «я» становится больше в языке через местоимения, глаголы, определенные выражения.
Еще недавно в нашей речи превалировало «я должна», теперь чаще слышится «я хочу». Оно заменяет и неуверенные выражения «мне хотелось бы, было бы неплохо, я была бы рада». Хочу сделать карьеру, хочу попробовать другую профессию, хочу изменить жизнь, поменять партнера, найти себя. «Хочу» стало больше. Я бы даже сказала, сейчас это основное, с чем обращаются женщины ко мне как к психотерапевту. Это значит, что процесс женской эмансипации пусть медленно, но все-таки происходит и женщины освобождаются от домашнего ярма.
Мы начали понимать, что жизнь не заканчивается в 40–50 лет. Хотя еще лет 10–15 назад это было так. Предпенсионный возраст, климакс, старость и статус бабушки, человека, который уже достаточно пожил и теперь пришло время заниматься исключительно внуками, – вот что ждало нас в этом возрасте. Сейчас мы пришли к пониманию, что женщина в 40+ не является отработанным материалом ни в каком смысле. Что жизнь в этом возрасте не только не заканчивается, а впереди еще примерно такой же временной кусок жизни, и в связи с этим возникает очень много вопросов про то, чем я буду заниматься, как жить, с кем? По моим наблюдениям последних пяти-семи лет, женщины 45+, наконец-то, догадались, что более подходящие для них партнеры находятся где-то в районе 30 лет, а вовсе не там, где 45, а иногда даже и помладше. И они не боятся идти в эти отношения. Мы готовы об этом говорить, делиться своими планами.
Хочу-могу-делаю
Другой вопрос, что хочу не всегда значит могу. И наоборот. Сложности с «могу» возникают, потому что часть женщин в России живет в условиях несвободы – для изменений недостаточно финансов, технически невозможно куда-то уехать и пр. Им приходится пробовать новое в условиях ограничений.
Но еще чаще препятствием становится наша закрепощенность – внутренняя, а не внешняя несвобода. Идея, что всё только начинается и надо думать о себе, спотыкается о большую кучу мусора, которую сформировали воспитание, общество, все предыдущие годы жизни. Для того чтобы избавиться от нее, нужно время.
С «хочу» на самом деле тоже бывают сложности, потому что иногда за ним скрывается желание осуществить мечты себя 20-летней. И реализовывать их в 40 не вариант – уже будет совсем не тот эффект. Поэтому важно найти то, чего хочется именно сейчас. А для этого нередко бывает нужно провести серьезную работу над собой.
Во весь голос
Австралийская феминистка Дэйл Спендер в своей книге «Мужчина создал язык» рассказывает об одном исследование, которое она проводила 1980-е в США. Как выяснилось, если женщина занимает хотя бы 30% эфира в разговоре, мужчина начинает считать, что она доминирует, что ее слишком много. Мне кажется, современный женский язык должен существовать для того, чтобы эта цифра менялась. Потому что 30% – это не то, что про доминирование, а даже близко не подходит к равенству. И само присутствие в нашей речи, в обсуждениях как можно большего количества всего о женщинах – это уже будет колоссальным шагом к изменениям.