Дом оторвался от корней: как переносят здания
Среди инженерных задач, которые приходилось решать человечеству, есть такие, что вызывают в душе нечто вроде священного трепета. Перенесение зданий с места на место явно из таких. В самой идее оторвать дом от матушки земли уже ощущается что-то противоестественное и безвозвратное. Но если надо – значит, надо, и еще в XV веке легендарный Аристотель Фиораванти (до того как стать русским архитектором и военным инженером) передвинул на своей итальянской родине колокольню.
Нам, жителям России, а москвичам особенно, тема переноса зданий весьма близка, ибо были в нашей недавней истории времена, когда центр столицы России с ее «старорежимной» застройкой активно приспосабливали к светлому коммунистическому будущему. Тогда, в 1930-х, согласно Генеральному плану реконструкции Москвы через центр было решено проложить несколько широких улиц. Там, где новым проспектам было тесно, превращались в щебень целые кварталы. Но все же некоторые дома заслужили особой участи — их не снесли. Их просто подвинули. Самые известные здания, переехавшие по новому адресу, — тогдашнее здание Моссовета (изначально дом генерал-губернатора постройки М.Ф.Казакова), подворье Саввинского монастыря, здание Глазной больницы — все на Тверской улице.
Об истории московских «перестановок», о выдающемся инженере Эммануиле Генделе, руководившем перемещениями, написано уже немало. Однако не менее интересно взглянуть на саму технологию переноса здания с места на место. Ведь даже непосвященному понятно, что главные проблемы, которые приходится решать инженерам, — это огромный вес перемещаемого объекта и его хрупкость. Дом надо очень деликатно оторвать от фундамента, приподнять, перенести и ухитриться при этом его не разрушить.
Железо в землю
Первым делом необходимо каким-то образом отделить дом от основания. Для этого вокруг здания отрывают траншею, а затем отрезают его от фундамента. В практике московских передвижений в качестве режущего инструмента использовались металлические тросы. Разумеется, на этом этапе здание никуда не поедет: достаточно слегка сдвинуть его с места — и оно начнет разрушаться. Прежде чем путешествие начнется, кирпич, камень или дерево придется скрепить.
Первый шаг — укрепление здания так называемыми поясными балками. Другой вариант — опоясывание дома бетонным монолитом. Следующий шаг — сооружение мощной металлической рамы, на которой здание и отправится в путь.
Наружные и внутренние стены, которые окажутся перпендикулярными к направлению движения, наиболее уязвимы, поэтому их требуется укрепить особо. В стенах проделывают продольные борозды (штрабы), куда вмуровывают мощные железные балки в виде двутавра. Эти укрепляющие конструкции называются рандбалками. Ниже рандбалок в стенах пробивают проемы для рельсовых путей (они пойдут перпендикулярно рандбалкам). На проложенные рельсовые пути устанавливают катки, а на них — так называемые ходовые балки. Над ходовыми балками размещают балки поперечные, которые жестко скрепляются с рандбалками, но ходовых пока не касаются. Так опорная рама обретает свой окончательный вид. Наконец, в оставшийся просвет между ходовыми и поперечными балками вбивают металлические клинья. В этот момент вес здания переносят с фундамента на катки, поставленные на рельсы. Осталось разобрать участки кладки между просветами для рельсовых путей, и