Жизнь в искусстве
Живописные полотна, скульптура и арт-объекты способны наполнить любое место новой аурой. И отельеры этим активно пользуются. Фокус в том, чтобы не перейти тонкую грань и не превратить пространство для жизни в музей.
Le Royal Monceau Raffles, Париж
Возможно, известный французский дизайнер Филипп Старк за последние годы слегка вышел в тираж, но когда в 2008 году ему предложили заняться реновацией легендарного отеля Le Royal Monceau в родном Париже, он дал волю таланту. До реновации Le Royal Monceau был типичным представителем унылой роскоши – с интерьером в пастельных тонах, с лепниной и канделябрами. Пригласив Старка, управляющая отелем компания Raffles решила пойти на отчаянный шаг: извести в декоре всю классику и дистанцироваться от стереотипов, благо в Париже хватает отелей с привычным французским шиком. Взамен в гостинице поселилась характерная эклектика в духе Старка – гремучая смесь из стилей и образов, каждый квадратный метр которой тянет изучать и разглядывать. Классический отель Старк и товарищи превратили фактически в арт-объект. Историческая лестница и канделябры – немногое из того, что пощадил дизайнер, но и их он интерпретировал на свой лад: зашил стены по периметру лестницы в зеркала, отчего двадцать две хрустальные люстры Baccarat размножились до бесконечности. Игра с отражениями в Le Royal Monceau, очевидно, захватила Филиппа Старка, и помимо зон общего пользования он остеклил ванные комнаты в каждом номере так, что некоторые гости теряются в мириадах собственных отражений. Для натирки всех этих зеркал отелю пришлось завести отдельный штат горничных, но что поделаешь – искусство требует жертв.
Нестандартные планировки с кроватью посреди номера, за изголовьем которой прячется небольшая гостиная, замысловатая мебель, креативное освещение, игра паттернов и фактур – декор сам по себе получился произведением искусства, но арт-концепция развернулась еще шире. В отеле появились бутик с книгами по искусству и арт-сувенирами по цене от тридцатки до двадцати тысяч евро, собственная художественная галерея Art District и девушка по имени Жюли Эжен на первой в мире должности арт-консьержа. Для интересующихся искусством гостей она придумывает индивидуальную программу пребывания в Париже, назначает встречи с галеристами и арт-дилерами и водит экскурсии по отелю – в коллекции Le Royal Monceau больше трех сотен произведений искусства. Их для гостиницы подбирал известный куратор Эрве Микаэлов, он же привез в Le Royal Monceau целое стадо деревянных оленей Николая Полисского, собранных в инсталляцию в одном из холлов.
Художники и иллюстраторы, дизайнеры и скульпторы – помимо Старка к совершенствованию деталей привлекли с десяток специалистов. Когда в процессе реновации под штукатуркой обнаружили старинную монастырскую стену, ее оставили в первоначальном виде, дополнив лишь современными витражами. Когда решили, что зеркалам в холлах не хватает хулиганства, заказали английскому иллюстратору Стивену Смиту монохромные стикеры с забавными сюжетами и обклеили ими зеркала.
Как в фильмах великих режиссеров всегда находятся отсылки к работам коллег и предшественников, так и в декоре Старка хватает цитат. В номерах есть лампы по мотивам керамики Пабло Пикассо – с керамическим основанием, черной глазурью и позолотой. Старк использовал ту же глину, что и испанец, даже обжигал ее в той же печи. Над прикроватными тумбочками висят черновики и рисунки Жана Кокто, а на постельном белье вышит его профиль. Кокто частенько останавливался в отеле и чувствовал себя здесь как дома. Это чувство Филипп Старк поставил во главу угла при переделке отеля: эффектный и эксцентричный дизайн он наградил теплом и ощущением уюта. С новым интерьером и старыми, проверенными традициями гостеприимства Le Royal Monceau с легкостью получил статус Palace – высшую категорию во французском гостиничном бизнесе.
Baglioni Hotel Regina, Рим
Здесь когда-то жила королева Маргарита Савойская. После смерти короля Умберто I ей пришлось съехать из дворца и подумать о другом жилище. Строительство новой виллы затягивалось, и королева с ее двором обосновалась в отеле надолго. Надо сказать, ей тут так понравилось, что, когда наступило время переезда, она милостиво разрешила добавить к названию отеля слово Regina («Королева»). Отсюда дворцовый размах и шик главного салона, где и сейчас можно было бы снимать исторические, костюмные фильмы. Приходишь выпить кофе, а чувство такое, будто попал на съемочную площадку «Леопарда» или «Гибели богов»: полутьма, пунцовый атлас стен, позолота канделябров, старинные полотна в тяжелых рамах, столовое серебро, сохранившееся еще с королевских времен Савойской династии… Раньше здесь любили устраивать литературные и музыкальные вечера, выступали знаменитые певцы и поэты. В эпоху dolce vita 1950–1960-х годов отель стал одним из самых важных адресов в списках всех римских папарацци. Днем они черной стаей рыскали по Via Veneto в поисках новой жертвы-звезды, а вечерами непременно дежурили у парадного подъезда Baglioni Regina с ажурным навесом. Знали наверняка, что без улова не останутся. Сейчас, конечно, уже не те времена, но по уровню звездных имен отель по-прежнему держит планку выше некуда. Особенной популярностью пользуется ресторан Brunello, где уже много лет царствует один из главных римских шефов Лучано Сарци Сартори. Чьи только автографы не найдешь в увесистом гостиничном фолианте, похожем на Библию Гутенберга: тут и Джордж Клуни, и Дженнифер Лопес, и Николь Кидман… Весь голливудский генералитет! Однако в Рим приезжают не только вкусно поесть, но и полюбоваться на вечную красоту. Такой шанс есть у постояльцев Roman Penthouse, расположенного на последнем этаже отеля, с террасы которого открывается захватывающая дух панорама на сады Боргезе (они совсем близко!) и Колизей (он сильно дальше, но тоже находится в пешей доступности). Вид, конечно, не сможет заменить походов по этим достопримечательностям, но наверняка станет прекрасным прологом к вашей встрече с вечным Римом.
HoteL Arts, Барселона
Он так и называется, «Отель искусств» – Hotel Arts. Потому что сам как произведение искусства. Его автор, знаменитый архитектор Брюс Грэм, выбрал место как раз напротив олимпийского порта в районе Villa Olimpica. Сталь, стекло и море. Такое чувство, что, когда переступаешь порог номера, попадаешь в каюту тихоокеанского лайнера. Даже чуть-чуть пошатывает, как при морской качке. Все-таки сорок четыре этажа – самое высокое здание Барселоны. Но от видов из окон не можешь оторваться. Синяя гладь обступает со всех сторон: поутру она освещена лучами восходящего солнца, вечером погружена в непроницаемую тьму, подсвеченную по краям мириадами огней набережной Барселонеты. Здесь жизнь, музыка, опьяняющие запахи даров моря, молодость мира, рассекающая на скейтах. И конечно, много первоклассного искусства. Достаточно сказать, что и сам отель, и ландшафтная зона вокруг со знаменитой скульптурой «Рыба» Фрэнка Гери, напоминающей своими очертаниями скелет гигантского дирижабля, давно входят в список обязательных достопримечательностей Барселоны.